Презентация на тему "Формы поверхности Земли" 3 класс

Презентация: Формы поверхности Земли
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Формы поверхности Земли" дает определение равнине, приводит иллюстрацию различия равнин по высоте, виды равнин: плоская, холмистая и волнистая. В презентации приведены фотографии низменности, плоскогорья, Западно-Сибирской равнины и Амазонской низменности.

Краткое содержание

  1. Равнина
  2. Различия равнин по высоте
  3. Виды равнин
  4. Гора
  5. Вид гор сверху
  6. Высочайшие вершины мира
  7. Кроссворд
  8. Источники информации

Содержание

  • Презентация: Формы поверхности Земли
    Слайд 1

    Формы поверхности Земли

    Карлеба Елена Викторовна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова.

  • Слайд 2
    • Равнина – обширный по площади участок суши с малыми уклонами и колебаниями высот. Равнины принято различать: по абсолютной высоте – низменности (менее 200 м), возвышенности (от 200 до 500 м) и плоскогорья (выше 500 м); по характеру поверхности – плоские и холмистые.
  • Слайд 3
  • Слайд 4

    РАВНИНА -

    • ХОЛМЫ
    • ОВРАГИ

    РОВНЫЕ ИЛИ ПОЧТИ РОВНЫЕ УЧАСТКИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

  • Слайд 5
    • ПЛОСКИЕ
    • ХОЛМИСТЫЕ
  • Слайд 6

    Более половины площади России занимают равнины различной высоты. Крупнейшими равнинами являются: Восточно-Европейская;

    Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье.

  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Гора – выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой и склонами, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 м.

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Высокие горы – горы, имеющие высоту более 2000 тысяч метров над уровнем моря.

  • Слайд 34

    Перед вами средневысотные горы, имеющие высоту от 800 до 2000 метров над уровнем моря. Средневысотные горы, имеющие высоту от 800 до 2000 метров над уровнем моря.

  • Слайд 35

    Низкие горы, имеющие высоту не более 800 метров над уровнем моря.

  • Слайд 36
    • ГОРЫ
    • ХОЛМЫ

    - В чем различие холмов и гор?

    • Высота до 200 метров
    • Высота более 200 метров
  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48

    КУБАНЬ ГОРНАЯ

  • Слайд 49

    Кавказ

    Приветствую тебя Кавказ седой!Твоим горам я путник не чужой.И долго мне мечталось с этих порВсе небо юга да утесы гор.Прекрасен ты, суровый край свободы,И вы, престолы вечные природы.

    М. Лермонтов

  • Слайд 50

    Кавказские горы

    Кавказские горы

  • Слайд 51

    Кавказские горы

  • Слайд 52

    Кавказские горы

  • Слайд 53

    Эльбрус

    … В венце блистая ледяном,Эльбрус огромный, величавыйБелел на небе голубом…

    А.С. Пушкин

  • Слайд 54

    Кавказский государственный заповедник

    Кавказский государственный заповедник

  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57

    КРОССВОРД

  • Слайд 58

    Источники информации:

    • 1. Картинки, фотографии из библиотеки электронных наглядных пособий «География 6-10»
    • 2. Презентация Ничипорук Н.Н.
    • 3. Диск «Литосфера и рельеф Земли»
Посмотреть все слайды

Конспект

Карлеба Елена Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова

Учитель начальных классов

Окружающий мир

Конспект урока для 3 класса

Тема: «Формы поверхности Земли»

Цель:

Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности - равнинами и горами.

2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.

3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование и

наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для

самостоятельной работы, цветные

карандаши, школьные глобусы, карта

полушарий, физическая карта,

мультимедийная презентация.

Ход урока.

Организационный момент

(Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5»!

У вас все получится!

2. Актуализация знаний

Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/

Учитель: Что такое глобус?

Ученики: Модель земного шара.

Учитель: Что можно увидеть на глобусе?

Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.

Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?

Ученики: Водой.

Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?

Ученики: Океаны, моря, озера, реки.

Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.

Учитель: Как называются участки суши?

Ученики: Материки.

Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

image1.jpg

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка

Австралия

Антарктида

Учитель: На каком материке находится Россия?

Ученики: Евразия.

Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия.

Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

image2.jpg

Западное полушарие Восточное полушарие

Северный Ледовитый океан

Т

И

Тихий Ат Х

океан ла И

н Индийский океан Й

ти

чес

кий

Южный океан

Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию?

Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.

3.Работа в группах.

Скорей за работу! Скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа!

И группы уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

(Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии).

Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».

Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи.

Тест (приложение 1)

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле? (Евразия)

2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное)

4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный)

6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное)

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый)

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка)

9. Самый большой океан? (Тихий)

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка)

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка)

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)

Ответы

А Северный Ледовитый океан Н

И Тихий Океан Ш

П Южный океан О

Л Атлантический океан Ь

О Индийский океан А

В Африка И

У Евразия В

Ы Антарктида П

Н Северная Америка Р

Ь Южная Америка У

Х Австралия С

(Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы:

«Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).

4. Изучение нового материала. Работа с учебниками.

Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.

Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?

Ученики: Горы и равнины.

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?

Ученики: «Формы поверхности Земли».

Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины.

Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины?

Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника.

Учитель: Какие бывают равнины?

Ученики: Плоская и холмистая.

Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению.

Учитель: Откройте учебник на стр.16-17.

По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше?

Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.

Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности - участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность - ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато - возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье - обширный участок суши с высотой выше 500м.

(Различие равнин по высоте (слайд))

Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают?

Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь.

Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте).

(Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина - Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв.

Физкультурная минутка.

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Изучение нового материала. Работа с учебниками.

(продолжение)

Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд)

Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле - это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира - гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке.

(Высочайшие вершины мира (слайд))

-Килиманджаро (Африка)

-Косцюшко (Австралия)

-Джомолунгма (Евразия, Гималаи)

-Аконгуа (Южная Америка, Анды)

-Мак - Кингли (Северная Америка, Кордильеры)

Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи?

(Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2),

показ слайдов).

5.Закрепление.

Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27;

Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7

image3.png

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)�4. Самая низкая часть холма. (Подошва)

По вертикали:

1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)�3. Самое высокое место холма (Вершина)�5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются).

6. Д/з.

Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.

Приложение 1

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле?

2. Самый маленький материк на Земле?

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы?

6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?

9. Самый большой океан?

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

Ответы

А Северный Ледовитый океан

И Тихий Океан

П Южный океан

Л Атлантический океан

О Индийский океан

В Африка

У Евразия

Ы Антарктида

Н Северная Америка

Ь Южная Америка

Х Австралия

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле?

2. Самый маленький материк на Земле?

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?

9. Самый большой океан?

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

Ответы

Н Северный Ледовитый океан

Ш Тихий Океан

О Южный океан

Ь Атлантический океан

А Индийский океан

И Африка

В Евразия

П Антарктида

Р Северная Америка

У Южная Америка

С Австралия

Приложение 2

(Материал для рассказа о Кавказских горах.)

Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс-

кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.

Приложение 3

Разноуровневые карточки

/карточка для среднего ученика/

1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами)

2. Самая большая параллель Земли…..(экватор)

3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют...... (параллелями)

4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют…...(материками)

5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом)

6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами)

7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами)

8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности - …. (компас)

/карточка для сильного ученика/

1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования - ..… (север) �2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь…...(4)

3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)

4.Какой океан омывает Африку с западной стороны?

(Атлантический)

5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)

6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия)

7.Глобус – это…………………………………………

8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)

/карточка для сильного ученика/

1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт)

2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса)

3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось)

4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус)

5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу.

В лес со мной заберёшься - и с пути не собьёшься (компас)

6. Моря есть – плавать нельзя, � Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Тема: «Глобус – модель Земли»

Можно ли считать верным высказывание?

1. На глобусе можно увидеть тончайшие �линии, покрывающие поверхность глобуса

а) да; б) нет;

2. Эти линии воображаемые, на самом деле �на земной поверхности их нет

а) да; б) нет;

3.Линии, которые соединяют Северный полюс �и Южный полюс, называют параллелями

а) нет; б) да;

4. Линии, которые соединяют Северный полюс �и Южный полюс, называют меридианами.

а) да; б) нет; в) экватором;

5. Все меридианы пересекаются на Северном и �Южном полюсах

а) да; б) нет;

6. Самый длинный меридиан – это экватор

а) нет; б) да;

7. Экватор – это самая длинная параллель

а) да; б) нет;

8. Экватор делит земной шар на полушария �– Северное и Южное

а) да; б) нет;

9. Экватор – это линия, которая делит все �меридианы пополам

а) да; б) нет;

10. Самые маленькие параллели – это Северный �и Южный полюса Земли

а) да; б) нет;

11. Все меридианы Земли имеют разную длину

а) нет; б) да;

12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину

а) да; б) нет.

Тема: «Материки и океаны на глобусе»

1. Самый большой материк на Земле?� а) Северная Америка;

б) Евразия;

в) Африка;

2. Самый маленький материк на Земле?

а) Австралия;

б) Антарктида;

в) Африка;

3. Полушарие, в котором находится маленький материк?

а) Западное полушарие;

б) Восточное полушарие;�

4. Материк, через который проходят все меридианы?� а) Африка;

б) Антарктида;

в) Евразия;

5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?� а) Тихий океан;

б) Южный океан; � в) Атлантический океан:

6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?� а) Восточное полушарие;

б) Западное полушарие;� в) Южное полушарие;

7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?� а) Южный океан;

б) Индийский океан;

в) Северный Ледовитый океан;

8. Материк, который пересекается экватором почти �посередине

а) Австралия;� б) Северная Америка;� в) Африка;

9. Самый большой океан?� а) Атлантический океан;

б) Тихий океан;

в) Индийский океан�10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?� а) Индийский океан; � б) Южный океан;

в) Тихий океан;

Тема: «Материки, океаны»

/карточка для слабого ученика/

1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?

/карточка для сильного ученика/

1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

2) Угадайте материки.

? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.

/карточка для среднего ученика/

Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.

/карточка для сильного ученика/

1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?

2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?

3) Как вращается Земля?

/карточка для слабого ученика/

1) Какую форму имеет Земля?

2) Как представляли Землю люди в древности?

3) Как называется модель Земли?

Используемая литература:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М.: Академкнига/Учебник

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир 3 класс: Методическое пособие: – М.: Академкнига/Учебник

Карлеба Елена Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №15 имени Н.Н.Белоусова

Учитель начальных классов

Окружающий мир

Конспект урока для 3 класса

Тема: «Формы поверхности Земли»

Цель:

Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности - равнинами и горами.

2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.

3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование и

наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для

самостоятельной работы, цветные

карандаши, школьные глобусы, карта

полушарий, физическая карта,

мультимедийная презентация.

Ход урока.

Организационный момент

(Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5»!

У вас все получится!

2. Актуализация знаний

Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/

Учитель: Что такое глобус?

Ученики: Модель земного шара.

Учитель: Что можно увидеть на глобусе?

Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.

Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?

Ученики: Водой.

Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?

Ученики: Океаны, моря, озера, реки.

Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.

Учитель: Как называются участки суши?

Ученики: Материки.

Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

image1.jpg

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка

Австралия

Антарктида

Учитель: На каком материке находится Россия?

Ученики: Евразия.

Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия.

Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

image2.jpg

Западное полушарие Восточное полушарие

Северный Ледовитый океан

Т

И

Тихий Ат Х

океан ла И

н Индийский океан Й

ти

чес

кий

Южный океан

Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию?

Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.

3.Работа в группах.

Скорей за работу! Скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа!

И группы уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

(Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии).

Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».

Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи.

Тест (приложение 1)

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле? (Евразия)

2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное)

4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный)

6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное)

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый)

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка)

9. Самый большой океан? (Тихий)

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка)

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка)

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)

Ответы

А Северный Ледовитый океан Н

И Тихий Океан Ш

П Южный океан О

Л Атлантический океан Ь

О Индийский океан А

В Африка И

У Евразия В

Ы Антарктида П

Н Северная Америка Р

Ь Южная Америка У

Х Австралия С

(Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы:

«Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).

4. Изучение нового материала. Работа с учебниками.

Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.

Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?

Ученики: Горы и равнины.

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?

Ученики: «Формы поверхности Земли».

Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины.

Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины?

Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника.

Учитель: Какие бывают равнины?

Ученики: Плоская и холмистая.

Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению.

Учитель: Откройте учебник на стр.16-17.

По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше?

Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.

Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности - участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность - ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато - возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье - обширный участок суши с высотой выше 500м.

(Различие равнин по высоте (слайд))

Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают?

Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь.

Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте).

(Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина - Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв.

Физкультурная минутка.

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Изучение нового материала. Работа с учебниками.

(продолжение)

Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд)

Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле - это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира - гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке.

(Высочайшие вершины мира (слайд))

-Килиманджаро (Африка)

-Косцюшко (Австралия)

-Джомолунгма (Евразия, Гималаи)

-Аконгуа (Южная Америка, Анды)

-Мак - Кингли (Северная Америка, Кордильеры)

Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи?

(Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2),

показ слайдов).

5.Закрепление.

Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27;

Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7

image3.png

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)�4. Самая низкая часть холма. (Подошва)

По вертикали:

1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)�3. Самое высокое место холма (Вершина)�5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются).

6. Д/з.

Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.

Приложение 1

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле?

2. Самый маленький материк на Земле?

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы?

6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?

9. Самый большой океан?

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

Ответы

А Северный Ледовитый океан

И Тихий Океан

П Южный океан

Л Атлантический океан

О Индийский океан

В Африка

У Евразия

Ы Антарктида

Н Северная Америка

Ь Южная Америка

Х Австралия

Тест

Вопросы.

1. Самый большой материк на Земле?

2. Самый маленький материк на Земле?

3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?

4. Материк, через который проходят все меридианы?

5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?

7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?

8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?

9. Самый большой океан?

10. Второй по величине океан Земли?

11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?

12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?

13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

Ответы

Н Северный Ледовитый океан

Ш Тихий Океан

О Южный океан

Ь Атлантический океан

А Индийский океан

И Африка

В Евразия

П Антарктида

Р Северная Америка

У Южная Америка

С Австралия

Приложение 2

(Материал для рассказа о Кавказских горах.)

Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс-

кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.

Приложение 3

Разноуровневые карточки

/карточка для среднего ученика/

1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами)

2. Самая большая параллель Земли…..(экватор)

3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют...... (параллелями)

4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют…...(материками)

5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом)

6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами)

7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами)

8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности - …. (компас)

/карточка для сильного ученика/

1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования - ..… (север) �2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь…...(4)

3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)

4.Какой океан омывает Африку с западной стороны?

(Атлантический)

5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)

6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия)

7.Глобус – это…………………………………………

8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)

/карточка для сильного ученика/

1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт)

2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса)

3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось)

4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус)

5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу.

В лес со мной заберёшься - и с пути не собьёшься (компас)

6. Моря есть – плавать нельзя, � Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Тема: «Глобус – модель Земли»

Можно ли считать верным высказывание?

1. На глобусе можно увидеть тончайшие �линии, покрывающие поверхность глобуса

а) да; б) нет;

2. Эти линии воображаемые, на самом деле �на земной поверхности их нет

а) да; б) нет;

3.Линии, которые соединяют Северный полюс �и Южный полюс, называют параллелями

а) нет; б) да;

4. Линии, которые соединяют Северный полюс �и Южный полюс, называют меридианами.

а) да; б) нет; в) экватором;

5. Все меридианы пересекаются на Северном и �Южном полюсах

а) да; б) нет;

6. Самый длинный меридиан – это экватор

а) нет; б) да;

7. Экватор – это самая длинная параллель

а) да; б) нет;

8. Экватор делит земной шар на полушария �– Северное и Южное

а) да; б) нет;

9. Экватор – это линия, которая делит все �меридианы пополам

а) да; б) нет;

10. Самые маленькие параллели – это Северный �и Южный полюса Земли

а) да; б) нет;

11. Все меридианы Земли имеют разную длину

а) нет; б) да;

12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину

а) да; б) нет.

Тема: «Материки и океаны на глобусе»

1. Самый большой материк на Земле?� а) Северная Америка;

б) Евразия;

в) Африка;

2. Самый маленький материк на Земле?

а) Австралия;

б) Антарктида;

в) Африка;

3. Полушарие, в котором находится маленький материк?

а) Западное полушарие;

б) Восточное полушарие;�

4. Материк, через который проходят все меридианы?� а) Африка;

б) Антарктида;

в) Евразия;

5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?� а) Тихий океан;

б) Южный океан; � в) Атлантический океан:

6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?� а) Восточное полушарие;

б) Западное полушарие;� в) Южное полушарие;

7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?� а) Южный океан;

б) Индийский океан;

в) Северный Ледовитый океан;

8. Материк, который пересекается экватором почти �посередине

а) Австралия;� б) Северная Америка;� в) Африка;

9. Самый большой океан?� а) Атлантический океан;

б) Тихий океан;

в) Индийский океан�10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?� а) Индийский океан; � б) Южный океан;

в) Тихий океан;

Тема: «Материки, океаны»

/карточка для слабого ученика/

1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?

/карточка для сильного ученика/

1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

2) Угадайте материки.

? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.

/карточка для среднего ученика/

Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.

/карточка для сильного ученика/

1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?

2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?

3) Как вращается Земля?

/карточка для слабого ученика/

1) Какую форму имеет Земля?

2) Как представляли Землю люди в древности?

3) Как называется модель Земли?

Используемая литература:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М.: Академкнига/Учебник

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир 3 класс: Методическое пособие: – М.: Академкнига/Учебник

Скачать конспект

Сообщить об ошибке