Презентация на тему "Методы обучения"

Презентация: Методы обучения
Включить эффекты
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.55 Мб). Тема: "Методы обучения". Предмет: педагогика. 40 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 2.3 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    40
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы обучения
    Слайд 1

    Лектор: Доцент кафедри «Общей и практическойпсихологии» кандидат педагогических наук, доцент Карпова Лариса Георгиевна Харківський національний університет внутрішніх справ Педагогика Учебнаядисциплина

  • Слайд 2

    2 Лектор – доцент Карпова Л.Г. Тема лекции Тема лекции Методы обучения

  • Слайд 3

    Содержаниелекции Методы организации и осуществления УПД 3 Классификация методов обучения 2 Понятие о методе обучения 1 Методы стимулирования и мотивации УПД 4 5 Методы контроля и самоконтроля

  • Слайд 4

    1. Понятие о методе обучения

    Метод обучения является одним из главных компонентов процесса обучения.Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению как их сущности, так и функциям. Лектор – доцент Карпова Л.Г. «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более, чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». А.В.Луначарский С октября 1917 и до 1929 – народный комиссар просвещения

  • Слайд 5

    Цель Метод Приёмы Приёмы Метод(древне- греческий methodos)– способ, путь к цели. Методы обучения – это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Чем же определяются методы обучения? Прежде всего, это зависит от эффективности приемов обучения и преподавания. Существует множество определений понятия «метод обучения»! Например: Методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, позволяющая достичь поставленной цели обучения. Приём обучения – часть метода, единичное действие. 5 1. Понятие о методе обучения Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 6

    1. Понятие о методе обучения

    При определении сущности метода можно выявить два характерных его признака: во–первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, во–вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода. Но есть и специфические характеристики, если говорить о методе обучения. Например: способы обмена информацией между учителями и учениками; стимулирование и мотивирование учебно–познавательной деятельности учеников; контроль за процессом обучения; управление познавательной деятельностью учеников; раскрытие содержания знания в учебном заведении. Успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 7

    Лектор – доцент Карпова Л.Г. Существует несколько определений понятия « метод обучения »! Метод обучения – способ организации и управления учебно–познавательной деятельностью . Метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников» Это наиболее полное понятие было определено на научно–практической конференции в 1978 г.

  • Слайд 8

    Лектор – доцент Карпова Л.Г. Метод обучения зависит: от цели урока от этапа урока от содержания обучения от психических особенностей и возможностей учеников от местных условий от наличия учебных пособий от личности учителя

  • Слайд 9

    Методы обучения нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю. К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно–регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно–воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы». Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 10

    2. Классификации методов обучения

     В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций.  Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.       Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим основные из них. Лектор – доцент Карпова Л.Г. 2. Классификации методов обучения Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 11

    Разработчиками этой классификации стали Е. И. Голант, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Верзилин. В связи с тем, что классификация была простой и доступной, она получила довольно широкое распространение. Применение каждого метода основано на взаимодействии учителя и ученика. Особенности деятельности учителя и ученика в методе обучения рассмотрим на примере следующей классификации Словесные Наглядные Практические Источник обучения Слово, речь Наглядный образ Практический опыт рассказ беседа лекция учебная дискуссия демонстрация иллюстрация упражнение лабораторная работа практикум 1. Традиционная классификация методов обучения ? Лектор – доцент Карпова Л.Г 2. Классификации методов обучения

  • Слайд 12

    2. Классификации методов обучения

      2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):       а) приобретение знаний;      б) формирование умений и навыков;      в) применение приобретенных знаний;      г) творческая деятельность;      д) закрепление;      е) проверка знаний, умений и навыков.        Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 13

    Исследовательский 13 Объясняет и даёт установку на повторение, запоминание Излагает учебный материал как путь решения проблемы Организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску новых знаний Создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент в изучаемом материале Репродуктивный Проблемного изложения Эвристический (частично-поисковый) Многократно повторяют, запоминают Следят за ходом мысли учителя, получают образец построения логических рассуждений Ищут недостающую часть, осмысливая уже известные элементы и связи Самостоятельно добывают новые знания Выработка навыков Выработка умений самоорганизации познания Формирование логики познания Формирование умений обнаруживать связи, зависимости Объясняет, организует восприятие и осмысление учебного материала Объяснительно-иллюстративный Воспринимают, осмысливают Высокая скорость изучения материала познавательная самостоятельность Методы Учитель Ученики Эффективность 3. Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 14

    2. Классификации методов обучения

           4. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:       а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;     б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.   5. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук). Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 15

     6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:       а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:       словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),       репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),      методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;       б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:       методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в  учении;       в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.       Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 16

     7. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.       а) Монологические методы:      - лекция;      - рассказ;      - демонстрация.      б) Формы сотрудничества:      - индивидуальные;      - групповые;      - фронтальные;      - коллективные.      в) Диалогические методы: — беседы.       8. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:       а) искусственное (школьное);      б) естественное (окказиальное).      Этим методам соответствуют два метода обучения:      а) преподносящее;      б) поисковое. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 17

     9. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику» В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:       а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);      б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными,основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:       в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:       импрессивныеметоды; экспрессивные методы;       практические методы;       учебные методы.       г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы:        Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 18

           Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. «Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 19

     10. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификаций. За ее основу он берет следующие:       Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.      Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.      Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.      Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.      Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.      Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения.      Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).       В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 20

     Выводы:       В ряд рассмотренных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение   их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.        По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что не включение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).       Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 21

    3. методы организации и осуществления упд

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации. В этой группе методов рассматривают перцептивные методыили методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации. Перцептивные методы включают в себя следующие виды: 1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т. д.; 2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т. д.; 3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т. д. Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно–тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному. В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все–таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее, на указания учителя и т. д. Лектор – доцент Карпова Л.Г

  • Слайд 22

     1. Словесные методы изложения К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию . На современном этапе развития дидактики словесным методам отводится значительное место. При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если выступления учителя скучны, ученики могут возненавидеть преподаваемый им предмет. Изложением называют связное сообщение материала учителем, когда он сообщает о тех фактах, о которых ученики еще ничего не знают. В связи с этим метод используют тогда, когда об изучаемой теме у учащегося еще нет никаких знаний. Вторым случаем, когда этот метод используется, является повторение уже изученного материала. Таким образом, учитель подводит итоги или помогает закрепить уже изученный материал. Изложение материала может быть в форме рассказа или художественного описания. Рассказ – это образное, эмоциональное и живое изложение материала, которое осуществляется в повествовательной или описательной форме. Продолжительность рассказа должна быть не более 10–15 мин для начальных классов и 30–40 – для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 23

     1. Словесные методы изложения Учебную лекцию отличаютэкономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и огромное воспитательное значение для учеников. Как правило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использование кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учитель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие–либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить. Не менее важны мимика и жесты учителя. Для лучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждой делать обобщающие выводы и подводить итоги. Еще одним словесным методом является беседа.Характерный признак беседы – участие в ней как учителя, так и ученика. В процессе учебы посредством этого метода ученики усваивают материал и получают новые знания, используя свое логическое мышление. Этот метод является прекрасным средством для закрепления и проверки изученного материала, а также для его повторения. Применяет учитель метод беседы в том случае, когда учащиеся что–то уже знают по той или иной теме. Вопросы, на которые учащиеся уже знают ответы, чередуются с незнакомыми им. Во время беседы ученики связывают их вместе и приобретают таким образом новые знания, расширяя и углубляя уже известное им. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 24

    Виды беседы катехизическая эвристическая проверочная герменическая Существует несколько видов беседы:

  • Слайд 25

    Катехизическая беседа В переводе с греческого языка katecheo, или «катехизический», означает «я поучаю, я наставляю». Впервые этот метод появился в средневековый период, и уже тогда его стали широко применять на практике, сообщая ученикам новые знания. В церковной литературе есть учебник под названием «Катехизис», который построен по тому же принципу. Все религиозные догмы в этом учебнике разделены на вопросы и ответы. Однако современный метод катехизической беседы имеет одно существенное отличие от средневекового аналогичного метода: если в Средневековье заучивали материал без осмысления, то в современном мире от учеников требуется самостоятельность в умственной работе. Было обнаружено, что при определенной постановке вопросов ученики прекрасно запоминают и закрепляют свои знания. Эвристическая беседа В переводе с греческого языка heurisko означает «я нахожу». Одним из общепринятых мастеров такой беседы был Сократ. Вот что говорят о нем по этому поводу: «Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения… Целью Сократа было не само знание, а пробуждение у людей любви к знанию». В связи с этим метод получил еще один вариант названия – сократовский. Есть у этого метода и свои отличительные особенности. Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего… учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Проверочная беседа. Эта форма считается особой. В чем же состоит ее особенность? Несмотря на то что форма ее проведения совпадает с формами предыдущих типов бесед, здесь есть некоторые отличия. Прежде всего связаны они с тем, что отдельные ее части являются очень важными. Так, во время этой беседы на вопросы отвечают несколько учеников, причем рассматривается уже изученный ранее материал. Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Какова же форма этой беседы? Как правило, учитель сам задает вопрос и решает, кто из учеников на него ответит. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает Герменическаябеседа В переводе с греческого языка «герменическая» означает «толковать, объяснять». Существует наука под названием «герменевтика», цель которой – толкование и объяснение текстов, картин и музыкальных пьес. Герменическаябеседа может проводиться и тогда, когда у учеников под руками есть тексты. Главная цель этого метода – научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 26

    2. Наглядные методы Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно–чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т. д. Ознакомление происходит при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п. В последнее время в школах все чаще стали использоваться экранные технические средства. Лектор – доцент Карпова Л.Г. Наглядные методы Методы иллюстраций – Методы демонстраций Метод иллюстраций характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т. д. Метод демонстраций характеризуется включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т. д.

  • Слайд 27

    Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности: прежде всего надо брать во внимание возраст школьников; во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, т. е. демонстрировать их следует постепенно, в соответствии с моментом урока; наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся; при показе наглядных пособий следует четко выделять основные моменты (главные мысли); прежде чем давать пояснения, их заранее тщательно продумывают; используя наглядные пособия, помните, что они в точности должны соответствовать излагаемому материалу; наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 28

    Виды практических методов Упражнения - Лабораторные работы - Практические работы - Практические методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и навыков. Основой практических методов является практика. 3. Практические методы многократное выполнение действий, как устных, так и практических, направленных на повышение их качества и овладение ими. Упражнения необходимы абсолютно для каждого предмета, поскольку они формируют умения и закрепляют полученные знания. проведение опытов по заданию и под руководством учителя. При этом используются различные приборы, инструменты и технические средства, с помощью которых изучают какое–то явление или проводят исследования по изучению какого–либо явления связаны с завершением изучения крупных разделов. Они, обобщая полученные в процессе обучения знания, одновременно проверяют уровень усвоения пройденного материала.

  • Слайд 29

    Существует несколько типов упражнений. По характеру они делятся на: 1) устные; 2) письменные; 3) графические; 4) учебно–трудовые. По степени самостоятельности учащихся это: воспроизводящие упражнения, т. е. способствующие закреплению учебного материала; тренировочные упражнения, т. е. использующиеся для применения новых знаний. Для каждого типа упражнений характерны свои особенности. Устные упражнения дают возможность развить логические способности школьника, его память, речь и внимание. Основными характеристиками устных упражнений являются динамичность и экономия времени. Несколько иную функцию выполняют письменные упражнения. Их главное назначение – закреплять изученный материал, вырабатывать умения и навыки. Кроме того, они, как и устные упражнения, способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи и самостоятельности школьников. Письменные упражнения могут использоваться как отдельно, так и в сочетании с устными и графическими упражнениями. Графические упражнения – работы школьников, связанные с составлением схем, графиков, чертежей, рисунков, альбомов, технологических карт, стендов, плакатов, зарисовок и т. п. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 30

    4. Дидактические игры В 60–е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказательства их особенности и выход за рамки всех остальных сгруппированных методов. Дидактической игрой принято считать такой вид учебной деятельности, который моделирует какой–либо изучаемый объект, явление, процесс. Дидактическая игра стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является то, что ее предмет – деятельность человека. Особенностями учебной игры являются: объект, созданный учебной деятельностью; совместная деятельность всех участников игры; правила игры и т. д. За последнее время многие учителя накопили огромный запас разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным предметам. А сейчас все чаще стали применять различные компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер. Достоинства дидактических игр отмечал еще К. Д. Ушинский, говоря, что игра для ребенка является жизнью, действительностью, созданной самим ребенком. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 31

    5. Проблемное обучение Это еще один метод обучения, получивший широкое распространение в 60–е гг. XX в. связан это с выходом работы В. Оконя под названием «Основы проблемного обучения». Но вообще открытие этого метода принадлежит Сократу. Недаром его называют сократовским методом. В переводе с греческого слово «проблема» означает «задача». Говоря о том, что такое проблемное обучение, следует прежде заметить, что оно имеет несколько другое значение, чем мы привыкли понимать. В основе проблемы всегда лежит противоречие. Что касается противоречия, то здесь оно воспринимается в качестве категории диалектики. О проблемном методе следует говорить только тогда, когда на уроке создаются противоречия, которые необходимо разрешать. В чем же суть этого метода? Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Однако, говоря о проблемном методе, следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. На уроке можно создавать проблемные ситуации, которые основаны на противоречиях, имеющих прямое отношение к особенностям восприятия учебной информации школьниками. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 32

    6. Программированное и компьютерное обучение Программированное обучение – одно из недавних нововведений в дидактике. Его стали использовать только в начале 60–х гг. XX в. Связано это с развитием кибернетики. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс усвоения знаний. Как же оно осуществляется? Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы: учебный материал осваивается не целиком, а отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги; после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль за его усвоением; необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала; если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает. В настоящее время обучающие программы могут создаваться по двум типам схем: либо по линейной, либо по разветвленной. Так что есть возможность приблизить обучающую программу к уровню знаний школьников. В современном мире вместо программированного обучения используется компьютерное. В настоящее время компьютеры применяют в тестировании, обучении различным предметам, развитии познавательных интересов и способностей и др. Как и в программированном, компьютерное обучение ориентируется на обучающие программы, представляющие собой алгоритм обучения, выглядящий как последовательность мыслительных действий и операций. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 33

    7. Дистанционное обучение Это еще одна форма обучения, появившаяся не так давно. Связано оно с развитием информационных технологий и телекоммуникаций. Такая технология обучения дает возможность любому человеку, находящемуся в любой точке земного шара, учиться, используя современные информационные технологии. В состав таких технологий входят трансляции учебных программ по теле– и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции и др. Очень важными средствами для дистанционного обучения являются такие компьютерные телекоммуникаций как электронная почта и Интернет. Благодаря им у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информацию. Такое обучение удобно тем, что оно позволяет заниматься своим видом деятельности и одновременно обучаться, ориентируясь на гибкий выбор обучающих программ и учебных дисциплин. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 34

    4. методы стимулирования и мотивации упд

    Следует различать несколько подгрупп методов стимулирования и мотивации УПД. Основными видами мотивов учеников являются, во–первых, мотивы познавательного интереса, а во–вторых, мотивы долга в учении. Выделяются следующие две подгруппы: – методы формирования интереса к учению; – методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы: – познавательных игр; – учебных дискуссий; – создания ситуаций эмоционально–нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны. Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы: – убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение; – предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения; – упражнения и приучения к выполнению требований; – положительного примера; – создания благоприятного общения; – поощрения или порицания и т. д. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 35

    5. методы контроля и самоконтроля

    1. Функции контроля знаний   Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, чтобы ученики действительно поняли и запомнили тему, не станет излагать новый материал, пока не удостоверится в том, что все в классе действительно усвоили пройденное. Проверка знаний и умений нередко становится для учащихся источником сильных переживаний. Если ученик получает высокую оценку, то он ощущает гордость и удовлетворение от своей работы. Если же, наоборот, он получает оценку, не удовлетворившую его, он может потерять веру в свои силы, интерес к учебе. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 36

    У контроля знаний есть несколько основных функций. 1. Обучающая: – в процессе контроля происходят систематизация, углубление и закрепление материала; – благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала; – в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся: развиваются мышление, речь, внимание и память учеников. 2. Воспитательная: – контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе; – в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответственности у учеников за свои усилия, дисциплины; – воспитательная функция контроля знаний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости; – контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний. Эта функция особенно важна для учеников начальной школы, поскольку у них еще не в полной мере выработаны навыки учебного труда. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 37

    3. Ориентирующая, или диагностическая, когда контроль знаний: – показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту; – раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения; – информирует учителя о достижении цели обучения отдельными учениками и классом в целом; – позволяет установить пробелы в обучении и выявить область недостаточных знаний учащихся. – выявляет результаты учительского труда и недочеты в его работе; – помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя. 4. Развивающая, нацеливающая на: – развитие логического мышления, что способствует распознаванию вопроса или задания, помогает определить, что является причиной, а что следствием; – умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; – возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий. 5. Контролирующая, т. е. выявляющая: – состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмотрены обучающей программой; – насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 38

    2. Виды, методы и формы контроля   Контроль знаний представляет собой довольно сложную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделяются его виды, методы и формы. В школе применяются такие виды контроля знаний, как текущий, периодический и итоговый . Как правило, каждый из этих уровней осуществляет сам учитель, реже проверяющими выступают другие учителя или посторонние наблюдатели из других учебных заведений. Текущий контроль проводится самим учителем и осуществляется на каждом уроке, поскольку он наиболее оперативен и разнообразен по методам, при помощи которых он может проводиться. Обычно текущий контроль проводится после каждого изученного раздела знаний. Периодический контроль применяют после изучения больших разделов образовательной программы или после изучения важных тем. Чаще всего такой контроль осуществляется в конце каждой четверти, чтобы закрепить знания учеников на данном этапе образовательного процесса. Итоговый контроль организуется в конце учебного года или при переводе учащихся на следующий уровень обучения. Основной целью такого контроля является установление уровня подготовки ученика, т. е. его способности к продолжению обучения и усвоению знаний. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 39

    3. Тестовый контроль   Тестовый контролькак один из методов контроля знаний укрепился в школах совсем недавно, поэтому считается сравнительно новым. Тест представляет собой набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Такие тесты направлены на определение того, как хорошо учащийся усвоил изложенный материал. В зависимости от видов, целей обучения можно выделить четыре типа тестов. 1. Проверяет знание тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести. К таким сведениям относятся понятия, законы, теория, формулировки, определения. 2. Выделяет задания, которые проверяют умение учащегося решать новые проблемы на основании изученного материала. 3. Позволяет учащемуся давать собственную критическую оценку изученному, и уже на основе этого проверяющий судит о том, насколько хорошо ученик разобрался в материале. 4. Учит выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях. Лектор – доцент Карпова Л.Г.

  • Слайд 40

    . Лектор – доцент Карпова Л.Г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке