Презентация на тему "Метода социометрии"

Презентация: Метода социометрии
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Метода социометрии" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 19 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по обществознанию в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Метода социометрии
    Слайд 1

    Методысоциометрии

  • Слайд 2

    Метод социометрии применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не меннее 6 месяцев. Он позволяет выявить:

    особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы группы в целом; качество психологической атмосферы группы в целом.

  • Слайд 3

    Социометрия

    - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

  • Слайд 4

    Методика социометрии

    В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей группы Вы посоветовались бы по интимному вопросу?”. При этом предлагается сделать один или несколько выборов в порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы. Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:

  • Слайд 5

    где åXij - общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы; åXijmax - максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле: где n - число членов в изучаемой группе.

  • Слайд 6

    где n - число членов в изучаемой группе. се начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении по форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

  • Слайд 7

    Он должен: нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности; не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны; быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству; содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформу­лированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение; убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы. Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: “Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?” - относит­ся к “слабому” типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен. В усиленной форме критерий имеет вид: “Ломайте, теперь мы сами являемся хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуации выбрали первым бригадиром?”.

  • Слайд 8

    Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях. Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные - критерии общения (“социометрические тесты”) и гностические - познавательные критерии (“тесты социальной перцепции или социального восприятия”). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

  • Слайд 9

    Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые - замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые - приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”, коммуникативного неофициального - “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.

  • Слайд 10

    Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия). Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов: критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь)” и т. д.

  • Слайд 11

    Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации: чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами; число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

  • Слайд 12

    На основе социоматрицы строится социограмма, представляющая собой наглядное графическое представление отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.

  • Слайд 13

    Данный метод занимает особое место при оценке статуса ребенка с нарушением речи, поскольку речь выполняет важнейшую и первичную для полноценного развития ребенка функцию – коммуникативную.

  • Слайд 14

    Качество речи и отношение к ней ребенка в значительной мере социально обусловлены. Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который с точки зрения ребенка может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта.

  • Слайд 15

    Основными социальными группами, влияющими на речевое поведение ребенка, являются семья (если она есть), детское учреждение, в котором он воспитывается, и группа, в которой осуществляется коррекция речи.

  • Слайд 16

    Логопеда интересует прежде всего качество речевой среды в таких группах, психолога же – характер отношений членов этой группы и место, занимаемое обследуемым ребенком в каждой из них.

  • Слайд 17

    В отношении детей школьного возраста и старше применяется классическая социометрическая методика В отношении дошкольников более приемлема объективная методика картирования

  • Слайд 18

    Результаты социометрии полезны не только специалистам (психологу и педагогу), но и могут быть использованы для консультирования родителей, воспитателей, учителей.

  • Слайд 19

    Использованная литература: Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2007. С. 240-295.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.