Презентация на тему "Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация "Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста" рассказывает нам о том как научиться лучше воспринимать текст. Какие есть методы восприятия текста и как правильно ими пользоваться.

Краткое содержание

  • Анализ текста
  • Лингвистический анализ
  • Дешифровка

Содержание

  • Слайд 1

    Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста

    Автор: Смелова Н.Г, учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»

  • Слайд 2

     

    Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения.
    Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.

  • Слайд 3

     

    • Вариант структуры лингвистического анализа текста: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей;
    • лексический комментарий;
    • анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.

  • Слайд 4

    Задачи перед учителем

    • объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск;
    • привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»;
    • в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.

  • Слайд 5

     

    В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления.
    «Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:

  • Слайд 6

     

  • Слайд 7

    В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам

    «Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»

  • Слайд 8

     

    Я люблю весною ранней
    Слушать, как журчит ручей
    И ловить в свои ладони
    Брызги солнечных лучей.
    Я люблю бродить по лужам,
    «наступать» на облака,
    Песни петь люблю и слушать,
    Как вокруг поет Весна.
    Я люблю взбежать на взгорье,
    Вызов ветру прокричать
    И подснежник первый, робкий
    Из- под ног своих сорвать.
    Я люблю, когда машины,
    Грязной брызгая слюной,
    Мчатся мимо, улыбаясь
    Белозубой шоферней.
    Я люблю на ярком солнце
    Зайчик в окна наводить,
    Добрые ловить улыбки
    И взамен свои дарить!
    Какое солнечное, яркое, «легкое» стих. «Я люблю весною ранней…»
    Мир природы не отделен от человеческих отношений. Природа – тот идеальный мир, куда уносится в мечтах лирический герой…

  • Слайд 9

    Результат лингвистического анализа данного стихотворения

    «В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»

  • Слайд 10

     

    С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка:
    «Найди в тексте

    • ключевые слова (словосочетания)
    • слова, употребленные в переносном значении
    • синонимы, антонимы, омонимы
    • слова, стилистически окрашенные
    • заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием).

    Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях).
    Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается втексте связь между предложениями, между абзацами.»

  • Слайд 11

     

    Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии.
    После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ:
    «Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?»
    О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:

  • Слайд 12

     

    «На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что
    «…под дождем слезится на горе
    Поруганный, опустошенный храм,
    Но – Божий…»

  • Слайд 13

     

  • Слайд 14

     

    Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции.
    Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор.
    Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.

  • Слайд 15

     

    Всем спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд