Презентация на тему "Традиционные промыслы России"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация «Традиционные промыслы России» рассказывает нам о древних российских промыслах, которые использовались нашим народом испокон веков. Рассматривается резьба по дереву и кости, художественная керамика и декоративная роспись по металлу. Ну к и конечно кружевоплетение.

Краткое содержание

  • Резьба и роспись по дереву
  • Художественная керамика
  • Резьба по кости
  • Декоративная роспись на металле
  • Кружевоплетение

Содержание

  • Слайд 1

    Традиционные промыслы России

    Кушман Анна 7 «Б»

  • Слайд 2

    Содержание

    Введение
    | Резьба и роспись по дереву
    1.1 Художественные изделия из бересты
    1.2 Матрешка
    1.3 Хохломская роспись
    | | Художественная керамика
    2.1Филимоновская игрушка
    2.2 Скопинкая керамика
    2.3 Дымковская игрушка
    | | | Резьба по кости
    3.1 Чукотский костерезный промысел
    3.2 Тобольская резьба по кости
    \V Декоративная роспись на металле
    4.1 Уральские расписные подносы
    4.2 Жостовские подносы
    V Кружевоплетение
    5.1 Вологодское кружево
    5.2 Кировское кружево
    Вывод

  • Слайд 3

    Введение

    Народное декоративно-прикладное искусство- результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
    Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища, одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.
    Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.
    Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта.
    Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, обработка дерева и др.

  • Слайд 4

    Резьба и роспись по дереву

    1.1 Художественные изделия из бересты
    1.2 Матрешка
    1.3 Хохломская роспись

  • Слайд 5

    Художественные изделия из бересты

    Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у сибирских крестьян. Бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока. Сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в XV| | в. прорезную бересту стали использовать для украшения.
    Материалом для работы служит береста, заготовленная в мае-июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола дерева, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями.

  • Слайд 6

     

    Существует 3 вида изготовления изделий из бересты:
    ►Плетеные
    Они выполнялись из полос берёсты косым или прямым плетением. Ширина полосы могла быть от минимальной 5 мм. до 6-7 см. максимум. Размеры самих изделий очень разняться. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из берёсты не уступал по размерам своему собрату из досок. Основные типы это – корзина, пестерь, зобня, горлатка, сумка, короб.
    ►Пластовые
    Полотуха изготовлялась из двух-трех пластов бересты, которые прошивались и скреплялись
    корнем сосны или полоской бересты. Форма обычно прямоугольная в плане и низкая по высоте.
    Размеры разные в зависимости от назначения. Обычно полотухи использовались для временного хранения, сбора, переработки продуктов.Коробки проще по изготовлению.
    Они делались из одного пласта
    бересты,
    который сгибался и закреплялся
    обычно прутиком.

  • Слайд 7

     

    ►Комбинированный
    Самый распространенный тип из комбинированных изделий туес (сколотень плюс пластовая береста). Сколотень – это цилиндр из бересты, который снимается с березового кряжа. Размеры его могут достигать 50-60 см в высоту, от 5 до 30 см в диаметре. Он придает цилиндрическую форму туесу (бураку). Сверху сколотня из пластовой бересты рубашка, соединенная в замок. Сколотень скрепляется с рубашкой выворотным способом или прошивкой. Дно и крышка делаются из дерева. Крышка может иметь ручку-дужку или ручку-пупочку.
    Ручка – дужка из дерева или бересты.
    Рубашка может быть декорирована
    росписью, тиснением, резьбой.
    Из берёсты делались и простые древнейшие музыкальные инструменты – рожки и дудки. Охотники, подавали друг другу условные сигналы, подражали рёву лося. Пастухи могли с помощью рожка управлять движением стада.

  • Слайд 8

    Матрешка

    Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные "болванки" - "белье" - в арт-салоне или у самого мастера-токаря.
    Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.

  • Слайд 9

     

    Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.
    Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри…
    В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

  • Слайд 10

     

    Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка.
    С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

  • Слайд 11

    Хохломская роспись

    Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XV| |. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в
    нашей стране и за рубежом.
    При изготовлении изделие проходит множество стадий: вырезается из липы полуфабрикат, покрывается слоем жидкой глины, пропитывается льняным маслом, шпаклюется, ликвидируются трещины, затем вновь покрывается маслом.

  • Слайд 12

     

    Существует различное художественное оформление:
    ► Верховое письмо (роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод);
    ► Травка (написанные черным и красным цветом кустики и веточки);
    ► Под фон ( когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с
    небольшой штриховой разделкой);
    ► Кудрина ( узор, который отличается укрупненным размером, а все остальные формы напоминают круглящиеся растительные завитки).

  • Слайд 13

    Художественная керамика

    2.1 Филимоновская игрушка
    2.2 Скопинская керамика
    2.3 Дымковская игрушка

  • Слайд 14

    Филимоновская игрушка

    Филимоновская игрушка— русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
    Промысел игрушки возник в середине X|X века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XV| века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

  • Слайд 15

     

    Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

  • Слайд 16

    Скопинская керамика

    Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный вид народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
    Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось имя первого скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
    В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

  • Слайд 17

     

    Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

  • Слайд 18

    Дымковская игрушка

    Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
    Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

  • Слайд 19

     

    Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и
    расписывают.
    Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

  • Слайд 20

    Резьба по кости

    3.1 Чукотский костерезный промысел
    3.2 Тобольская резьба по кости

  • Слайд 21

    Чукотский костерезный промысел

    Чукотский косторезный промысел - наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках..
    Своеобразие этого искусства состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и "одушевляющим" его. Разнообразные предметы из кости выполнялись как необходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшалась гравированным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разгаданы, или скульптурным изображением, усиливающим функцию предмета, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте.
    Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха и скультурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке. На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события.

  • Слайд 22

    Тобольская резьба по кости

    Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению.
    В основном изображали северных жителей, занятых своими повседневными делами. Персонажи скульптур вырезались отдельными фигурами и затем размещались на подставке. При большом количестве фигур, деревьев и чума вся скульптурная группа напоминает макет, в котором рассказ о событии был важнее художественно- пластической организации прастранства.

  • Слайд 23

    Декоративная роспись на металле

    4.1 Уральские расписные подносы
    4.2 Жостовские подносы

  • Слайд 24

    Уральские расписные подносы

    Уральские расписные подносы стали изготовлять в 18в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками.
    По загрунтованному металлу наносился цветной фон, выполнялась с помощью кисти размашистая роспись веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения. Но её цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство поддносов.

  • Слайд 25

    Жостовские подносы

    Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
    В первой четверти Х|X века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. Так и появились Жостовские подносы, которые благополучно существуют и по сей день.

  • Слайд 26

    Кружевоплетение

    5.1 Вологодское кружево
    5.2 Кировское кружево

  • Слайд 27

    Вологодское кружево

    История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
    Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
    Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву .(7, электр. версия)

  • Слайд 28

    Кировское кружево

    Считается, что вятские кружева появились в начале XV| | | в. Во второй половине X|X в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарекая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
    Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками.
    Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты,
    построенные часто на
    контрастных
    сочетаниях редкой решетки
    с плотными насновками и
    полотнянкой.

  • Слайд 29

    Выводы

    В каждом из художественных промыслов есть богатейшие возможности для создания вещей, обладающих значительными эстетическими ценностями, что доказано и опытом мастеров предшествующих поколений, и работами мастеров нашего времени. Подтверждением этого служат коллекции музеев, в которых изделия народных мастеров хранятся наравне с произведениями живописи, скульптуры, графики.
    Невозможно переоценить значение кладези народных традиций для духовного воспитания и развития подрастающего поколения. С детского возраста мы обязаны знакомить детей с народными традициями, культурой для того, чтобы будущие поколения смогли сохранить и приумножить все то, что было накоплено веками, собрано по крупицам.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд