Презентация на тему "Город на Неве" 2 класс

Презентация: Город на Неве
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету "Окружающий мир", предназначенная для учеников начальных классов. Благодаря данной работе школьники смогут совершить виртуальную экскурсию по одному из красивейших городов России - Санкт- Петербургу.

Краткое содержание

  • Кроссворд «Путешествие по Москве»
  • Факты о Санкт-Петербурге
  • Северная столица
  • Основатель Санкт-Петербурга
  • День рождения Санкт-Петербурга
  • Достопримечательности Петербурга

Содержание

  • Презентация: Город на Неве
    Слайд 1

    Урок окружающего мира2 класс, IV четверть.

    Учитель: Колесникова Т.В.

    МОУ СОШ № 2 г. Алексеевка, Белгородска обл., 2012 г.

  • Слайд 2

    Кроссворд «Путешествие по Москве»

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Город на Неве

  • Слайд 5

    Знаете ли вы?

    • Санкт – Петербург
    • Петроград
    • Ленинград
    • Санкт – Петербург
  • Слайд 6

    Северная столица

    Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя.

    • С 1703 по 1914 – Санкт-Петербург.
    • С 1914 по 1924 – Петроград.
    • С 1924 по 1991 – Ленинград.
    • С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург .
    • Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год.
  • Слайд 7

    Основатель Санкт-Петербурга

    В 1689 году на российский престол взошёл молодойцарь Пётр Алексеевич.

    ПётрI мечтал о процветании своей страны, и о том, чтобы Россия заняла достойное место среди ведущих держав мира. Он понимал, что без выхода к морю этого добиться невозможно.

    В 1700 году ПётрI начал долгую войну (она называлась Северная), чтобы вернуть водную дорогу, которую почти за 100 лет до этого отняли шведские короли у русских князей. Победив шведов, русские вновь на долгие века получили выход к Балтийскому морю по реке Неве и Финскому заливу.

    Здесь же на берегах Невы и многочисленных низменных островах ПётрI решил построить город.

  • Слайд 8

    День рождения Санкт-Петербурга

    В день Святой Троицы, 27 мая 1703года заложил ПётрI крепость на острове, который шведы называли Весёлым, а финны – Заячьим. Этот день считается днём рождения Санкт-Петербурга. Общий рисунок будущей крепости соответствовал берегам Заячьего острова – вытянутый шестиугольник.

    Уже через месяц 29 июня , в день святых апостолов Петра и Павла торжественно праздновали окончание земляных построек. Внутри крепости в этот день заложили деревянный собор, который назвали Петропавловским.

  • Слайд 9

    Шпиль Петропавловского собора

  • Слайд 10

    Петропавловская крепость

  • Слайд 11

    Летний сад

  • Слайд 12

    Дворец ПетраI

    Аллея со скульптурами В Летнем саду

  • Слайд 13

    Достопримечательности Петербурга

    Дворцовая площадь. Александровская колонна.

  • Слайд 14

    Михайловский замок

  • Слайд 15

    Петергоф. Большой дворец и каскад.

  • Слайд 16

    Царское Село. Большой Екатерининский дворец

  • Слайд 17

    Павловск. Большой дворец и мост Кентавров

  • Слайд 18

    Мост Кентавров

  • Слайд 19

    Банковский мостик

  • Слайд 20

    Аничков мост

  • Слайд 21

    Дворцовый мост

  • Слайд 22

    Адмиралтейство

  • Слайд 23

    Военно - морской музей

  • Слайд 24

    Крейсер «Аврора»

  • Слайд 25

    Кунсткамера

  • Слайд 26

    Русский музей. Памятник А.С.Пушкину

    Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид,

    Невы державное теченье,

    Береговой её гранит.

    Твоих оград узор чугунный,

    Твоих задумчивых ночей

    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

    Когда я в комнате моей

    Пишу, читаю без лампады,

    И ясны спящие громады

    Пустынных улиц, и светла

    Адмиралтейская игла…

  • Слайд 27

    Медный всадник

    К 100-летию со дня рождения ПетраI императрица ЕкатеринаII задумала воздвигнуть памятник великому царю. Она пригласила из Франции знаменитого парижского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

  • Слайд 28

    Казанский собор

  • Слайд 29

    Исаакиевский собор

  • Слайд 30

    Собор Воскресения Христова

    Этот собор имеет другое название – Спас-на-Крови. Он построен на месте, где1 марта1881года

    от брошенной террористом бомбы был смертельно ранен император Александр II.

  • Слайд 31

    Смольный собор

  • Слайд 32

    Счастливого путешествия!

Посмотреть все слайды

Конспект

Автор: учитель начальных классов Колесникова Т.В.�Место работы: МОУ СОШ № 2, г. Алексеевка, Белгородская область

Класс: 2.

УМК: Школа России.

Учебный предмет: окружающий мир.

Автор методического комплекта:

1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;

2.Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2010 г.;

Тема урока: «Город на Неве».

Цели урока:

образовательные:

краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга;

знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

расширение словарного запаса обучающихся;

приобщение к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом;

развивающие:

развитие умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города;

развитие эмоциональной сферы, эстетического восприятия окружающего мира;

создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся;

воспитательные:

воспитание патриотических чувств, любви к Родине;

воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Материалы к уроку.

1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;

2. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2010 г.

3. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004.

4. Бочарова М.И. Из опыта преподавания истории. / М.И. Бочарова // Начальная школа. – 1997 – № 9.

5. Клёпа в Санкт-Петербурге. // Клёпа. – 2003 – № 90.

6. Приключение Мурзилки в Петербурге. // Мурзилка. – 1999 – № 9.

7. Троицкая Н.Б. «Мой Пушкин» – тема урока в III классе. / Н.Б. Троицкая // Начальная школа. – 1999 – № 6.

8. Электронный материал. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.– 2006.

9. Сайты Интернета:

www.gov.spb.ru

www.walkspb.ru

http://www.melodiimp3.ru/load/drugie_mp3_melodii/kolokolnyj_zvon_2/14-1-0-501

План урока.

1. Сообщение темы урока, постановка задач.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации ).

4. Закрепление нового материала.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока, постановка задач.

– В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.

Но прежде попытаемся восстановить в памяти впечатления, полученные во время путешествия в город, который называют «сердцем России».

II. Проверка домашнего задания.

– Герб какого города вы видите? (Герб Москвы)

– Покажите этот город на карте России.

– Чтобы понять, много ли вы знаете о Москве, предлагаю разгадать кроссворд.

(Групповая работа. Записать ответы на вопросы под номерами, соответствующим номерам кроссворда. Побеждает группа, не допустившая исправлений при проверке.)

(Слайд 2) Кроссворд «Путешествие по Москве»

По вертикали:

4. Как называют воина, изображённого на гербе нашей столицы?

8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы.

9. Как называют 20 «сестёр», которые возвышаются над стенами Кремля?

10. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица

России.

14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

По горизонтали:

1. Сердце Москвы.

2. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?

3. Там находится телевизионный центр.

5. Первая пешеходная улица столицы.

6. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна.

7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими

оперными и балетными постановками.

10. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.

11. Он находится на Цветном бульваре.

12. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы.

13. Музей картин великих художников – Третьяковская …

(Слайд 3) Проверка кроссворда «Путешествие по Москве»

III. Изучение нового материала.

(Слайд 4) «Город на Неве»

– Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. Он стоит на реке Неве.

– Знаете ли вы, где находится Нева на карте России? Покажите.

– Какой город раскинулся на её берегах?

– Что вы знаете об этом городе?

– Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось?

(Слайд 5) «Знаете ли вы?»

– Прочитайте слова, появившиеся на экране.

– Что обозначают эти названия?

– Почему их несколько?

(Слайд 6) «Северная столица»

1. Текст на слайде.

2. – Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург?

– Кто был его основателем?

(Слайд 7 ) «Основатель Санкт-Петербурга»

1. – Перед вами появился портрет человека, которым гордится Россия.

– Можете ли вы назвать его имя?

(Открыть первое предложение на слайде)

2. – В чем же заслуга царя Петра I перед русским народом?

В древние времена по берегам Невы среди лесов и болот жили охотники и рыболовы. В те годы не было дорог, путешествовали люди по воде. Гружёные товарами парусные корабли варягов – северных балтийских жителей – входили из Балтийского моря в реку Неву, а оттуда по другим рекам направлялись в диковинные восточные страны – Грецию, Персию, Хорезм. Там они продавали шкуры северных зверей, а покупали украшения, ткани, неведомые фрукты, сласти, пряности. Этот водный путь издавна принадлежал русским князьям. Нева была своего рода дверью в этот путь, манила многих правителей, поскольку другой дороги в южные страны они

не знали. После многочисленных сражений этим водным путём стали владеть шведы.

3. Текст на слайде (до конца).

(Слайд 8) «День рождения Санкт-Петербурга»

1. Текст на слайде.

2. Работа по учебнику.

* Чтение текста вслух хорошо читающим учеником (с. 109)

* Проверка восприятия текста.

– Где стоит Петропавловская крепость?

– Из чего сделаны её стены?

– Что происходит в крепости ровно в полдень?

(Слайд 9) «Шпиль Петропавловского собора»

1. Вид 1.

Колокольня Петропавловского собора увенчана золотым шпилем. Он был непривычным для петербуржцев, ведь купола у церквей на Руси совсем иные. Петр I считал этот шпиль символом новой России. По предложению первого архитектора собора Д. Трезини для шпиля отлили ангела, который, едва прикасаясь к кресту, парил над городом (высота его – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Но никто не подумал о том, что на высоте шпиля нередко проносятся ураганы и бьют молнии. Со шпилем в каждом веке случались неприятности. Однажды ангел загорелся во время грозы, через годы ураган обломал ему крылья, наконец, во время бури ангела накренило. Каждый раз фигуру восстанавливали.

2. Вид 2.

В 1857 году по проекту инженера Д.Журавского решили деревянный шпиль заменить металлическим. Заодно установили громоотводы. С тех пор шпиль время от времени лишь реставрируют да заново покрывают золотом.

(Слайд 10) «Петропавловская крепость»

1. – Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города, которому Петр I придавал огромное значение и называл его Парадизом (с лат. – рай). А небесный покровитель царя, апостол Пётр, считается хранителем ключа от рая. Так и получил своё название новый город – Санкт-Петербург, в честь апостола Петра.

2. Работа по учебнику.

– Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.

Рассмотрите в учебнике план современного города (с. 107) и найдите Невский проспект, реку Неву. Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.

В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 4,5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.

(Прочитайте названия достопримечательностей на плане, с. 107)

Архитектору Трезини царь приказал сделать проекты образцовых домов. Заборы царь отменил и повелел делать фасад – сторону дома, которая выходит на улицу, – особенно красивым и парадным. Петр хотел, чтобы его город стал не только примером для всей России, но чтобы и вся Европа заговорила о Санкт-Петербурге с восхищением.

(Слайд 11) «Летний сад»

– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии…

(Слайд 12) «В летнем саду»

– Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец.

Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.

(Слайд 13) «Достопримечательности Петербурга»

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира).

В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.

Постамент изготовили из каменной глыбы (30 м х 30 м х 7 м). Для подъёма колонны использовали десятки лебёдок, сверхпрочные канаты – каждый состоял из 522 волокон. Колонна ни к чему не крепилась и должна была держаться только своей тяжестью. На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела.

(Слайды 14 - 17) «Михайловский замок», «Петергоф»,

«Царское село», «Павловск»

– Изящным изумрудным ожерельем окружают Петербург ансамбли пригородных императорских дворцов. Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века.

Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок.

Торжественной, впечатляющей мелодией воды и камня звучит излюбленное детище Петра Великого – ансамбль Петергофа.

Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны, окружённым садами и парками.

Неповторимый Павловск – это творение Павла I и императрицы

Марии Фёдоровны.

(Слайды 18 - 21) «Мост Кентавров», «Дворцовый мост»,

«Аничков мост», «Банковский мостик»

– Особой гордостью Петербурга являются многочисленные красивые набережные и мосты. По количеству мостов город занимает первое место в мире. К концу XX века их стало 342, в том числе 21 разводной. Самый протяжённый – мост Александра Невского через Неву (909 м), самый широкий – Синий мост через Мойку (около 100 м).

Мост в Павловске украшен фигурами кентавров, поэтому он так и называется.

Вход на Банковский мостик «охраняют» львы.

Аничков мост украшен скульптурными группами укротителей коней.

Дворцовый мост – разводной.

(Слайд 22) «Адмиралтейство»

– Санкт-Петербург – колыбель русского флота. Здание Адмиралтейства было заложено, как корабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга.

К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица.

Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.

(Слайд 23) «Военно-морской музей»

– С историей русского военного флота можно познакомиться в Военно-морском музее.

(Слайд 24) «Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» знаменит тем, что подал залповый сигнал к началу революционного восстания. До этого он получил боевое крещение в Русско-японскую войну. После войны крейсер стал учебным кораблём для будущих моряков. В годы великой Отечественной войны крейсер участвовал в героической обороне Ленинграда. Сейчас является частью Центрального военно-морского музея.

(Песня «Крейсер «Аврора», муз. Шаинский В., сл. Матусовский М.)

Физкультминутка.

(Слайд 25) «Кунсткамера»

– Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера. В её многочисленных выставочных залах собраны диковинные экспонаты.

(Слайд 26) «Русский музей. Памятник А.С. Пушкину»

1. Стихотворение на слайде.

2. – Так гениальный русский поэт А.С.Пушкин воспевает изумительный город на Неве. Эти строки помогают нам представить величие, строгость, гордую красоту Петербурга и необычайность его белых ночей.

Милы были сердцу поэта безлунные белые ночи, которые наступают в Петербурге в конце мая и длятся около двух месяцев (с 25-26 мая по 16-17 июля).

Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея, который может познакомить вас с культурой и традициями великого русского народа через соприкосновение с шедеврами русского изобразительного искусства.

(Слайд 27) «Медный всадник»

1. Текст на слайде.

2. – История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет.

3. Работа по учебнику (с. 110 – 111)

* Чтение текста вслух учащимися.

* Беседа по прочитанному тексту:

– Что такое монолит? (прочитайте)

– Сколько человек вырубали камень из скалы?

– Сколько времени на это было потрачено?

– Каким способом камень доставили к воде?

– Как его переправляли к нужному месту по воде?

– Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-

камня»?

(Слайд 28 -31) «Казанский собор»,«Исаакиевский собор»,

«Собор Воскресения Христова», «Смольный собор»

– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.

Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря.

IV. Закрепление нового материала.

Викторина.

1. Как называется город, стоящий на Неве?

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?

4. Как иначе назывался этот город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. Как укреплена Александровская колонна?

7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и

Александровской колонны?

8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?

9. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – с. 49 – 52, № 1 - 5 – дифференцированно.

VI. Итог урока.

– Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы. Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.

�PAGE � �PAGE �12�

Автор: учитель начальных классов Колесникова Т.В.�Место работы: МОУ СОШ № 2, г. Алексеевка, Белгородская область

Класс: 2.

УМК: Школа России.

Учебный предмет: окружающий мир.

Автор методического комплекта:

1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;

2.Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2010 г.;

Тема урока: «Город на Неве».

Цели урока:

образовательные:

краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга;

знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

расширение словарного запаса обучающихся;

приобщение к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом;

развивающие:

развитие умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города;

развитие эмоциональной сферы, эстетического восприятия окружающего мира;

создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся;

воспитательные:

воспитание патриотических чувств, любви к Родине;

воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Материалы к уроку.

1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;

2. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2010 г.

3. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004.

4. Бочарова М.И. Из опыта преподавания истории. / М.И. Бочарова // Начальная школа. – 1997 – № 9.

5. Клёпа в Санкт-Петербурге. // Клёпа. – 2003 – № 90.

6. Приключение Мурзилки в Петербурге. // Мурзилка. – 1999 – № 9.

7. Троицкая Н.Б. «Мой Пушкин» – тема урока в III классе. / Н.Б. Троицкая // Начальная школа. – 1999 – № 6.

8. Электронный материал. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.– 2006.

9. Сайты Интернета:

www.gov.spb.ru

www.walkspb.ru

http://www.melodiimp3.ru/load/drugie_mp3_melodii/kolokolnyj_zvon_2/14-1-0-501

План урока.

1. Сообщение темы урока, постановка задач.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации ).

4. Закрепление нового материала.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока, постановка задач.

– В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.

Но прежде попытаемся восстановить в памяти впечатления, полученные во время путешествия в город, который называют «сердцем России».

II. Проверка домашнего задания.

– Герб какого города вы видите? (Герб Москвы)

– Покажите этот город на карте России.

– Чтобы понять, много ли вы знаете о Москве, предлагаю разгадать кроссворд.

(Групповая работа. Записать ответы на вопросы под номерами, соответствующим номерам кроссворда. Побеждает группа, не допустившая исправлений при проверке.)

(Слайд 2) Кроссворд «Путешествие по Москве»

По вертикали:

4. Как называют воина, изображённого на гербе нашей столицы?

8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы.

9. Как называют 20 «сестёр», которые возвышаются над стенами Кремля?

10. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица

России.

14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

По горизонтали:

1. Сердце Москвы.

2. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?

3. Там находится телевизионный центр.

5. Первая пешеходная улица столицы.

6. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна.

7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими

оперными и балетными постановками.

10. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.

11. Он находится на Цветном бульваре.

12. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы.

13. Музей картин великих художников – Третьяковская …

(Слайд 3) Проверка кроссворда «Путешествие по Москве»

III. Изучение нового материала.

(Слайд 4) «Город на Неве»

– Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. Он стоит на реке Неве.

– Знаете ли вы, где находится Нева на карте России? Покажите.

– Какой город раскинулся на её берегах?

– Что вы знаете об этом городе?

– Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось?

(Слайд 5) «Знаете ли вы?»

– Прочитайте слова, появившиеся на экране.

– Что обозначают эти названия?

– Почему их несколько?

(Слайд 6) «Северная столица»

1. Текст на слайде.

2. – Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург?

– Кто был его основателем?

(Слайд 7 ) «Основатель Санкт-Петербурга»

1. – Перед вами появился портрет человека, которым гордится Россия.

– Можете ли вы назвать его имя?

(Открыть первое предложение на слайде)

2. – В чем же заслуга царя Петра I перед русским народом?

В древние времена по берегам Невы среди лесов и болот жили охотники и рыболовы. В те годы не было дорог, путешествовали люди по воде. Гружёные товарами парусные корабли варягов – северных балтийских жителей – входили из Балтийского моря в реку Неву, а оттуда по другим рекам направлялись в диковинные восточные страны – Грецию, Персию, Хорезм. Там они продавали шкуры северных зверей, а покупали украшения, ткани, неведомые фрукты, сласти, пряности. Этот водный путь издавна принадлежал русским князьям. Нева была своего рода дверью в этот путь, манила многих правителей, поскольку другой дороги в южные страны они

не знали. После многочисленных сражений этим водным путём стали владеть шведы.

3. Текст на слайде (до конца).

(Слайд 8) «День рождения Санкт-Петербурга»

1. Текст на слайде.

2. Работа по учебнику.

* Чтение текста вслух хорошо читающим учеником (с. 109)

* Проверка восприятия текста.

– Где стоит Петропавловская крепость?

– Из чего сделаны её стены?

– Что происходит в крепости ровно в полдень?

(Слайд 9) «Шпиль Петропавловского собора»

1. Вид 1.

Колокольня Петропавловского собора увенчана золотым шпилем. Он был непривычным для петербуржцев, ведь купола у церквей на Руси совсем иные. Петр I считал этот шпиль символом новой России. По предложению первого архитектора собора Д. Трезини для шпиля отлили ангела, который, едва прикасаясь к кресту, парил над городом (высота его – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Но никто не подумал о том, что на высоте шпиля нередко проносятся ураганы и бьют молнии. Со шпилем в каждом веке случались неприятности. Однажды ангел загорелся во время грозы, через годы ураган обломал ему крылья, наконец, во время бури ангела накренило. Каждый раз фигуру восстанавливали.

2. Вид 2.

В 1857 году по проекту инженера Д.Журавского решили деревянный шпиль заменить металлическим. Заодно установили громоотводы. С тех пор шпиль время от времени лишь реставрируют да заново покрывают золотом.

(Слайд 10) «Петропавловская крепость»

1. – Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города, которому Петр I придавал огромное значение и называл его Парадизом (с лат. – рай). А небесный покровитель царя, апостол Пётр, считается хранителем ключа от рая. Так и получил своё название новый город – Санкт-Петербург, в честь апостола Петра.

2. Работа по учебнику.

– Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.

Рассмотрите в учебнике план современного города (с. 107) и найдите Невский проспект, реку Неву. Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.

В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 4,5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.

(Прочитайте названия достопримечательностей на плане, с. 107)

Архитектору Трезини царь приказал сделать проекты образцовых домов. Заборы царь отменил и повелел делать фасад – сторону дома, которая выходит на улицу, – особенно красивым и парадным. Петр хотел, чтобы его город стал не только примером для всей России, но чтобы и вся Европа заговорила о Санкт-Петербурге с восхищением.

(Слайд 11) «Летний сад»

– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии…

(Слайд 12) «В летнем саду»

– Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец.

Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.

(Слайд 13) «Достопримечательности Петербурга»

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира).

В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.

Постамент изготовили из каменной глыбы (30 м х 30 м х 7 м). Для подъёма колонны использовали десятки лебёдок, сверхпрочные канаты – каждый состоял из 522 волокон. Колонна ни к чему не крепилась и должна была держаться только своей тяжестью. На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела.

(Слайды 14 - 17) «Михайловский замок», «Петергоф»,

«Царское село», «Павловск»

– Изящным изумрудным ожерельем окружают Петербург ансамбли пригородных императорских дворцов. Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века.

Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок.

Торжественной, впечатляющей мелодией воды и камня звучит излюбленное детище Петра Великого – ансамбль Петергофа.

Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны, окружённым садами и парками.

Неповторимый Павловск – это творение Павла I и императрицы

Марии Фёдоровны.

(Слайды 18 - 21) «Мост Кентавров», «Дворцовый мост»,

«Аничков мост», «Банковский мостик»

– Особой гордостью Петербурга являются многочисленные красивые набережные и мосты. По количеству мостов город занимает первое место в мире. К концу XX века их стало 342, в том числе 21 разводной. Самый протяжённый – мост Александра Невского через Неву (909 м), самый широкий – Синий мост через Мойку (около 100 м).

Мост в Павловске украшен фигурами кентавров, поэтому он так и называется.

Вход на Банковский мостик «охраняют» львы.

Аничков мост украшен скульптурными группами укротителей коней.

Дворцовый мост – разводной.

(Слайд 22) «Адмиралтейство»

– Санкт-Петербург – колыбель русского флота. Здание Адмиралтейства было заложено, как корабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга.

К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица.

Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.

(Слайд 23) «Военно-морской музей»

– С историей русского военного флота можно познакомиться в Военно-морском музее.

(Слайд 24) «Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» знаменит тем, что подал залповый сигнал к началу революционного восстания. До этого он получил боевое крещение в Русско-японскую войну. После войны крейсер стал учебным кораблём для будущих моряков. В годы великой Отечественной войны крейсер участвовал в героической обороне Ленинграда. Сейчас является частью Центрального военно-морского музея.

(Песня «Крейсер «Аврора», муз. Шаинский В., сл. Матусовский М.)

Физкультминутка.

(Слайд 25) «Кунсткамера»

– Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера. В её многочисленных выставочных залах собраны диковинные экспонаты.

(Слайд 26) «Русский музей. Памятник А.С. Пушкину»

1. Стихотворение на слайде.

2. – Так гениальный русский поэт А.С.Пушкин воспевает изумительный город на Неве. Эти строки помогают нам представить величие, строгость, гордую красоту Петербурга и необычайность его белых ночей.

Милы были сердцу поэта безлунные белые ночи, которые наступают в Петербурге в конце мая и длятся около двух месяцев (с 25-26 мая по 16-17 июля).

Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея, который может познакомить вас с культурой и традициями великого русского народа через соприкосновение с шедеврами русского изобразительного искусства.

(Слайд 27) «Медный всадник»

1. Текст на слайде.

2. – История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет.

3. Работа по учебнику (с. 110 – 111)

* Чтение текста вслух учащимися.

* Беседа по прочитанному тексту:

– Что такое монолит? (прочитайте)

– Сколько человек вырубали камень из скалы?

– Сколько времени на это было потрачено?

– Каким способом камень доставили к воде?

– Как его переправляли к нужному месту по воде?

– Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-

камня»?

(Слайд 28 -31) «Казанский собор»,«Исаакиевский собор»,

«Собор Воскресения Христова», «Смольный собор»

– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.

Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря.

IV. Закрепление нового материала.

Викторина.

1. Как называется город, стоящий на Неве?

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?

4. Как иначе назывался этот город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. Как укреплена Александровская колонна?

7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и

Александровской колонны?

8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?

9. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – с. 49 – 52, № 1 - 5 – дифференцированно.

VI. Итог урока.

– Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы. Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.

�PAGE � �PAGE �12�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке