Презентация на тему "Деятельность как условие развития личности"

Презентация: Деятельность как условие развития личности
Включить эффекты
1 из 62
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.03 Мб). Тема: "Деятельность как условие развития личности". Предмет: обществознание. 62 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Деятельность как условие развития личности
    Слайд 1

    Деятельность как условие развития личности

  • Слайд 2

    План

    Общая психологическая теория деятельности Опрационно-технические аспекты деятельности Мотивы и мотивация деятельности. Понятие внутренней деятельности.  

  • Слайд 3

    Общая психологическая теория деятельности

  • Слайд 4

    Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

  • Слайд 5

    Основные понятия .

    Деятельность - активность чего-либо. Определите, какие явления можно назвать деятельностью ?

  • Слайд 6

    Деятельность - занятия человека Определите, какие явления можно назвать деятельностью ?

  • Слайд 7

    Деятель – человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности. Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем ?

  • Слайд 8

    Деяние - общественно-значимая деятельность. Определите, какие действия можно назвать деянием ?

  • Слайд 9

    Общество Общество Общество Развитие общества - результат деятельности людей.

  • Слайд 10

    Деятельность человека и поведение животных

    В чем коренное отличие действий человека и животных ?

  • Слайд 11

    Приведите примеры, когда поведение животных похоже на деятельность людей? ИНСТИНКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

  • Слайд 12

    Структура деятельности.

    Субъект - тот, кто осуществляет деятельность . Объект - то, на что направлена деятельность. Определите, объекты и субъекты деятельности?

  • Слайд 13

    Основная схема деятельности Цель Средства достижения Результат

  • Слайд 14

    Цель - осознанный образ предвосхи- щаемого результата, на достижение ко- торого направлена деятельность

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    . Мотивы цели задачи

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре.

  • Слайд 20

    . Задача включает в себя: Требования Цель

  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются.

  • Слайд 24

    . игра учение труд

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов.

  • Слайд 27

    Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игрысвязаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игрыразворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игрыдопускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правиламирегулируются определенной системой правил поведения их участников.

  • Слайд 28

    Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

  • Слайд 29

    Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

  • Слайд 30

    Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

  • Слайд 31

    Опрационно-технические аспекты деятельности

  • Слайд 32

    Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

  • Слайд 33

    Основными понятиями являются Деятельность Сознание Личность

  • Слайд 34

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде­лена как образ желаемого результата.

  • Слайд 35

    Структура деятельности.

    Деятельность состоит из действий хорошо плохо плохо хорошо Поведение - состоит из поступков

  • Слайд 36
  • Слайд 37

    Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одно­временно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что дей­ствие — это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизло­женного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельно­сти. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности противопоставляя его принципу реактивности. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие. В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предмет­ный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

  • Слайд 40

    принципы психологической теории деятельности:

    1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

  • Слайд 41

    Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

  • Слайд 42

    Мотивы и мотивация деятельности.

  • Слайд 43

    Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потреб­ность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета

  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Виды потребностей

    Что движет человеческой деятельностью? ЕСТЕСТВЕННЫЕ- самосохранение, сон,еда СОЦИАЛЬНЫЕ- общение, само- утверждение и т.д. ИДЕАЛЬНЫЕ- познание мира и осознание себя в нем. (наука, искусство, спорт) Потребности взаимосвязаны

  • Слайд 47

    Мотивы деятельности

    Что движет человеческой деятельностью? МОТИВЫ -это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ПОТРЕБНОСТИ -осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности

  • Слайд 48

    Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое управление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. Н. Леонтьева — на уровень особенной деятельности.

  • Слайд 49
  • Слайд 50

    Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий — типичное явление Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивоввсегда является ведущим, а другие — второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

  • Слайд 51

    . мотивы могут быть разделены на: осознаваемые неосознаваемые

  • Слайд 52

    Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность происходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно — отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека.

  • Слайд 53

    Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции

  • Слайд 54

    Таким образом, характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его даль­нейшего развития, т. е. мы приходим к основополагающей формулировке диалектического материализма о том, что бытие определяет сознание. Именно на этих принципах и строится психологическая теория деятельности.

  • Слайд 55

    Понятие внутренней деятельности.

  • Слайд 56

    До сих пор мы говорили лишь о практической деятельности, т. е. видимой для сторонних на­блюдателей, но есть и другой вид деятельности — внутренняя деятельность. Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внеш­няя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав.

  • Слайд 57

    Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат. Следует отметить, что через понятие внутренней деятельности авторы теории деятельности вышли на проблему сознания и анализ психических процессов.

  • Слайд 58

    позиция деятельностного подхода психология — это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. В этом определении деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона.

  • Слайд 59

    В заключение следует остановиться на методологическом значении психологической теории деятельности. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результата этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности использования методологии деятельностного подхода.

  • Слайд 60

    Поэтому, изучая факты реально существующей деятельности, мы мо­жем исследовать ее субъективные аспекты. Следовательно, психика и закономерности ее развития вполне могут изучаться в рамках деятельностного подхода.

  • Слайд 61

    Таким образом, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занима­ется человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизнен­ных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

  • Слайд 62

    Литература: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. –М.: Политиздат, 1977. Выготский Л.С. собрание сочинений в 6-ти томах Т. 3: Проблемы развития психики / Гл. ред. А.В. Запорожец. –М.: Педагогика, 1983. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2001.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке