Презентация на тему "Столица символов. Моя Карелия" 5 класс

Презентация: Столица символов. Моя Карелия
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (7.93 Мб). Тема: "Столица символов. Моя Карелия". Предмет: окружающий мир. 25 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 1.8 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Столица символов. Моя Карелия
    Слайд 1

    Столица символов Моя Карелия 5 класс Автор: Чуйкина Э.А., учитель предметов Культура Карелии, Моя Карелия МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6

  • Слайд 2

    ?

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    -Да, это было так давно, Ещё до нашей эры… Как город Севера России Он в документах появлялся, Во время русско-шведских войн Неоднократно разорялся. Как появился он, я приведу примеры:

  • Слайд 5

    Такие факты нам ещё известны: Что в 1648 году По стратегическим соображеньям Погост отписан был в казну… 1648 «Для береженья от немецких людей» русской границы было решено создать в Заонежье ряд укрепленных пунктов. С этой целью указом царя Алексея Михайловича в 1647-1648 годах туда были направлены князь Ф. Волконский и дьяк С. Елагин.

  • Слайд 6

    Елагин – дьяк,Волконский воевода, Старались вместе для народа В слияньи рек сложили «крепость порубежную» И заслужили славу зарубежную- Важнейший стратегический форпост На Севере России – главный пост

  • Слайд 7

    Стена длиною боле километра В себя включала девятнадцать башен. Осаду шведских войск держала, Неоднократно побеждала

  • Слайд 8

    Что вы узнали об истории становления города? ЗАДАНИЕ: прочитать историческую справку о том, как возник этот город-крепость. Текст для чтения

  • Слайд 9

    ?

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Что привлекает огромные массы пернатых в эти места? ЗАДАНИЕ: Прочитать, найти ответ и обсудить в группах. Текст для чтения

  • Слайд 12

    Город имеет и в Европе планку, Известен он, как крупная гусиная стоянка.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    ?

  • Слайд 15

    Теперь задам я вам вопрос: «Кто наш карельский Дед Мороз?»

  • Слайд 16

    Легенда есть, что местный жил купец И у него в ночь на декабрь Родился мальчик – молодец. Большой мальчишка силы был, Сноровкой умной тоже слыл, Воспитан был в добре отцом Чуть повзрослев богатым стал купцом.

  • Слайд 17

    Паккайне парня нарекли На жизнь такую обрекли – Он разъезжал по городам России И умножал свои он силы. .

  • Слайд 18

    Мальчишка не старел годами А оставался юношей до стари

  • Слайд 19

    Каждый год в этот город Съезжаются все Дед Морозы. И шествуют по улицам они, О! Очень веселы те дни. Метают валенок, Гоняют, мяч по полю И веселятся вволю.

  • Слайд 20

    Север Восток Запад Юг Северо-восток Северо-запад Юго-восток Юго-запад

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Олонец столица символов

  • Слайд 23

    Олонец 1649

  • Слайд 24

    РЕСУРСЫ http://olonets.onego.ru – Официальный сайт г.Олонец http://www.mojgorod.ru/r_karelija/olonec - Народная энциклопедия «Мой город» http://www.gov.karelia.ru – Официальный портал органов государственной власти РК http://livviki.karelia.ru/history/olonec.shtml - Культура карелов-ливвиков

  • Слайд 25
Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока

Предмет: Моя Карелия

Класс: 5

Тема: Столица символов

Оборудование:

мультимедиа проектор, экран, компьютер,

краски акварельные, кисть,

карточка, на которой воском написано ДЕД МОРОЗ + картинка

карточка с недописанными буквами + картинка КРЕПОСТЬ

карточка с ребусом + картинка ГУСЬ

карточка «зашифрованное послание»

тексты для чтения

Цель: формирование представления об Олонце, как столице символов. Знакомство с историческим прошлым города, его культурным наследием и современной жизнью города.

Задачи:

Образовательная – познакомить с гербом города Олонец, продолжать учить «читать» символы и значения цветов герба городов Карелии, познакомить с историей становления города, его особенностями, традициями и достопримечательностями.

Воспитательная – эстетическое, нравственное воспитание, воспитание патриотизма.

Развивающая – закреплять умения работать с текстом, находить главное, делать аргументированные выводы, конспектировать, развивать умение работать в группах, продолжать работу над повышением интереса учащихся к изучению предмета, расширять кругозор, развивать внимание.

Ход урока

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по нашей республике и сделаем остановку в одном очень старинном городе. Тема нашего урока звучит так: «Столица символов». Но, что это за город, что это за столица? Может быть, вы уже догадались?

(Предположения детей)

Давайте узнаем название этого города. Это будет не просто, потому что его надо расшифровать, прочитав послание. А для этого надо выполнить несколько заданий.

-Вы готовы к трудностям?

-Итак, начнём наше путешествие. Для этого я предлагаю вам разделиться на группы: надо вытянуть по одному жетону из коробки и в соответствии с его цветом разделиться.

-Археологи, делая раскопки вблизи поселения, нашли несколько документов, в которых обозначены символы этого города. Давайте их расшифруем.

РАБОТА В ГРУППАХ:

ЗАДАНИЕ:

1группа – закрасить волшебным раствором документ и прочитать текст (Дед Мороз).

2 группа – прочитать послание, дописав буквы (Крепость).

3 группа – разгадать ребус (Гусь).

После того как дети выполнят задания, учитель вывешивает на доску соответствующие картинки.

СЛАЙД

image1.pngimage2.jpgimage3.png

Итак, мы узнали с вами, что этот таинственный город имеет символы: крепость, гусь и Дед Мороз. Как же их можно связать с одним городом?

(Предположения детей)

-Этот город имеет интересное прошлое и является историческим городом Карелии. Давайте узнаем, как эти символы отражаются в истории.

image4.jpg

СЛАЙД

-Посмотрите внимательно на герб города. Какие символы здесь присутствуют и что они обозначают?

Рука, выходящая из облака, сжимает щит, а под ним четыре пушечных ядра, крест-накрест соединенных цепью. Рука со щитом – это небесная защита города. Ядра - это специальные двойные снаряды, предназначенные для морских пушек, такими стреляли по кораблям противника, чтобы рвать паруса и удерживающие мачты канаты. Этот герб характеризует город как военный, заводской город, помогающий одерживать победы на море.

-Что мы можем уже рассказать об этом городе, зная значения цветов и символов герба?

(предположения детей)

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

-Ребята, что вы узнали об истории становления этого города?

-Сейчас я предлагаю вам прочитать историческую справку о том, как возник этот город-крепость.

ЗАДАНИЕ 1: каждый ученик получает карточку с текстом

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение и анализ текста.

Историческая справка.

Олонец — одно из древнейших селений Карелии. Стоянки древнего человека, обнаруженные в низовьях реки Олонки (бассейн Ладожского озера) датируются археологами 3-2 тысячелетием до н. э.

Олонец — древний исторический город Севера России, впервые упоминается в документах 1137 года. С 1627 года стал именоваться посадом .

Во время русско-шведских войн XVI–XVII вв. город неоднократно разорялся. Поэтому по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году, здесь было начато строительство деревянной крепости, защищавшей северо-западные границы Русского государства. На месте, где находилось главное селение погоста, на слиянии двух рек, стараниями воеводы Фёдора Волконского и дьяка Степана Елагина была заложена «порубежная крепость». С 1649 года это поселение перешло в категорию города.

Построенная крепость - важнейший стратегический форпост на северо-западном рубеже России. Она представляла собой довольно мощное сооружение. Крепостная стена оказалась длиной 1,5 км и включала 19 башен. Стены крепости и находившиеся в ней защитники русских рубежей выдержали осаду шведских войск.

Ее гарнизон, а также многочисленные отряды из крестьян-добровольцев, базировавшиеся в крепости, мужественно защищали от шведских атак, строящийся Петербург и Петровские горные заводы.

Крепость просуществовала до середины XVIII в. и была разобрана из-за ветхости и из-за того, что этот город перестал играть роль пограничного форпоста России.

-Итак, что нового вы узнали об этом городе, прочитав справку? Назовите дату основания города.

-Какой из наших символов можно отнести к истории? (крепость)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Строительство города в основном было завершено 29 сентября 1649 г. По замыслам царских чиновников, город должен был стать форпостом на северо-западных границах России, которые подвергались частым набегам шведов. В тот период он был единым торговым, военным и административным центром Карелии; заселили его крестьянами заонежских погостов, занимавшихся главным образом торговлей и железоделательным промыслом.

С XVIII в. значение этого города, как главного административного и культурного центра Карелии начинает снижаться, т.к. центром губернии утверждается Петрозаводск (дата рождения Петрозаводска 29 августа 1703).

-Как вы думаете, какое отношение гусь имеет к этому городу?

(предположения учащихся)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ - учитель предлагает послушать сообщение одного из учащихся класса, сопровождающееся показом фотографий стоянок птиц.

СЛАЙД

Сельскохозяйственные угодья весной и осенью становится местом отдыха перелетных гусиных стай, отличающихся высоким видовым разнообразием, включая виды, занесенные в Красную Книгу России. Каждую весну здесь останавливаются для отдыха и кормежки сотни тысяч гусей, мигрирующих с западноевропейских зимовок на места гнездования в российскую тундру. В конце апреля – начале мая  за одну экскурсию по окрестным полям можно увидеть до 50-70 тысяч гусей, пасущихся вблизи дорог и деревенских домов, или перелетающих огромными стаями с места на место.

В течение последних 10 лет группа орнитологов Института Биологии Карельского научного центра РАН под руководством доктора биологических наук Владимира Борисовича Зимина проводит на полях мониторинговые исследования мигрирующих птиц. По оценке специалистов, именно эта гусиная стоянка – крупнейшая в северной Европе. Во множестве встречаются здесь и другие птицы – утки, лебеди, журавли, кулики, чайки, хищники. Это - орнитологические угодья национального масштаба, что, с одной стороны, требует их охраны, с другой - создает значительные возможности для их использования в туристских целях (научные исследования, наблюдения с помощью бинокля, фотоохота, ружейная охота).

 -Что же привлекает огромные массы пернатых в эти места? Найдите ответ во второй части текста и обсудите в группах.

ЗАДАНИЕ 2: каждый ученик(пара) получает карточку с текстом

САМ. РАБОТА, РАБОТА В ГРУППАХ(парах) *по усмотрению учителя.

В историческом плане этот район представляет довольно обширную равнину, среди которой поднимаются редкие возвышенности, самая значительная из которых, гора Железная, имеет абсолютную отметку 97 м. Равнину, расширили естественные луга за счет вырубки окрестных лесов и осушения болот, а возделываемые земли стали засевать зерновыми злаками и многолетними травами, выращивать овощные культуры, выпасать скот. Все это оказалось как нельзя, кстати, и для птиц – гуси находят здесь для пропитания вдоволь зеленой травы, зерноядные птицы – множество семян, а водоплавающие и кулики скапливаются на участках полей, залитых талой водой. Весьма удобно для птиц, и то, что по соседству с полями находятся безопасные места ночевок - верховые болота, окруженные лесами, и акватория Ладожского озера.

(ответы учащихся)

СЛАЙД

ИТОГ:

Что привлекает птиц в эти места?

Не только видно красота.

Луга естественные здесь,

И птицам есть, что поклевать, поесть.

Болота тут с полями по соседству в точь,

Где птицы безопасно проведут и ночь.

-Ребята, у нас остался один символ Дед Мороз. Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему городу?

(ответы учащихся)

- Что такое легенда? Сегодня вы узнаете легенду, которая родилась в этом городе.

СЛАЙД

(Учащиеся предполагают, как выглядит карельский Дед Мороз)

СЛАЙД

СЛАЙД

Учитель:

-"Карельский" Дед Мороз - Паккайне, что переводится с карельского языка как "лёгкий морозец". Согласно легенде, так звали сына местного купца, родившегося в морозную ночь 1 декабря. Мальчик отличался не только большой силой, но и талантом предпринимательской деятельности. Повзрослев, он стал богатым купцом. Местные жители верят, что мальчики, родившиеся 1 декабря, тоже будут сильными, здоровыми и богатыми, как Паккайне. Разъезжая по городам России, Паккайне оставлял в зеркалах постоялых дворов свои отражения. Эти отражения превратились в Дедов. В отличие от российского Деда Мороза карельский Паккайне - не мудрый бородатый старик, а озорной подросток. Теперь в этом городе накануне нового года собираются Деды Морозы.

СЛАЙД

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

-Итак, ребята, мы с вами узнали, что в зашифрованном послании скрывается город, который имеет три символа. Назовите символ и объясните, что он обозначает.

-Что ж, пришло время разгадывать послание. Для этого нам пригодятся географические знания, потому что мы будем искать название города, двигаясь по сторонам света – север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Сначала мы прочитаем опорные слова, которые нам помогут вспомнить всё об этом городе, а потом вы найдёте его название.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Каждый ученик получает «шифровку». Учитель говорит, в каком направлении должен двигаться ученик и сколько надо сделать шагов (клеточек) в этом направлении. Полученное слово нужно обвести. В итоге получится три слова. В столбце, где все буквы совпадут, будет название города.

ЗАДАНИЕ

п

р

л

т

ь

м

у

к

а

р

ф

ы

в

а

с

т

о

д

о

л

у

к

н

х

п

р

л

и

ц

а

л

г

е

б

с

т

о

я

с

з

о

л

и

в

ь

я

н

к

а

д

р

м

о

р

о

з

е

с

р

ю

л

х

н

е

ц

к

ц

в

д

ж

с

щ

г

ф

ы

м

к

л

а

э

Учитель диктует:

Первую букву считаем, а потом только делаем шаги.

Первое слово начинаем с серой клетки, с буквы «С» В-3, Ю-1, В-3

Прочитайте первое слово? (столица)

Второе слово начинаем с жёлтой клетки, с буквы «С» В-3, Ю-З -1, В-3

Прочитайте второе слово? (стоянка)

Третье слово начинаем с голубой клетки, с буквы «М» В-6, Ю-1

Прочитайте второе слово?

ОТВЕТ

п

р

л

т

ь

м

у

к

а

р

ф

ы

в

а

с

т

о

д

о

л

у

к

н

х

п

р

л

и

ц

а

л

г

е

б

с

т

о

я

с

з

о

л

и

в

ь

я

н

к

а

д

р

м

о

р

о

з

е

с

р

ю

л

х

н

е

ц

к

ц

в

д

ж

с

щ

г

ф

ы

м

к

л

а

э

ИТОГ УРОКА:

СЛАЙД

Есть на северо-западе России маленький провинциальный городок - Олонец, давший название огромной территории - Олонецкой губернии и более 100 лет являвшийся его столицей.

Олонец не зря называют «столицей символов». Ежегодно накануне Нового года здесь проходит праздник «Игрища Дедов Морозов». Уже более десяти лет устраивается фестиваль «Олония – гусиная столица». Здесь не только сохранились остатки крепости, но жива ещё память о народных сказителях, поэтому Олонец по праву можно считать краем былин. Кроме того, Олонец – город мостов, их восемь. Мосты Олонца — деревянные и каменные, среди них есть и пешеходные.

Еще одна особенность Олонецкого района в том, что в составе его населения преобладают карелы. Здесь лучше, чем в других местах, сохранились традиции карельского народа, своеобразная архитектура жилых и хозяйственных построек, предметы домашней утвари и ремесел. Все это создает прекрасные возможности для удовлетворения запросов туристов, интересующихся историей и культурой народа, давшего название Республике Карелия.

В 1991 г. Олонец получил статус исторического города. В 2004 году район - статус национального. Олонец по праву может считаться центром национальной культуры Карелии. Культурно-историческое наследие района составляет 92 памятника архитектуры, 56 - истории и искусства, 16 - археологии.

- Что узнали на уроке?

-Почему московский царь велел заложить крепость-город Олонец?

- Почему Олонец называют «гусиной» столицей?

-Какой веселый зимний праздник проводится в городе Олонец?

-Перечислите символы Олонца.

ДОМ. ЗАДАНИЕ:

Найти на карте Карелии г. Олонец и обозначить его на контурной карте.

Нарисовать символы Олонца.

Как появился он, я приведу примеры:

-Да, это было так давно,

Ещё до нашей эры…

Как город Севера России

Он в документах появлялся,

Во время русско-шведских войн

Неоднократно разорялся.

ИСТОРИЯ

Стена длиною боле километра

В себя включала девятнадцать башен.

Осаду шведских войск держала,

Неоднократно побеждала

передовая укрепленная позиция (сл. Ушакова)

пригород, предместье, окраина (устар.); торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города (сл.Ушакова).

ПРИРОДА

Елагин – дьяк, Волконский воевода,

Старались вместе для народа

В слияньи рек сложили «крепость порубежную»

И заслужили славу зарубежную-

Важнейший стратегический форпост

На Севере России – главный пост.

Теперь задам я вам вопрос:

«Кто наш карельский Дед Мороз?»

Город имеет и в Европе планку,

Известен он, как крупная гусиная стоянка.

ЛЕГЕНДА ( сказка)

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ИСТОРИЯ

Такие факты нам ещё известны:

Что в 1648 году

По стратегическим соображеньям

Погост отписан был в казну…

ПТИЦЫ (фото)

Легенда есть, что местный жил купец

И у него в ночь на декабрь

Родился мальчик – молодец.

Большой мальчишка силы был,

Сноровкой умной тоже слыл,

Воспитан был в добре отцом

Чуть повзрослев богатым, стал купцом.

Паккайне парня нарекли

На жизнь такую обрекли –

Он разъезжал по городам России

И умножал свои он силы.

Мальчишка не старел годами

А оставался юношей до стари.

Каждый год в этот город

Съезжаются все Дед Морозы.

И шествуют по улицам они,

О! Очень веселы те дни.

Метают валенок,

Гоняют, мяч по полю

И веселятся вволю.

С

В

С-В

С-З

Ю

Ю-В

Ю-З

З

Конспект урока

Предмет: Моя Карелия

Класс: 5

Тема: Столица символов

Оборудование:

мультимедиа проектор, экран, компьютер,

краски акварельные, кисть,

карточка, на которой воском написано ДЕД МОРОЗ + картинка

карточка с недописанными буквами + картинка КРЕПОСТЬ

карточка с ребусом + картинка ГУСЬ

карточка «зашифрованное послание»

тексты для чтения

Цель: формирование представления об Олонце, как столице символов. Знакомство с историческим прошлым города, его культурным наследием и современной жизнью города.

Задачи:

Образовательная – познакомить с гербом города Олонец, продолжать учить «читать» символы и значения цветов герба городов Карелии, познакомить с историей становления города, его особенностями, традициями и достопримечательностями.

Воспитательная – эстетическое, нравственное воспитание, воспитание патриотизма.

Развивающая – закреплять умения работать с текстом, находить главное, делать аргументированные выводы, конспектировать, развивать умение работать в группах, продолжать работу над повышением интереса учащихся к изучению предмета, расширять кругозор, развивать внимание.

Ход урока

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по нашей республике и сделаем остановку в одном очень старинном городе. Тема нашего урока звучит так: «Столица символов». Но, что это за город, что это за столица? Может быть, вы уже догадались?

(Предположения детей)

Давайте узнаем название этого города. Это будет не просто, потому что его надо расшифровать, прочитав послание. А для этого надо выполнить несколько заданий.

-Вы готовы к трудностям?

-Итак, начнём наше путешествие. Для этого я предлагаю вам разделиться на группы: надо вытянуть по одному жетону из коробки и в соответствии с его цветом разделиться.

-Археологи, делая раскопки вблизи поселения, нашли несколько документов, в которых обозначены символы этого города. Давайте их расшифруем.

РАБОТА В ГРУППАХ:

ЗАДАНИЕ:

1группа – закрасить волшебным раствором документ и прочитать текст (Дед Мороз).

2 группа – прочитать послание, дописав буквы (Крепость).

3 группа – разгадать ребус (Гусь).

После того как дети выполнят задания, учитель вывешивает на доску соответствующие картинки.

СЛАЙД

image1.pngimage2.jpgimage3.png

Итак, мы узнали с вами, что этот таинственный город имеет символы: крепость, гусь и Дед Мороз. Как же их можно связать с одним городом?

(Предположения детей)

-Этот город имеет интересное прошлое и является историческим городом Карелии. Давайте узнаем, как эти символы отражаются в истории.

image4.jpg

СЛАЙД

-Посмотрите внимательно на герб города. Какие символы здесь присутствуют и что они обозначают?

Рука, выходящая из облака, сжимает щит, а под ним четыре пушечных ядра, крест-накрест соединенных цепью. Рука со щитом – это небесная защита города. Ядра - это специальные двойные снаряды, предназначенные для морских пушек, такими стреляли по кораблям противника, чтобы рвать паруса и удерживающие мачты канаты. Этот герб характеризует город как военный, заводской город, помогающий одерживать победы на море.

-Что мы можем уже рассказать об этом городе, зная значения цветов и символов герба?

(предположения детей)

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

СЛАЙД

-Ребята, что вы узнали об истории становления этого города?

-Сейчас я предлагаю вам прочитать историческую справку о том, как возник этот город-крепость.

ЗАДАНИЕ 1: каждый ученик получает карточку с текстом

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение и анализ текста.

Историческая справка.

Олонец — одно из древнейших селений Карелии. Стоянки древнего человека, обнаруженные в низовьях реки Олонки (бассейн Ладожского озера) датируются археологами 3-2 тысячелетием до н. э.

Олонец — древний исторический город Севера России, впервые упоминается в документах 1137 года. С 1627 года стал именоваться посадом .

Во время русско-шведских войн XVI–XVII вв. город неоднократно разорялся. Поэтому по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году, здесь было начато строительство деревянной крепости, защищавшей северо-западные границы Русского государства. На месте, где находилось главное селение погоста, на слиянии двух рек, стараниями воеводы Фёдора Волконского и дьяка Степана Елагина была заложена «порубежная крепость». С 1649 года это поселение перешло в категорию города.

Построенная крепость - важнейший стратегический форпост на северо-западном рубеже России. Она представляла собой довольно мощное сооружение. Крепостная стена оказалась длиной 1,5 км и включала 19 башен. Стены крепости и находившиеся в ней защитники русских рубежей выдержали осаду шведских войск.

Ее гарнизон, а также многочисленные отряды из крестьян-добровольцев, базировавшиеся в крепости, мужественно защищали от шведских атак, строящийся Петербург и Петровские горные заводы.

Крепость просуществовала до середины XVIII в. и была разобрана из-за ветхости и из-за того, что этот город перестал играть роль пограничного форпоста России.

-Итак, что нового вы узнали об этом городе, прочитав справку? Назовите дату основания города.

-Какой из наших символов можно отнести к истории? (крепость)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Строительство города в основном было завершено 29 сентября 1649 г. По замыслам царских чиновников, город должен был стать форпостом на северо-западных границах России, которые подвергались частым набегам шведов. В тот период он был единым торговым, военным и административным центром Карелии; заселили его крестьянами заонежских погостов, занимавшихся главным образом торговлей и железоделательным промыслом.

С XVIII в. значение этого города, как главного административного и культурного центра Карелии начинает снижаться, т.к. центром губернии утверждается Петрозаводск (дата рождения Петрозаводска 29 августа 1703).

-Как вы думаете, какое отношение гусь имеет к этому городу?

(предположения учащихся)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ - учитель предлагает послушать сообщение одного из учащихся класса, сопровождающееся показом фотографий стоянок птиц.

СЛАЙД

Сельскохозяйственные угодья весной и осенью становится местом отдыха перелетных гусиных стай, отличающихся высоким видовым разнообразием, включая виды, занесенные в Красную Книгу России. Каждую весну здесь останавливаются для отдыха и кормежки сотни тысяч гусей, мигрирующих с западноевропейских зимовок на места гнездования в российскую тундру. В конце апреля – начале мая  за одну экскурсию по окрестным полям можно увидеть до 50-70 тысяч гусей, пасущихся вблизи дорог и деревенских домов, или перелетающих огромными стаями с места на место.

В течение последних 10 лет группа орнитологов Института Биологии Карельского научного центра РАН под руководством доктора биологических наук Владимира Борисовича Зимина проводит на полях мониторинговые исследования мигрирующих птиц. По оценке специалистов, именно эта гусиная стоянка – крупнейшая в северной Европе. Во множестве встречаются здесь и другие птицы – утки, лебеди, журавли, кулики, чайки, хищники. Это - орнитологические угодья национального масштаба, что, с одной стороны, требует их охраны, с другой - создает значительные возможности для их использования в туристских целях (научные исследования, наблюдения с помощью бинокля, фотоохота, ружейная охота).

 -Что же привлекает огромные массы пернатых в эти места? Найдите ответ во второй части текста и обсудите в группах.

ЗАДАНИЕ 2: каждый ученик(пара) получает карточку с текстом

САМ. РАБОТА, РАБОТА В ГРУППАХ(парах) *по усмотрению учителя.

В историческом плане этот район представляет довольно обширную равнину, среди которой поднимаются редкие возвышенности, самая значительная из которых, гора Железная, имеет абсолютную отметку 97 м. Равнину, расширили естественные луга за счет вырубки окрестных лесов и осушения болот, а возделываемые земли стали засевать зерновыми злаками и многолетними травами, выращивать овощные культуры, выпасать скот. Все это оказалось как нельзя, кстати, и для птиц – гуси находят здесь для пропитания вдоволь зеленой травы, зерноядные птицы – множество семян, а водоплавающие и кулики скапливаются на участках полей, залитых талой водой. Весьма удобно для птиц, и то, что по соседству с полями находятся безопасные места ночевок - верховые болота, окруженные лесами, и акватория Ладожского озера.

(ответы учащихся)

СЛАЙД

ИТОГ:

Что привлекает птиц в эти места?

Не только видно красота.

Луга естественные здесь,

И птицам есть, что поклевать, поесть.

Болота тут с полями по соседству в точь,

Где птицы безопасно проведут и ночь.

-Ребята, у нас остался один символ Дед Мороз. Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему городу?

(ответы учащихся)

- Что такое легенда? Сегодня вы узнаете легенду, которая родилась в этом городе.

СЛАЙД

(Учащиеся предполагают, как выглядит карельский Дед Мороз)

СЛАЙД

СЛАЙД

Учитель:

-"Карельский" Дед Мороз - Паккайне, что переводится с карельского языка как "лёгкий морозец". Согласно легенде, так звали сына местного купца, родившегося в морозную ночь 1 декабря. Мальчик отличался не только большой силой, но и талантом предпринимательской деятельности. Повзрослев, он стал богатым купцом. Местные жители верят, что мальчики, родившиеся 1 декабря, тоже будут сильными, здоровыми и богатыми, как Паккайне. Разъезжая по городам России, Паккайне оставлял в зеркалах постоялых дворов свои отражения. Эти отражения превратились в Дедов. В отличие от российского Деда Мороза карельский Паккайне - не мудрый бородатый старик, а озорной подросток. Теперь в этом городе накануне нового года собираются Деды Морозы.

СЛАЙД

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

-Итак, ребята, мы с вами узнали, что в зашифрованном послании скрывается город, который имеет три символа. Назовите символ и объясните, что он обозначает.

-Что ж, пришло время разгадывать послание. Для этого нам пригодятся географические знания, потому что мы будем искать название города, двигаясь по сторонам света – север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Сначала мы прочитаем опорные слова, которые нам помогут вспомнить всё об этом городе, а потом вы найдёте его название.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Каждый ученик получает «шифровку». Учитель говорит, в каком направлении должен двигаться ученик и сколько надо сделать шагов (клеточек) в этом направлении. Полученное слово нужно обвести. В итоге получится три слова. В столбце, где все буквы совпадут, будет название города.

ЗАДАНИЕ

п

р

л

т

ь

м

у

к

а

р

ф

ы

в

а

с

т

о

д

о

л

у

к

н

х

п

р

л

и

ц

а

л

г

е

б

с

т

о

я

с

з

о

л

и

в

ь

я

н

к

а

д

р

м

о

р

о

з

е

с

р

ю

л

х

н

е

ц

к

ц

в

д

ж

с

щ

г

ф

ы

м

к

л

а

э

Учитель диктует:

Первую букву считаем, а потом только делаем шаги.

Первое слово начинаем с серой клетки, с буквы «С» В-3, Ю-1, В-3

Прочитайте первое слово? (столица)

Второе слово начинаем с жёлтой клетки, с буквы «С» В-3, Ю-З -1, В-3

Прочитайте второе слово? (стоянка)

Третье слово начинаем с голубой клетки, с буквы «М» В-6, Ю-1

Прочитайте второе слово?

ОТВЕТ

п

р

л

т

ь

м

у

к

а

р

ф

ы

в

а

с

т

о

д

о

л

у

к

н

х

п

р

л

и

ц

а

л

г

е

б

с

т

о

я

с

з

о

л

и

в

ь

я

н

к

а

д

р

м

о

р

о

з

е

с

р

ю

л

х

н

е

ц

к

ц

в

д

ж

с

щ

г

ф

ы

м

к

л

а

э

ИТОГ УРОКА:

СЛАЙД

Есть на северо-западе России маленький провинциальный городок - Олонец, давший название огромной территории - Олонецкой губернии и более 100 лет являвшийся его столицей.

Олонец не зря называют «столицей символов». Ежегодно накануне Нового года здесь проходит праздник «Игрища Дедов Морозов». Уже более десяти лет устраивается фестиваль «Олония – гусиная столица». Здесь не только сохранились остатки крепости, но жива ещё память о народных сказителях, поэтому Олонец по праву можно считать краем былин. Кроме того, Олонец – город мостов, их восемь. Мосты Олонца — деревянные и каменные, среди них есть и пешеходные.

Еще одна особенность Олонецкого района в том, что в составе его населения преобладают карелы. Здесь лучше, чем в других местах, сохранились традиции карельского народа, своеобразная архитектура жилых и хозяйственных построек, предметы домашней утвари и ремесел. Все это создает прекрасные возможности для удовлетворения запросов туристов, интересующихся историей и культурой народа, давшего название Республике Карелия.

В 1991 г. Олонец получил статус исторического города. В 2004 году район - статус национального. Олонец по праву может считаться центром национальной культуры Карелии. Культурно-историческое наследие района составляет 92 памятника архитектуры, 56 - истории и искусства, 16 - археологии.

- Что узнали на уроке?

-Почему московский царь велел заложить крепость-город Олонец?

- Почему Олонец называют «гусиной» столицей?

-Какой веселый зимний праздник проводится в городе Олонец?

-Перечислите символы Олонца.

ДОМ. ЗАДАНИЕ:

Найти на карте Карелии г. Олонец и обозначить его на контурной карте.

Нарисовать символы Олонца.

Как появился он, я приведу примеры:

-Да, это было так давно,

Ещё до нашей эры…

Как город Севера России

Он в документах появлялся,

Во время русско-шведских войн

Неоднократно разорялся.

ИСТОРИЯ

Стена длиною боле километра

В себя включала девятнадцать башен.

Осаду шведских войск держала,

Неоднократно побеждала

передовая укрепленная позиция (сл. Ушакова)

пригород, предместье, окраина (устар.); торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города (сл.Ушакова).

ПРИРОДА

Елагин – дьяк, Волконский воевода,

Старались вместе для народа

В слияньи рек сложили «крепость порубежную»

И заслужили славу зарубежную-

Важнейший стратегический форпост

На Севере России – главный пост.

Теперь задам я вам вопрос:

«Кто наш карельский Дед Мороз?»

Город имеет и в Европе планку,

Известен он, как крупная гусиная стоянка.

ЛЕГЕНДА ( сказка)

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ИСТОРИЯ

Такие факты нам ещё известны:

Что в 1648 году

По стратегическим соображеньям

Погост отписан был в казну…

ПТИЦЫ (фото)

Легенда есть, что местный жил купец

И у него в ночь на декабрь

Родился мальчик – молодец.

Большой мальчишка силы был,

Сноровкой умной тоже слыл,

Воспитан был в добре отцом

Чуть повзрослев богатым, стал купцом.

Паккайне парня нарекли

На жизнь такую обрекли –

Он разъезжал по городам России

И умножал свои он силы.

Мальчишка не старел годами

А оставался юношей до стари.

Каждый год в этот город

Съезжаются все Дед Морозы.

И шествуют по улицам они,

О! Очень веселы те дни.

Метают валенок,

Гоняют, мяч по полю

И веселятся вволю.

С

В

С-В

С-З

Ю

Ю-В

Ю-З

З

Скачать конспект

Сообщить об ошибке