Презентация на тему " Виды человеческих знаний"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, которая рассматривает проблему человеческого познания и его виды. Автор достаточно подробно освещает существующие виды познаний, давая конкретные примеры из практики.

Краткое содержание

  • Термин «знание»
  • Виды знаний.
  • Научное познание
  • Социальное познание.

Содержание

  • Слайд 1

    Виды человеческих знаний.

  • Слайд 2

    План урока.

    • Термин «знание»
    • Виды знаний.
    • Научное познание
    • Социальное познание.


  • Слайд 3

    Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

    • Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
    • Как познавательно значимая информация
    • Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.

  • Слайд 4

    Виды знаний.

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

     

  • Слайд 7

    Научное познание

    Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.

    Антон Чехов.

  • Слайд 8

     

    Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знанийо природе, человеке и обществе.


  • Слайд 9

    Проверим домашнее задание:

    В чём состоят особенности научного познания?


  • Слайд 10

    особенности научного познания следующие:

    — объективность добываемого знания;

    — развитость понятийного аппарата (категориальность);

    — рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;

    — проверяемость;

    — высокий уровень обобщения знаний;

    — универсальность;

    — использование специальных способов и методовпознавательной деятельности.

  • Слайд 11

     

    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен,может изучать все в человеческом мире.

    Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

    Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

  • Слайд 12

    Проверим домашнее задание.

    Назовите основные уровни и формы научного познания.


  • Слайд 13

    Научное познание – уровни:

    • Эмпирический
    • Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
    • Теоретический
    • Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружениеза видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

  • Слайд 14

    Формы научного познания

    • Эмпирический уровень:
    • Научный факт (событие, физический процесс)
    • Эмпирический закон
    • Теоретический уровень:
    • Проблема
    • Гипотеза
    • Теория

  • Слайд 15

    Методы научного познания

    Эмпирические методы:

    • наблюдение, эксперимент,
    • измерение, описание,
    • сравнение.

    Теоретические методы:

    • Аналогия (сходство в качествах),
    • Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
    • Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности( «прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
    • Абстрагирование ( мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства )

  • Слайд 16

    Сделаем выводы:

    • Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
    • Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
    • Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.

  • Слайд 17

    Социальное познание.

    Люди существуют друг для друга.

    Марк Аврелий.

    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

    Ленин.

  • Слайд 18

    Проверим домашнее задание.

    Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.

  • Слайд 19

     

    Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений

    Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и пониманиеего помыслов, побуждений, намерений

    Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.

    Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

  • Слайд 20

    Особенности социального познания

    1.Субъект и объект познания совпадают.

    2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

    3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

  • Слайд 21

     

    4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

    5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

  • Слайд 22

    Особенности гуманитарного познания

    Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)

    Обращение к текстамписем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений,художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.

    Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

    Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

  • Слайд 23

    Социальный факт

    • Объективный Научный
    • Событие, имевшееместо в определенноевремя, при определенных условиях.
    • Не зависит от исследователя.
    • Может быть не зафиксирован.
    • Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место .
    • Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.

  • Слайд 24

    Виды социальных фактов.

    • Действия, поступкилюдей, отдельных индивидов илибольших социальных групп
    • Продукты человеческой деятельности(материальные и духовные)
    • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения,оценки

  • Слайд 25

    Зачем интерпретировать социальный факт?

    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).

    Прежде всего факт подводитсяпод какое-либо научное понятие.

    Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

  • Слайд 26

    Сделаем выводы:

    Таким образом, интерпретация социального факта —это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

    Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

  • Слайд 27

    Повторим ранее изученное.

    1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером

    А) представления

    Б) понятия

    В) суждения

    Г) умозаключения

  • Слайд 28

     

    2. Критерием (ями) истины является (ются):

    А) соответствие господствующему в обществе учению

    Б) практика

    В) мнение руководства

    Г) всё указанное выше

  • Слайд 29

     

    3. И чувственное и рациональное познание:

    А) формирует представления и знания о предмете

    Б) начинается с ощущения

    В) даёт наглядный образ предмета

    В) использует логическое умозаключение.

  • Слайд 30

     

    4.Верны ли следующие суждения о социальном познании?

    А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

    Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

    А)Верно только А

    Б)Верно только Б

    В)Верны оба суждения

    Г) Оба суждения неверны.

  • Слайд 31

     

    5. Какое суждение строится на образе?

    А)научное

    Б) практическое

    В) художественное

    Г) житейское

  • Слайд 32

     

    6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания.

    А) закон

    Б) теория

    В) факт

    Г) концепция

  • Слайд 33

     

    7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «научное познание»

    Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование.

    Ответ:_____________

  • Слайд 34

     

    8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление»

    Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение.

    Ответ:_______________

  • Слайд 35

     

    9.Назовите три вида социальных фактов, каждый из них проиллюстрируйте примером.

    10. Укажите четыре отличия знания от веры.

  • Слайд 36

    Домашнее задание.

    Написать эссе по одной из тем :

    «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»

    В. Шекспир.

    «Истина принадлежит человеку , заблуждение – его эпохе»

    И.Гёте.

  • Слайд 37

    Проверь себя.

  • Слайд 38

    Список литературы по теме «Научное и социальное познание»

    Л.В.Боголюбов «Обществознание», М.Просвещение 2008г.

    Обществознание –методическое пособие-10 класс, М.Просвещение 2009г.

    П.А.Баранов, С.В.Шевченко- Обществознание-Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ,Астрель 2008г.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд