Презентация на тему "арттерапия" 9 класс

Презентация: арттерапия
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "арттерапия" по педагогике. Состоит из 43 слайдов. Размер файла 2.42 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    43
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: арттерапия
    Слайд 1

    Арттерапия

  • Слайд 2

    В любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме

  • Слайд 3

    Возраст

    ?

  • Слайд 4

    Технологический уровень интерпретации* линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике* особенности оформления, перспективы, пропорций, штриха, освещения* частота встречаемости определенных параметров

  • Слайд 5

    Солнце на рисунках детей

    олицетворение теплоты; символ человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в развитии (Дж. Аллан, 1997) символ сильного авторитета, значимого человека, которого ребенок, возможно, боится (Г.Ферс, 2000)

  • Слайд 6

    Оранжевый цвет

    гармоничный, самый энергичный цвет сочетает эксравертированность и импульсивность красного с интуитивностью желтого комбинация чувствительности и враждебности символ ситуации с неясным исходом, борьбы, отверженности, амбиций, воли, настойчивости, веры в свои силы символ сильной эмоциональной зависимости от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви и в чувстве ненависти цвет ускоряет пульс, поднимает кровяное давление, повышает аппетит; при избыточном воздействии вызывает перевозбуждение, головную боль, головокружение

  • Слайд 7

    Красный цвет

    Символ активности, сексуальности, власти, воли Символ жизни, радости, любви, страсти, гнева, насилия Олицетворяет желания и стремления Может означать жизненно важный вопрос, проблему, эмоциональное напряжение или опасность, потребность теплоты из окружения Характерен для детей активных, чья высокая работоспособность определяется стремлением добиться успеха, похвалы. Отсюда – напористость и эгоизм В начале работы повышает работоспособность, но затем быстро вызывает утомление В качестве отвергаемого: половое желание сурово подавляется; отсутствие жизненных сил по причине наличия неразрешимых проблем; защита от всего, что может возбуждать, осложнить ситуацию

  • Слайд 8

    Черный цвет

    Застенчивость, пугливость символ полной тишины, отсутствия возможностей символ печали, тайны, магии в случае изображения черной тени – темные мысли, угроза, страх символ неисчерпаемой энергии, которая необходима для начала процесса символ земли, «земля-зачатие» производит угнетающее и тормозящее действие

  • Слайд 9

    Розовый цвет

    цвет «не доводит до конца и даже не начинает того, что делает красный» символ разрешения какой-либо проблемы или недавно перенесенного заболевания, после чего человек видит все «в розовом цвете» используется людьми, переживающими стресс цвет духовной радости, единения с миром цвет нежности, робости, слабости, сентиментальности, стыдливости

  • Слайд 10

    Малиновый цвет

    Предпочитают эмансипированные, независимые женщины, в которых соединяются отличные деловые качества и обаяние Символ готовности к новому творческому начинанию, жизнеспособности и готовности отстаивать свою позицию Не исключает некоторой неусидчивости, эмоциональности, эгоизма

  • Слайд 11

    Синий цвет

    цвет, обозначающий истину, гармонию, покой, надежду созерцающий синеву может утратить ощущения тела и испытать состояния слияния с бесконечностью как символ воды связан с представлением об очищении и преображении символ традиций и преемственности опыта, спокойствия, удовлетворенности, нежности, привязанности цвет самоанализа, потребности в эмоциональном спокойствии Дети, предпочитающие синий цвет спокойные, уравновешенные, привыкшие все делать не торопясь, предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей В качестве отвергаемого: существующие эмоциональные отношения или контакты с коллегами отвергаются, потому что не соответствуют высоким требованиям человека, кажутся ему обременительными. Уменьшает частоту дыхания, пульса; снижает чувство боли и мышечное напряжение; настраивает на расслабление и восстановление сил При длительном воздействии оказывает тормозящее действие на НС, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости, утомления Резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени

  • Слайд 12

    Голубой цвет

    В отрочестве и юности свидетельствует о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки Ассоциируется с местом, где человек чувствует себя защищенным Снижает частоту пульса, артериальное давление Время удлиняет, а пространство расширяет, удаляя горизонт от человека Успокаивает, понижет уровень тревоги

  • Слайд 13

    Желтый цвет

    цвет открытости, энергии, целеустремленности, стремления к новым знакомствам, общению, интереса к окружающему миру, любознательности цвет непостоянства, оптимизма, оригинальности характера символ способности к прозрению и пониманию признак враждебности признак склонности к теоретизированию и недостаточной способности воплотить задуманное символ интеллигентности символ движения вперед, к новому и современному вызывает ощущение доступности, легкомысленности, изменчивости отражает сущность осознания того, что можно строить планы и творить новое в качестве отвергаемого: смятение души, вызванное разочарованием и пониманием, что надежды не будут реализованы; попытка защитить себя от одиночества, дальнейших разочарований

  • Слайд 14

    Требования к интерпретации рисунков

    Не проецировать опыт собственных эмоциональных переживаний Не полагаться исключительно на трактовки символов, взятые из справочников; результаты диагностики посредством рисунка логично расценивать как ориентировочные, предварительные Необходимость послетестового опроса

  • Слайд 15

    Арттерапевтические занятия с детьми

  • Слайд 16

    . «…то, что остается не реализованным в нашей жизни, должно быть сублимировано. Для неосуществленного в жизни существует только два выхода – или сублимация, или невроз. Таким образом, искусство представляет собой с психологической точки зрения постоянный биологически необходимый механизм изживания не реализованных в жизни возбуждений и является совершенно неизбежным спутником в том или другом виде всякого человеческого существования» [Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1996., с. 235].

  • Слайд 17

    Этапы арттерапевтического занятия

    Этап рефлексии самовыражения в творчестве, в ходе которого участникам предоставляется возможность осуществить рефлексию творческой деятельности. Этап внутренней конформности, проведение которого способствует формированию благоприятного микроклимата в группе, снятию барьера стеснения коллектива. Этап самосозерцания в творчестве, направленный на осуществление выражения внутреннего мира творца, его ощущений, переживаний. Этап психологического вхождения, использующий варианты упражнений, способствующих снятию психологических барьеров.

  • Слайд 18

    В основу работы легли результаты обследования 305 детей (185 мальчиков и 120 девочек в возрасте от 4 до 13 лет) с нервно-психической патологией, наблюдавшихся у детских психиатров и невропатологов г. Архангельска. На момент первичного обследования невроз навязчивых движений диагностирован у 70 (23,0 %) больных, невротическое заикание — у 58 (19,0%), невротические недифференцированные формы реактивных состояний — у 46 (15,2 %), невротические реакции с преобладанием вегетативных дисфункций — у 43 (14,1 %), невротический энурез — у 38 (12,4 %), невроз страха — у 21 (6,8 %), невротический энкопрез — у 19 (6,2 %), элективный мутизм — у 10 (3,3 %).

  • Слайд 19

    Арттерапия не навязывает человеку внешних, «механических», средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.

  • Слайд 20

    Методика «Драконовы ключи»

  • Слайд 21

    • «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать». • «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, ко-гда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше   • «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок (игрушку, вазу, осенние листья и т. д.). Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него». • «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется». • «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым». • «Нарисуй, место, которое ты не любишь»

  • Слайд 22

    • «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь с удовольствием, ту вещь, которая тебе нравится больше всего; семейную сценку; твой любимый обед; сон». • «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль (беспокойство, ревность, одиночество)».   «Нарисуй самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить». • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.». • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».

  • Слайд 23

    а) Рисунок на стекле. Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Согласны ли Вы с тем, что данное задание может повлиять на устранение тревожности, социальных страхов и страхов самовыражения?   б)Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. ). Согласны ли Вы с тем, что указанное задание подходит для работы с детьми с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, замкнутостью?

  • Слайд 24

    Принципы арттерапевтической работы

    1.Для того чтобы заниматься арттерапией, не надо иметь какие-то специальные таланты и способности, можно вообще не уметь рисовать. Потому что мы не будем «рисовать» в привычном для нас смысле слова. У нас нет правильных неправильных рисунков. Все рисунки правильные, потому что вы захотели их такими сделать. 2. Перед непосредственным рисованием, лепкой, выполнением поделок нужно тщательно продумать все, что вы хотите изобразить, и только затем приступать к заданию. 3. Если вы не можете нарисовать какой-либо предмет, но вам очень хочется, чтобы он был на рисунке, попросите ведущего занятие помочь вам. Но не следует просить об этом другого участника группы. 4. Мы не будем заниматься диагностикой, как это иногда делают психологи, пытающиеся по рисунку сделать заключение о личности или проблеме клиента и даже поставить ему какой-нибудь диагноз. Каждый рисунок — это только небольшая частичка вашей души, которая проявилась в данный момент, подчас под влиянием совсем случайных обстоятельств. У нас нет нормальных и ненормальных рисунков. Любой рисунок нормальный, поскольку он является естественным выражением какой-то части вашего внутреннего мира.

  • Слайд 25

    5. Первый принцип не означает, что мы совсем не будем обращать внимание на результаты нашей работы. Рисунок не может не вызывать впечатлений как у самого автора, так и у других участников. Самый главный критерий, по которому мы будем оценивать наши рисунки, — это удовлетворенность самого автора, которая связана с тем, насколько он смог выразить то, что ему хотелось, насколько то, что он нарисовал, согласуется с его внутренним состоянием, мыслями, идеями и т.д. 6.Главным экспертом в рисунке может быть только сам автор, только он может адекватно интерпретировать смысл своего рисунка. Поэтому после рисования темы мы будем слушать комментарии наших авторов, в которых они смогут выразить свои впечатления от рисования и раскрыть содержание некоторых образов, которые они запечатлели на своем рисунке. При этом объем комментария будет определять сам автор.

  • Слайд 26

    7. Зрители тоже могут участвовать в обсуждении, то есть высказывать свои впечатления о рисунке другого участника группы. * Участнику, задающему автору вопрос, лучше воздерживаться от слова почему. Во-первых, чаще всего бывает очень трудно ответить на такой вопрос. Во-вторых, обычное описание рисунка иногда бывает намного важнее попыток его объяснения. Если же мы хотим узнать о значении, которое придает автор тому или иному элементу (цвету, фигуре, образу и т.д.), мы можем прямо спросить его об этом: Что для тебя значит этот цвет? Что ты хотел выразить этим цветом? Какой смысл ты вкладываешь в этот цвет? Если же автор не может ответить на эти вопросы, что вполне естественно в ситуации арттерапии, поскольку человек часто ненамеренно использует какие-либо цвета, формы, образы и т.д., то можно задать ему такие вопросы: С чем у тебя ассоциируется этот цвет? С какими чувствами у тебя связан этот цвет? О чем ты думаешь, глядя на этот цвет? 8. Цвета для изображения лучше выбирайте теплых тонов. Это позволит улучшить ваше эмоциональное состояние, поднять настроение. Если все же хочется воплощать свой замысел в темных и холодных тонах, то в конце «добавьте в рисунок немного ярких красок».

  • Слайд 27

    Работа с родителями, педагогами

    АРТТЕРАПИЯ

  • Слайд 28

    Артфилетика – термин чешского ученого Яна Славика. Это педагогическая дисциплина, применяющая аналогичные с арттерапией приемы, но в области воспитания

  • Слайд 29

    ≪Больше всего мне понравилась двигательная деятельность – драмотерапия, которая мне очень помогла отвлечься, заняться игрой≫ ≪С удовольствием буду использовать большое количество техник, направленных на релаксацию≫ ≪Я отдохнула, расслабилась, для этого дома не хватает времени, уже даже не знаю, как это сделать. У меня появилось такое ощущение, будто я вернулась в детские годы≫

  • Слайд 30

    Упражнения для настройки на занятие

    «Каракули». «Глиняные каракули» (по кругу). «Вырезанные формы». «Рисунок на свободную тему». «Ассоциации с цветом». «Общий танец».

  • Слайд 31

    Упражнения на рефлексию собственного времени

    «Ресурс из прошлого». Вспомнить позитивное состояние из прошлого, свое телесное, эмоциональное состояние. В любой художественной форме выразить свои ощущения. «Круг времени». Нарисовать свое время в виде часов (круга). Разделить его на сегменты. Каждый сегмент отражает время, потраченное на определенные дела, досуг, общение с друзьями и т. д. Раскрасить сегменты разными цветами, в зависимости от восприятия и ассоциаций. «Образ личного времени». Создать образ своего времени из листа бумаги (3–5 минут). Бумагу можно мять, рвать, жевать, и т. д. Дать название образу. Написать сказку о времени. «Линейность времени». Нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками. Коллаж «Мое прошлое, мое настоящее, мое будущее». Выполнить коллаж, используя иллюстрированные журналы. Затем сделать самоописание — «Я как личность и профессионал в прошлом, настоящем, будущем».

  • Слайд 32

    Упражнения, направленные на формирование образа «Я», повышение самооценки

    «Реалистический автопортрет». «Образный автопортрет». Варианты: выполнить рисунок самого себя, каким, по мнению участника, его видят окружающие; выполнить рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; выполнить образно-метафорическое изображение себя с использованием различных подручных материалов. «Автопортрет-шарж» Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее характерные особенности.

  • Слайд 33

    «Мои профессиональные роли». Изобразить себя и свои роли в профессиональном амплуа в любой художественной форме. Рассказать о них в группе. «Две маски “Я”». Изготовить маску, отображающую восприятие себя самим участником и маску, отображающую восприятие участника окружающими. «Самореклама». Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли успешного профессионала и в других ролях.

  • Слайд 34

    Упражнения для улучшения взаимодействия в группе

    «Скульптура». Из различных материалов (фольга, проволока, бумага и т. д.) создать скульптуру — абстрактную версию организации или общей проблемы коллектива. После создания образа обсудить скульптуру в группе, отмечая ее детали, особенности, ассоциации. После обсуждения внести желательные изменения в скульптуру. «Древо чувств». Нарисовать групповое дерево, с использованием обоев (размер 3 х 3 м).

  • Слайд 35

    Упражнения для снижения уровня тревожности, напряженности

    Создание композиций на различные темы. Создать художественные композиции на темы «Шторм», «Взрыв», «Чудовище», «Спортивные состязания» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с конфликтом. «Выпускание пара». Разорвать газеты или бумагу на мелкие клочки. Затем склеить из обрывков бумаги скульптуру.

  • Слайд 36

    Техника «каракули Д. Винникота» Техника прямого доступа к бессознательному. Материалы: белый лист бумаги формата А4, набор цветных карандашей. Клиенту предлагается принять удобное положение, взять черный карандаш в левую руку, закрыть глаза и в течение 5 минут водить карандашом по бумаге. Затем необходимо выделить цветными карандашами одну или несколько фигур, которые он увидел в своем рисунке. Для дальнейшей работы клиенту необходимо выделить только один объект (назвать, кто это или что это, свое отношение к нему, эмоциональное восприятие объекта). Если последний не удовлетворяет клиента, можно изменить его в лучшую сторону и описать его отношение к данному улучшению. В конце работы задается вопрос клиенту о его планах в отношении рисунка.

  • Слайд 37

    Техника «мерцающий мазок» используется для снятия негативных переживаний. Материалы: набор гуаши, кисти, белый лист формата А4. Клиенту предлагается изобразить нечто (предмет или явление), вызывающее у него негативные эмоции. Затем необходимо «сгладить» в изображении все острые углы, сделать формы более мягкими, после чего данный предмет полностью закрашивается белой гуашью. Если у клиента осталось негативное отношение к рисунку, ему предлагается поверх белой гуаши нанести любой рисунок, который вызывает положительные эмоции.

  • Слайд 38

    Мандала как психологическая раскраска

  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Упражнения для профилактики профессионального выгорания

    «Моя жизнь». Выполнить коллаж или рисунок на заданную тему, выразив в художественной форме все аспекты личной жизни: работа, семья, здоровье, личные интересы, друзья, путешествия и т. д. Попытаться ответить на вопрос: «Если бы сейчас было время натурального хозяйства, чем бы вы занялись?» Затем в любой художественной форме выразить особенности человека, занимающегося тем или иным трудом, и сравнить то, что получилось, с реальной профессиональной деятельностью, которой участники занимаются в реальной жизни. «Я и моя школа». Выполнить коллаж на заданную тему. Проанализировать следующие аспекты: Что я приобрел, работая в этой компании? Что мне необходимо приобрести в дальнейшем? Изобразить в любой художественной форме те выгоды, которые могут быть у человека, если он расстанется с компанией, и если он останется в ней. Тематическое рисование. «Я и моя профессия» «Мое любимое занятие» «Я как руководитель»

  • Слайд 42

    Музыкальные программы для музыкотерапии в работе с персоналом

  • Слайд 43
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке