Презентация на тему "Социология как наука"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Социология как наука" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Социология как наука

    Артюхина А.И., к.м.н., д.п.н. профессор каф. социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий Волгоград 2012 Волгоградский государственный медицинский университет

  • Слайд 2

    Литература

    Кравченко А.И. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2002. – 384 с. Дополнительная – 1.Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. 2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с. 3.Фролов С.С. Социология. – М.: «Логос», 1996. – 360 с.

  • Слайд 3

     

    Тема I. Социология как наука Предпосылки возникновения социологии как науки Методы социологии Объект и предмет социологии

  • Слайд 4

    Литература

  • Слайд 5

    Понятие «социология»

    наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал "обществоведение"

  • Слайд 6

    Слово социология образовано из двух корней, имеющих латинское и греческое происхождение. Первый корень, socius является латинским и означает "общественный", logos - слово греческое и означает оно "учение".

  • Слайд 7

    1. Предпосылки возникновения социологии как науки

    Возникновение и развитие социальных наук зависит от целого ряда причин: 1) от наличия общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в обществе и общественной жизни и 2) от исторических условий ‑ именно они составляют социально-исторические предпосылки возникновения социологии 3) от накопленных знаний и их организационной структуры, а также 4) от существования своего специфического предмета – это теоретические предпосылки возникновения социологии

  • Слайд 8

    Социально-исторические предпосылки возникновения социологии

    Социология возникает в конце 30-х начале 40-х годов XIX века. В социальной сфере это время было крайне не стабильно. Традиции рушатся, общественная жизнь становится непредсказуемой. Для среднего класса, ориентированного на эффективность деловой активности, такая ситуация чревата негативными последствиями. в обществе возникает объективная потребность в познании закономерностей общественного развития, то есть в знании устойчивых, повторяющихся, существенных и необходимых социальных связей. Обладая таким знанием, социальный субъект (человек, группа) может организовывать свою деятельность с высокой вероятностью достижения поставленной цели.

  • Слайд 9

    Теоретические предпосылки возникновения социологии

    1. Философское знание. Стремление понять сущность общества наблюдается уже в античности: Платон, Аристотель Эпоха Возрождения: Н. Макиавелли, М. Монтень, Т. Мор и др. Новое время: К. Гельвецкий, Д. Дидро, Ж. Руссо и др. Усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни привели к необходимости изучения взаимодействия между людьми, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. В результате появилась потребность в науке, которая изучает сообщества людей их структуру, поведение, особенности взаимодействия.

  • Слайд 10

     

    2. Географо-антропологическое знание. С XVI в. европейцы активно осваивали новые территории. Происходило накопление новых знаний о необычных и непривычных укладах общественной жизни, культурах, резко отличающихся от европейской, о различной внешности людей и тп. В открывающихся национальных научных Географических обществах путешественники и антропологи вели дискуссии о том, какие признаки жизни считать общественными, и постепенно пришли к мысли о том, что эти столь различные культуры представляют собой формы общественной жизни, находящейся на разных стадиях развития. Подобный взгляд соответствовал во-первых, эволюционистским идеям того времени, во-вторых, подтверждал наличие закономерностей в обществе.

  • Слайд 11

     

    3. Естественнонаучное знание. К началу XIX века наука становится социально значимым феноменом существенные достижения естественных наук в биологии, математике, физике, химии, экспериментальной медицине и физиологии. Естественные науки в целом и естественнонаучные методы признавались наиболее эффективными в процессе познания мира. Методы естествознания доказали свою эффективность и в науке и в ее прикладном применении. Поэтому и новая наука об обществе, по мнению ее основоположников, должна была опираться на методы естественных наук, характеризующихся точностью, воспроизводимостью и доказательностью.

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

     

  • Слайд 14

     

  • Слайд 15

     

  • Слайд 16

     

  • Слайд 17

     

  • Слайд 18

     

  • Слайд 19

    Понимая социологиюкакнауку, изучающую взаимодействие людей друг с другом и его социальные результаты, можно представить структуру общества как взаимосвязь трех социокультурных систем.

  • Слайд 20

     

  • Слайд 21

    Содержание неопозитивизма какнауки о социальном поведении. Основные положения данного течения в трудах социологов А. Звоницкой, К. Тахтарева

  • Слайд 22

    Предпосылки возникновения социологии как наукиВывод.

    Социальная необходимость изучения, объяснения и прогнозирования социальных процессов, накопившийся теоретический опыт в философии, информация об антропологическом разнообразии и о многообразии типов обществ, а также использование естественнонаучных методов познания стали основой создания новой науки об обществе – социологии.

  • Слайд 23

    Огюст Конт

    предложил классификацию наук которая начинается с математики, астрономии, физики, химии, биологии, и заканчивает высшей наукой – социологией. Социология изучает неизменные естественные законы строения (социальная статика), развития и функционирования общества (социальная динамика). Социальная статика, основывается на представлении что общество – это совокупность семей. В обществе действует система разделения труда, которое лежит в основе социальной солидарности. Социальная динамика – это теория социального прогресса. Главный закон социального прогресса – закон трех стадий.

  • Слайд 24

    2. Объект и предмет социологии

    Объект науки (научного исследования) ‑ часть реальности, очерченная границами научного исследования. Предмет исследования – определенный аспект, сторона той части реальности, которая выступает объектом. Объектом социологии выступает общество, предметом– социальные структуры, институты и группы. Социология это наука об общих закономерностях строения и развития социальных явлений и процессов.

  • Слайд 25

    информационные объекты социологии

    демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и методов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческих (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями);

  • Слайд 26

    Структура предмета социологии

    ядро ядро Социальные общности

  • Слайд 27

    Объект социологии

  • Слайд 28

     

  • Слайд 29

    Определение социологиикакнауки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, можно, по Гюнтеру Висведе (GunterWiswede, 1991, 20), представить наглядно следующим образом.

  • Слайд 30

     

  • Слайд 31

    Структура социологии

    1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества 2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем.

  • Слайд 32

    Процесс развертывания социологиикакнауки

  • Слайд 33

     

  • Слайд 34

    Функции социологии

    1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

  • Слайд 35

    Социология как система

    1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии; 2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений; 3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных; 4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

  • Слайд 36

    Система основных категорий и законов в социологии

    Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий 1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения; 2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления; 3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями; 4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

  • Слайд 37

     

  • Слайд 38

    Благодарю за внимание !

  • Слайд 39

    Кроме горизонтального строения социология, как и любая другая наука, имеет еще вертикальный срез. Его наглядным отображением может служить пирамида

  • Слайд 40

    Методы социологии

    1) Общенаучные методы: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование и другие 2) Собственно социологические методы: А) Методы количественного исследования – опрос (анкетирование, интервьюирование), контент-анализ Б) Методы качественного исследования: - фокус-группа, биографический метод, глубинное интервью, case-study

  • Слайд 41

    Основные требования к методам социологии

    Репрезентативность - свойство отобранной совокупности, которое полностью производит все признаки и свойства генеральной Достоверность – мера сопоставимости результатов разных исследований одного и того же объекта Валидность – степень соответствия средства измерения тому, что подлежало измерению, их взаимообусловленность и адекватность. Надежность – устойчивость и воспроизводимость результатов исследования во времени.

  • Слайд 42

    Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии

  • Слайд 43

     

  • Слайд 44

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд