Презентация на тему "Для первоклассников"

Презентация: Для первоклассников
Включить эффекты
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Для первоклассников" для 1 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 40 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    40
  • Аудитория
    1 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Для первоклассников
    Слайд 1

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    вопросы для обсуждения. Личность младшего школьника …………………………………… Психологическая сущность феномена школьной адаптации Готовность к школе ………………………………………………… Практико-ориентированная деятельность слушателей Психологическое сопровождение дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников … Психолого-педагогическое сопровождение учащихся четвертых классов

  • Слайд 2

    Литература Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. Александровская Э.М. Методические рекомендации. Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. 1983. Вайнер Э.Н. «Состояние и пути совершенствования работоспособности школьников», Красноярск, 1990. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: 1998. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. Овчарова Р.В. Практические технологии в образовании. М.: 1999. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», 2000. И.В ДубровинаРуководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: метод пособие Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед.-х училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина 1999.

  • Слайд 3

    Младший школьник

    В период 6-7 лет происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л.С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6 – 7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой непосредственности.

  • Слайд 4

    Степень ее достижения социально-психологической адаптации детей к школехарактеризуется следующими критериями

    Эффективность учебной деятельности. Усвоение школьных норм поведения. Успешность социальных контактов. Эмоциональное благополучие.

  • Слайд 5

    Процесс приспособления ребенка к школе (психофизиологическая адаптация)

    Первый этап – ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем – это этап «физиологической бури», продолжительность которого 2-3 недели. Организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и «в долг берет», что свидетельствует о чрезвычайно высокой «цене» уплачиваемой им. Энергии. На втором этапе «буря» начинает стихать, а «цена» снижается. Отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели.

  • Слайд 6

    (цветовой тест Люшера), диагностика уровня тревожности (по Филлипсу) показали, что многие дети имеют высокий уровень общей школьной тревожности, эмоциональной неустойчивости. Высокая степень психического напряжения наших учеников связана с определенными этапами учебной деятельности: Поступление в школу, начало обучения Период, предшествовавший ее окончанию. Анализ эмоционального состояния современного школьника младших классов

  • Слайд 7

    состояние тревоги (идет мобилизация защитных сил организма); резистентности (необходимость приспособления к новой ситуации); истощение (при сильном и длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье, и поведении ученика, снижении успеваемости). ситуация адаптационного периода, в котором выделяют три характеристики:

  • Слайд 8

    Цель работы педагога начальной школы

    создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений на уровнях: учитель – ученик – родитель.

  • Слайд 9

    Задачи педагога:

    Снять тревожность, напряжение, вызванное неизвестным (по рекомендациям психолога). Познакомить детей друг с другом и с учителем (рекомендации психолога). Познакомить ребят со школой, школьными правилами, содействовать принятию их детьми (рекомендации психолога). Развивать коммуникативные навыки (рекомендации психолога). Познакомиться с родителями, изучить состав семья, особенности семейного воспитания, готовности к сотрудничеству со школой.

  • Слайд 10

    Задачи первоклассника:

    Стремиться стать школьником. Осознать появление нового сообщества – класса. Освоить навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  • Слайд 11

    Задачи родителей:

    Познакомиться с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации своего ребенка. Познакомиться со школьными правилами и содействовать принятию их детьми. Стремиться через собрания, консультации, тренинги к получению информации о школьной деятельности своего ребенка и своей роли родителей. Интересоваться успехами школьной деятельности не только своего ребенка, но и его друзей. Понять и принять новую функцию родителей – родители ученика.

  • Слайд 12

    Задачи психолога:

    1. Информирование учителей и родителей с психологическими особенностями школьников 6-7 лет. 2. Диагностика детей с целью изучения готовности к школьному обучению, по итогам – рекомендации учителям и родителям. 3. Индивидуальная работа с детьми по корректировке выявленных недостатков (несформированность памяти, внимания и т.п.). 4. Помощь в обследовании учащихся и составлении характеристик на учащихся (ПМПК). 5. Рекомендации родителям в период адаптации, 6. Индивидуальные консультации

  • Слайд 13

    Диагностика личностной тревожности

    Фамилия, имя ________________________________________ Класс _____ Возраст ___________ лет Пол______ Текст инструкций. Внимательно прочитай описание каждой ситуации (№ 1-30), с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение, страх. Если ситуация совсем не кажется тебе неприятной, обведи кружком цифру «О» в той же строке, что и ситуация. Если ситуация немного волнует, беспокоит тебя, обведи кружком цифру «1». Если ситуация очень неприятная, сильно волнует тебя и даже вызывает чувство страха, обведи кружком цифру «2». Ответить у доски Пойти в гости к незнакомым людям Участвовать в соревнованиях Разговаривать с директором школы Быть совершенно одному Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить Тебя в чем-то упрекают На тебя смотрят, когда что-нибудь делаешь Пишешь контрольную работу После контрольной учитель называет отметки На тебя не обращают внимание У тебя что-то не получается Ждешь родителей с родительского собрания

  • Слайд 14

    Продолжение теста

    Тебе грозит встретить неприятных людей Слышишь за спиной смех Сдавать экзамены, проходить отбор в секцию, студию, кружок На тебя сердятся, непонятно почему Выступать на школьном вечере Быть ночью в темноте Не понимаешь объяснений учителя Разлука с друзьями (подругами) Сравниваешь себя с другими Проверяют твои способности На тебя смотрят, как на маленького На уроке учитель неожиданно спрашивает тебя Замолчали, когда ты подошел Оценивается твоя работа Думаешь о своих возможных неудачах Тебе надо принять важное решение Не можешь справиться с домашним заданием Обработка результатов Ответ на каждый пункт шкалы оценивается в баллах (О, 1, 2). Подсчитывается их общая сумма, обведенных в кружок, которая и характеризует общую тревожность. Перечисленные ситуации отражают три типа тревожности: самооценочную, межличностную и школьную.

  • Слайд 15

    Параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе. (Д.Б. Эльконин)

    умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

  • Слайд 16

    ПсихологичесКАЯготовностЬ к ОБУЧЕНИЮ В школе (интеллектуальная часть)

    «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравни­вать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания. (И.В.Дубровина)

  • Слайд 17

    Психологическая адаптация

    это выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Понятие адаптация в справочнике по психологии и психиатрии: приспособление организма к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Понятие адаптации является основополагающим в психологических концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с окружением как процессы гомеостатического уравновешивания. Психологическая определяющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования. Изменения среды («приспособление к себе»). Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы – приемлемые способы достижения целей и санкции за отклонение от этих норм.

  • Слайд 18

    Виды готовности к обучению

    личностная готовность к обучению, то есть у ребенка сформирована тенденция к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции – позиции школьника. Интеллектуальная готовность – это устойчивые умственные способности ребенка, позволяющие ученику активно включаться в учебную деятельность. Эмоционально-волевая активность это основа быстрой адаптации его к новым условиям. У детей с сформированной волевой активностью мотив достижения целей имеет особое значение.

  • Слайд 19

    Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников

    на первой ступени адаптационного периода, по длительности неделю-две, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.Роль психолога заключается в просвещении и эмоциональной поддержке учителей, работающих спервыми классами.

  • Слайд 20

    вторая ступень

    Работа над режимом дня школьника, дает первый опыт учебного сотрудничества в группах. Группа работает, прежде всего, как механизм поддержки ребенка в новой ситуации. Режим дня в каждом классе выстраивается по-своему. Ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. Первоклассники показывают пантомиму, рисуют, подбирают картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Группа строит свой план школьного дня и обосновывает его. Затем обсуждают, что же на их взгляд, самое важное для школьника и что отличает школьника от дошкольника. В результате работы на этом этапе дети осмысливают опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что – помогает быть настоящим школьником. Психологическая работа на данной ступени информационная и развивающая, включает в себя проведение практикумов для учителей и родителей «Требования семьи и школы»; для учащихся сказкотерапия.

  • Слайд 21

    На третьей ступени

    учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь. Психологическая работа строится на повышении учебной и познавательной мотивации учащихся.

  • Слайд 22

    Четвертая ступень адаптационного периода первоклассников

    посвящена контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медленные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Психолог проводит развивающие занятия, на формирование адекватной самооценки и произвольности поведения. Данный адаптационный период включает следующие направления психолого-педагогической деятельности: диагностическая; аналитическая; развивающая; коррекционная; консультативная.

  • Слайд 23

    Проблемы дезадаптации ребенка могут быть обусловлены эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть эмоциями тревоги.

    Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Признаки тревоги: физиологические – учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. поведенческие – ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, теребить волосы, барабанить пальцами по столу, крутить в руках разные предметы и др.

  • Слайд 24

    Признаки тревоги:

    физиологические – учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. поведенческие – ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, теребить волосы, барабанить пальцами по столу, крутить в руках разные предметы и др.

  • Слайд 25

    Причины тревожности

    Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван: негативными требованиями, предъявляемыми ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; неадекватными, чаще завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляют ребенку родители и (или) школа.

  • Слайд 26

    Школьная тревожность тесно связана:

    с мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения.

  • Слайд 27

    Практическая часть

    1. выразить свое мнение по поводу текста. (написать мини-сообщение, обсудить с коллегой) 2. выделить проблемы одного учащегося в классе. 3.определить линию развития своей деятельности

  • Слайд 28

    Личный опыт ребенка

    Ребенку, у которого есть опыт сотрудничества с родителями, братьями, сестрами, легче адаптироваться в классе, договориться с педагогом, подружиться с другими детьми. Организованная игровая деятельность в семье до школы, поможет школьнику легче перейти к новому и достаточно сложному виду деятельности – учебе. Наигравшись с другими детьми, ребенок будет «играючи» учиться в школе. «Играючи» означает с удовольствием, без эмоционального напряжения, соревнуясь, радуясь за себя и за других детей в школе.

  • Слайд 29

    Потеряв непосредственность, он обретает свободу от наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность его психической жизни. Ребенок 6-7 лет способен к произвольному поведению. Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и т.д.) и знанием, что «я их переживаю» («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний. (Л.С. Выготский)

  • Слайд 30

    Анализ адаптации первоклассников

    только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% детей составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14% - дети с нарушениями форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками.

  • Слайд 31

    три уровня адаптации к школьному обучению. (А.Л. Венгер)

    1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные учебные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает благоприятное статусное положение.

  • Слайд 32

    Средний уровень адаптации.

    Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

  • Слайд 33

    3. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Низкий уровень адаптации к школе.

  • Слайд 34

    Физиологические потребности Потребность в безопасности и гарантиях Потребность в принадлежности в коллективе (группе) Потребность в признании и статусе Потребность в самовыражении и самоактуализации "Пирамида" Абрахама Маслоу

  • Слайд 35

    Практическое задание

    Ваше мнение по поводу текстов: 1. «Важно отметить различное протекание процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, утомляемость у мальчиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек». 2. И. Вачков отмечает, что именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.

  • Слайд 36

    Способы изучения школьной мотивации учащихся нач. классов

    1. Лусканова Н.Г. Рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Анализ: Несоотвествие рисунков теме указывает на: а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов (в этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия и пр.); б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям (ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать); в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

  • Слайд 37

    продолжение

    При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

  • Слайд 38

    результаты

    2. Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты для определения мотивированности к школьному обучению и активности первоклассников, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до3 баллов. 25-30 баллов — высокий уровень школьной мотивации и учебной активности; 20-24 балла — достаточный уровень мотивированности и учебной активности; 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но она, скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами. 3. Анкета для родителей по адаптации детей к школе. 4. Анкетирование учителей

  • Слайд 39

    Школьная дезадаптация

    ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ: ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - Это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения. Конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций. Повышенного уровня тревожности. Искажений в личностном развитии. Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи. Где он не чувствовал переживания «мы». Он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению. Неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежат в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

  • Слайд 40

    Классификация форм психогенной школьной дезадаптации:

    Несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Первичным следствием является снижение успеваемости. Несформированность у первоклассников мотивации учения, направленность на другие, внешкольные виды деятельности. Ребенок предпочитает игровую деятельность учебной. Мотив учебной деятельности не стал для него доминирующим. Неспособность произвольной регуляции поведения проявляется в неорганизованности, зависимости от взрослых. Причину недостаточного уровня развитая произвольного поведения ребенка чаще следует искать в особенностях семейного воспитания; либо потворствующая гипопротекция, либо доминирующая гиперпротекция родителей. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Причины темповой неприспособленности могут лежать либо в разных свойствах темперамента учителя и ученика, либо в нарушениях мозговой дисфункции, либо в особенностях семейного воспитания («тепличные» условия жизни ребенка). Опасность дезадаптации есть, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке