Презентация на тему "Основы электробезопасности"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация подготовлена для проведения урока ОБЖ на тему "Основы электробезопасности" с целью с основными понятиями и положениями по данной теме, причинами и особенностями электротравм, их видами, факторами влияющими на тяжесть поражения электротоком, их характером воздействия на организм.

Краткое содержание

  • Электробезопасность
  • Причины электротравм и особенности электротравматизма
  • Виды электротравм и воздействия электротока на организм
  • Электрический ожог и его виды
  • Электрические знаки и металлизация кожи
  • Механические повреждения
  • Электрофтальмия
  • Электрический удар и его степени
  • Электрический шок
  • Способы освобождения от токоведущего элемента
  • Низковольтная и высоковольтная электротравма
  • Факторы, влияющие на тяжесть поражения электротоком
  • Характер воздействия тока на организм
  • Критерии безопасности в электроустановках
  • Двухфазное и однофазное прикосновение к сети
  • Растекание тока
  • Напряжение

Содержание

  • Слайд 1

    Основы электробезопасности

    • Лекция № курса «Безопасность жизнедеятельности»
    • Донской Государственный технический университет
    • Кафедра «Безопасность жизнедеятельностии защита окружающей среды»

  • Слайд 2

    Электробезопасность

    • система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
    • Электроустановки - установки, в которых производится, преобразуется, распределяется и потребляется электроэнергия; к ним также относятся установки, содержащие в себе источники электроэнергии (химические, гальванические).
    • Электротравма - - травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги.

  • Слайд 3

    Причины электротравм

    • технические - несоответствие электроустановок требованиям безопасности и условиям применения, связанное с дефектами изготовления, монтажа и ремонта;
    • организационно-технические - несоблюдение технических мероприятий безопасности, осуществляемых потребителями на стадии эксплуатации; несвоевременная замена неисправного или устаревшего электрооборудования;
    • организационные - невыполнение организационных мероприятий безопасности, несоответствие выполняемой работы заданию ;
    • организационно-социальные - работа в сверхурочное время; несоответствие работы специальности; нарушение трудовой дисциплины; допуск к работе на электроустановках лиц моложе 18 лет; привлечение к работе лиц, имеющих медицинские противопоказания .

  • Слайд 4

    Особенности электротравматизма

    • отсутствие видимых признаков опасности;
    • возможность травмирования не только при прикосновении к частям установки, находящимся под напряжением, но и при перемещении по земле вблизи мест повреждения изоляции или мест замыкания на землю;
    • снижение защитных свойств организма человека из-за внезапности воздействия электрического тока; возможность резких непроизвольных движений пострадавшего, которые могут привести к соприкосновению с другими токоведущими частями или к падению его с высоты.

  • Слайд 5

    Воздействие элетротокана организм человека

    • биологическое –раздражение и возбуждение живых тканей организма. Вследствие этого наблюдаются судороги скелетных мышц, которые могут привести к остановке дыхания, спазму голосовых связок;
    • электролитическое - электролиз (разложение) органических жидкостей, в том числе крови, существенно изменяющий функциональное состояние клеток;
    • тепловое - ожоги отдельных участков тела, нагрев кровеносных сосудов, крови;
    • механическое - расслоение и разрыв тканей.

  • Слайд 6

    Виды электротравм

    • местные (электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, электроофтольмия, механические повреждения) – 20 % несчастных случаев;
    • общие (электрические удары) – 25 %;
    • смешанные (местные и общие) – 50 %.

  • Слайд 7

    Электрический ожог

    • результат теплового воздействия электрического тока в месте контакта тела человека с электродом. Количество тепла, выделяемое в ткани тела человека при прохождении электрического тока, определяется законом Джоуля-Ленца:
    • IЧ – ток, проходящий через тело человека (А);
    • RЧ – сопротивление тела (Ом);
    • t – время протекания тока через тело (с).

  • Слайд 8

    Виды электрических ожогов

    • токовый (контактный) - возникает при прохождении тока непосредственно через тело человека в результате контакта человека с токоведущей частью – 38 % пострадавших от электрического тока;
    • дуговой - обусловлен воздействием на тело человека электрической дуги – 25 %.
    • Степени электрических ожогов:
    • I степень – покраснение кожи;
    • II степень – образование пузырей на поверхности кожи;
    • III степень – омертвление и обугливание кожи;
    • IV степень – обугливание подкожной клетчатки, мышц, костей.

  • Слайд 9

    Электрические знаки

    это четко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета на поверхности кожи человека, подвергнувшейся действию тока. В отличие от ожогов электрические знаки обычно возникают при хорошем контакте кожи с электродом. По внешнему виду - круглые или эллиптические образования серого или желтоватого цвета с резко очерченными краями. Размеры не более 5-10 мм. В некоторых случаях форма электрического знака представляет собой отпечаток электрода. Электрические знаки могут возникнуть как в момент прохождения тока, так и спустя некоторое время после контакта с электродом. Знаки возникают примерно у 20 % пострадавших от тока. Болезненных ощущений не вызывают, со временем исчезают.

  • Слайд 10

    Металлизация кожи

    это повреждение участка кожи врезультате проникновения в неёмельчайших частиц металлическогоэлектрода, расплавившегося поддействием электрической дуги.Это возможно при коротких замыканиях, отключениях разъединителей и рубильников под нагрузкой и т.п. Окраска металлизированного участка кожи зависит от металла электрода: зеленая – при контакте с красной медью, сине-зеленая – при контакте с латунью, серо-желтая – при контакте со свинцом. С течением времени металлизированная кожа обычно отслаивается, пораженный участок приобретает нормальный вид, исчезают болезненные ощущения.

  • Слайд 11

    Механическое повреждение

    следствие резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока. В результате могут произойти разрывы кожи, кровеносных сосудов и нервов, а также вывихи суставов и переломы костей. Механические повреждения – серьёзные травмы, лечение их длительное, но они происходят сравнительно редко.

  • Слайд 12

    Электроофтальмия

    воспаление наружных оболочек глаз, вызванное интенсивным излучением электрической дуги, в спектре которой имеются вредные для глаз ультрафиолетовые и инфракрасные излучения. Возникает сравнительно редко (1-2 %), чаще всего при проведении электросварочных работ.

  • Слайд 13

    Электрический удар

    • электротравма, вызванная рефлекторным действием электрического тока (через нервную систему). Ток, проходя через тело человека, раздражает периферические окончания чувствительных нервов, в результате чего наступает возбуждение тканей организма, сопровождающееся сокращением мышц. При этом исход воздействия тока на организм может быть различен – от легкого сокращения мышц пальцев руки до прекращения работы сердца или лёгких (смертельного поражения).
    • Степени электрического удара:
    • I степень – судорожное сокращение мышц без потери сознания;
    • II степень – судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимся дыханием и работой сердца;
    • III степень – потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо того и другого вместе);
    • IV степень – клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и кровообращения.

  • Слайд 14

    Электрический шок

    тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на раздражение электрическим током. При шоке возникают глубокие расстройства дыхания, кровообращения, нервной системы, обмена веществ и других систем организма. При шоке сразу же после воздействия тока наступает кратковременная фаза возбуждения организма. У пострадавшего появляется реакция на боль, повышается артериальное давление. Затем наступает фаза торможения: истощается нервная система, снижается артериальное давление, ослабевает дыхание, падает и учащается пульс, возникает состояние депрессии. Шоковое состояние может длиться от нескольких десятков минут до суток. После этого может наступить выздоровление, как результат активного лечебного вмешательства, или биологическая смерть.

  • Слайд 15

    Низковольтная (до 1000 В) электротравма

    Необходимо как можно быстрее:

    • отключить рубильник, выключатель;
    • разомкнуть штепсельное соединение;
    • вывернуть пробки;
    • удалить предохранители и пр.
    • Если быстро отключить электроустановку невозможно, прежде чем прикоснуться к пострадавшему, спасатель обязан:

  • Слайд 16

    Способы освобожденияот токоведущего элемента

    • любым сухим предметом, не проводящим ток (палкой, доской, канатом и т.д.);
    • оттянуть пострадавшего за воротник или полу одежды;
    • перерубить провод топором с сухим деревянным топорищем;
    • перекусить (каждую фазу отдельно!) кусачками с изолированными рукоятками.

  • Слайд 17

    Высоковольтная (свыше 1000 В)электротравма

    Спасатель должен надеть диэлектрические боты, работать в диэлектрических перчатках. Действовать необходимо изолирующей штангой или изолирующими клещами, расчитанными на соответствующее напряжение. Остальное – как при низковольтной травме.

  • Слайд 18

    Факторы, влияющие на тяжесть поражения электротоком

    • Электрическое сопротивление тела человека (от 3 тыс. до 100 тыс. Ом на поверхности сухой, чистой, неповрежденной кожи до 500-1000 Ом внутри тела). Безопасное напряжение:
    • RЧ – расчетное сопротивление тела человека (1000 Ом)
    • IБЕЗ – условно безопасная сила тока (10 мА)
    • Род тока (переменный ток опаснее постоянного)

  • Слайд 19

     

    • Частота тока (наиболее опасна промышленная частота 50 Гц)
    • Путь прохождения тока в теле человека (наиболее вероятные и, одновременно, наиболее опасные пути протекания тока: рука-рука, рука-нога, нога-нога )
    • Индивидуальные особенности организма (повышенная восприимчивостью к электротоку у лиц, страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы, органов внутренней секреции, легких, нервной системы и кожи

  • Слайд 20

    Характер воздействия тока на организм человека


  • Слайд 21

    Критерии безопасностив электроустановках

    • Для расчета и разработки защитных мер в электроустановках в качестве исходных нормируемых величин рекомендуются три первичных критерия электробезопасности:
    • пороговый ощутимый ток – наименьшее значение ощутимого тока, при частоте 50 Гц в среднем он составляет 1 мА;
    • пороговый неотпускающий ток – человек может самостоятельно освободиться от действия тока, величина тока 10 мА;
    • пороговый фибрилляционный ток – ток 50 мА и более может вызвать фибрилляцию желудочков сердца.
    • Условно безопасная сила тока - 10 мАСмертельный ток - 100 мА

  • Слайд 22

    Классификация электроустановок и производственных помещений

    • Помещения без повышенной опасности - характеризуются отсутствием признаков повышенной и особой опасности.
    • Помещения с повышенной опасностью характеризуются наличием одного из следующих факторов:
    • сырость (относительная влажность > 75 %);
    • высокая температура воздуха (> 35 град. С);
    • токопроводящая пыль;
    • токопроводящие полы;
    • возможность одновременного прикосновения к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электроприемников, с другой стороны.

  • Слайд 23

     

    • Особо опасные помещения - характеризуются наличием одного из факторов:
    • особая сырость (относительная влажность воздуха ~ 100 %);
    • химически активная среда (содержащиеся в воздухе пары действуют разрушающе на изоляцию и токоведущие части оборудования);
    • два или более признаков одновременно, свойственных помещениям с повышенной опасностью.

  • Слайд 24

    Двухфазное прикосновение к сети

    • UЛ и UФ – линейное и фазное напряжение;
    • RЧ – сопротивление тела человека (1 кОм)
    • в установках с изолированной нейтралью (Uдо 1 кВ)

  • Слайд 25

     

    • UЛ и UФ – линейное и фазное напряжение;
    • RЧ – сопротивление тела человека (1 кОм)
    • в установках с глухозаземленной нейтралью (Uдо 1 кВ)

  • Слайд 26

    Однофазное прикосновение к сети

    • UФ – фазное напряжение;
    • RЧ – сопротивление тела человека (1 кОм);
    • RОБ и RП – сопротивления обуви и пола;
    • RИЗ – сопротивление изоляции фазных проводов сети относительно земли в установках с изолированной нейтралью (Uдо 1 кВ)

  • Слайд 27

     

    • UФ – фазное напряжение; RЧ – сопротивление тела человека (1 кОм);
    • RОБ и RП – сопротивления обуви и пола;
    • RО – сопротивление заземления нейтрали трансформатора в установках с глухозаземленной нейтралью (Uдо 1 кВ)

  • Слайд 28

    Распределение потенциалов в зоне растекания тока

    1 – электроприемник (заземленное электрооборудование);
    2 – заземляющий зажим;
    3 – заземляющий проводник;
    4 – заземляющее устройство;
    5 – кривые распределения:
    а-потенциалов;
    б-напряжения прикосновения.

  • Слайд 29

    Растекание тока в земле при замыкании

    • Распределение потенциала на поверхности земли:
    • IЗ – ток замыкания на землю;
    • ρ – удельное сопротивление грунта.
    • Напряжение прикосновения:
    • φЗ – потенциал корпуса;
    • φХ – потенциал точек почвы, в которых находятся ноги человека

  • Слайд 30

    Напряжение прикосновения

    • Напряжение прикосновения UПР в поле растекания заземлителя:
    • UЗ– напряжение заземляющего устройства;
    • α - коэффициент напряжения прикосновения, зависящий от формы и конструкции заземлителя.

  • Слайд 31

    Растекание тока в земле при замыкании


  • Слайд 32

    Шаговое напряжение


  • Слайд 33

    Соблюдайте правила электробезопасности!


Посмотреть все слайды

Конспект

Казакова Светлана Александровна

педагог - организатор ОБЖ

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Класс 5

Тема урока: «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Цель урока:

Научить выявлять и предвидеть опасные ситуации.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитывать осторожность.

Формировать чувство ответственности за свои поступки...

Казакова Светлана Александровна

педагог - организатор ОБЖ

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Класс 5

Тема урока: «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Цель урока:

Научить выявлять и предвидеть опасные ситуации.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитывать осторожность.

Формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

Оборудование:

учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;

компьютер;

экран;

презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.

Прокричим: «Ура! Урок!»

Наш урок по ОБЖ

Начинается уже.

- Здравствуйте, мои друзья.

Давайте проверим, как вы усвоили главные правила ОБЖ.

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа учащихся

6 учащихся приглашаются за первые парты.

3 учащихся получают индивидуальные карточки и выполняют задание в течение 5 минут. Смотри приложение 1.

После чего, 3 других учащихся проверяют их работу и ставят отметку.

Проводится опрос «Огонь по стоящим».

К доске приглашаются 3 учащихся. По очереди им задаются вопросы по пройденным темам. Правильность ответов фиксируется на доске ( ребята получают 1 балл за правильный ответ). Если ученик не отвечает на вопрос, право ответа передается другому отвечающему. В конце опроса выставляются оценки.

Вопросы:

1. Как называется неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы, угрожающие здоровью человека, его имуществу и среде обитания? (Опасная ситуация).

2. Как называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения?

( Чрезвычайная ситуация).

3. Как называется состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от неблагоприятных факторов воздействия? (Безопасность).

4. Приведите примеры социальных ЧС.

5. Приведите примеры природных ЧС.

6. Приведите примеры техногенных ЧС.

7-9. Назовите 1 любое правило ОБЖ.

10-12. Продемонстрируйте нарисованный вами плакат? (Это было д.з.).

III. Введение в тему урока

- Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы (слайд 2.):

1. Какие опасные ситуации могут возникнуть в каждом случае?

2. Что нужно сделать, чтобы избежать неприятностей?

3. Когда человек может попасть в неприятную ситуацию?

- Выполняя данное задание, обсуждая поучительные истории, мы с вами делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.

Тема урока: «Как научиться выявлять и предвидеть опасности» (слайд 3.). Запись числа и темы урока в тетрадь.

V. Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы. По ходу рассказа учащиеся записывают в тетрадь правила.

Многие неприятные и опасные ситуации, в которые мы с вами попадаем, кажутся нам случайными. Но это не всегда так. Многие из них являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Что-то не предусмотрел, чем- то пренебрег или нарушил правила безопасности. Поэтому, чтобы научиться выявлять и предвидеть опасности, необходимо:

1. Желать обеспечить свою безопасность. Слайд 4.

Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия. Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: летчики и моряки, шахтеры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди выходя из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Берите с них пример.

2. Активно пополнять свои знания и опыт. Слайд 5.

Для вас таким «страховочным поясом» будут являться знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.

3. Учиться делать выводы из отрицательного опыта. Слайд 6.

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернется та или иная ситуация. Задумаемся еще раз о том, чему нас учит народная мудрость.

Выполним задание. Слайд 7.

Задание. Прочитайте пословицы. Что они означают? Ответы учащихся.

«Не зная броду, не суйся в воду» - не предпринимай чего-либо без знания дела. Без достаточных знаний и опыта не следует предпринимать что-либо, т.к. из-за своей неосведомлённости можно потерпеть неудачу или даже попасть в беду.

«Не в свои сани не садись»- браться не за своё дело; заниматься тем, к чему не способен.

«Не доглядишь оком, заплатишь боком» - за свои ошибки будешь отвечать.

«Под лежачий камень вода не течет» - у того, кто не пытается что-либо сделать, ничего не получится.

4. Соблюдать правила техники безопасности. Слайд 8.

5. Соблюдать инструкции, рекомендации. Слайд 9.

Специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение! », «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно».

Выполним задание. Слайд 10.

Задание. Рассмотрите запрещающие и предупреждающие об опасностях знаки. Выберите для них названия. Запишите номер с правильным названием рядом с буквой.

Знак «Опасность поражения электрическим током» (W-08)  (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Знак «Опасно. Радиоактивные вещества или ионизирующее излучение.» (W-05) (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Знак "Курить запрещено" (ГОСТ Р 12.4.026-2001)А.Знак «Запрещается принимать пищу» (ГОСТ Р 12.4.026-2001)Б. В. Г.

1. «Запрещается пользоваться колюще-режущими предметами».

2. «Опасность поражения электрическим током».

3. «Запрещается бросать непотушенную сигарету».

4. «Курить запрещено».

5. «Опасно. Вентилятор».

6. «Опасность поражения молнией».

7. «Опасно. Радиоактивные вещества или ионизирующее излучение».

8. «Запрещается принимать пищу».

Ответ: А-8; Б -4; В-2; Г-7.

6. Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку. Слайд 11.

VI. Закрепление

Работа с учебником.

- Давайте разберем ситуационные задачи на стр.16 вопрос 4.

VII. Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке к главным правилам ОБЖ мы добавили еще очень важные рекомендации, которые помогут вам научиться предвидеть опасные ситуации.

- Перечислите эти важные правила.

VIII. Домашнее задание Слайд 12.

Учебник: § 3 (стр. 13-16)

Задание 1 стр. 17 по группам (1-я картинка- учащиеся 1 ряда; 2-ая картинка- учащиеся 2 ряда; 3- я картинка- учащиеся 3 ряда).

Приложение 1.

Карточка 1. Тема: «Главные правила ОБЖ»

Прочитав правила ОБЖ, вставьте пропущенные глаголы. Обратите внимание на СЛОВА-ПОМОЩНИКИ.

1. ________________________ виды и причины опасностей.

2. ________________________ опасных ситуаций.

3. Не паникуй и _________________________ в трудных ситуациях.

4. При появлении опасности _______________________ решительно.

5. Всегда _______________________ за советом и помощью.

6. _______________________ самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

СЛОВА - ПОМОЩНИКИ: не пугайся, действуй, выбирай, изучай, обращайся, избегай.

Ответы:

1. изучай. 2. избегай, 3. не пугайся, 4. действуй, 5. обращайся, 6. выбирай.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка 2. Тема: «Главные правила ОБЖ»

Оцените верность высказываний. Если высказывание верно, поставьте знак «+», если неверно – знак «-«.

1. К опасной ситуации не могут привести какие-то наши действия.

2. Чтобы уменьшить риск попадания в опасные ситуации, стоит изучать виды и причины опасностей.

3. В трудных ситуациях обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам.

4. Столкнувшись с опасностью, не теряйся, действуй обдуманно и решительно.

5. Часто опасности возникают в тот момент, когда их не ждешь и не готов к их появлению.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

Ответ:

1. -, 2. +, 3. +, 4. +, 5. +, 6. -.

……………………………………………………………………………………………………

Карточка 3. Тема: «Главные правила ОБЖ»

Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией.

ПОСЛОВИЦЫ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Не зная броду, не суйся в воду. А. Учись предвидеть опасные ситуации.

2. Знал бы, где упасть- соломки подстелил бы. Б. Избегай опасных ситуаций.

3. Одна голова хорошо, а две лучше. В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

4. Слезами горю не поможешь. Г. Всегда обращайся за советом и помощью.

5. Из двух зол выбирай меньшее. Д. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

6. Под лежачий камень вода не течет. Е. Активно борись за свою жизнь, свои права и имущество.

Ответ:

А – 2, Б - 1, В – 4, Г- 3, Д – 5, Е – 6.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд