Презентация на тему "Факторы риска професиональной деформации личности педагога"

Презентация: Факторы риска професиональной деформации личности педагога
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Факторы риска професиональной деформации личности педагога" по педагогике, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 1.43 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Факторы риска професиональной деформации личности педагога
    Слайд 1

    Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4»

    Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»

  • Слайд 2

    Синдром эмоционального выгорания

    Это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

  • Слайд 3

    Факторы риска профессиональной деформации личности педагога

    Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями.

  • Слайд 4

    Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::

    высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. 

  • Слайд 5

    Профессиональные факторы риска:

    «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители; также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами: в медицине - это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями; в педагогике - это дети подросткового возраста, а также дети из семей, находящихся в социально опасном состоянии; в последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен, например, программисты; среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности; как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах; молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы; провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы - развод, смерть близкого; по этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

  • Слайд 6

    Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

    предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка, сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков; невозможность влиять на принятие важных решений; постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым; работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями, подростки;  провоцировать синдром  выгорания могут  болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические травмы: развод, смерть близкого; отсутствие каких-либо интересов вне работы.

  • Слайд 7

    Первый признак эмоционального выгорания – истощение

    Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

  • Слайд 8

    Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отстраненность

    Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к партнёрам по профессиональной деятельности.

  • Слайд 9

    Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки

    Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный и социальный неуспех.

  • Слайд 10

    1.Физические симптомы:

    разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение; снижается работоспособность, что приводит к нехарактерным ошибкам; снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания; человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес; несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается; очень плохое  общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота,  головокружение,  чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.

  • Слайд 11

    2.Эмоциональные симптомы:

    неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат – потеря самообладания и самоконтроля; развитие психосоматических заболеваний; пессимизм, цинизм и черствость, как  в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации  своей   или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены; безразличие и  усталость; ощущения фрустрации и  беспомощности, безнадежность; повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность; нарастание тревоги, усиление иррационального  беспокойства, неспособность  сосредоточиться; развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки; душевные страдания, вплоть до истерик; потеря надежд на профессиональные перспективы; преобладает чувство одиночества.

  • Слайд 12

    3 .Поведенческие  симптомы: увеличение рабочего времени - больше 45  часов в неделю); во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое желание  прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; оправдание употребления  большого количества табака, алкоголя, лекарств; учащение несчастных случаев: травмы, падения, аварии; импульсивное эмоциональное поведение.

  • Слайд 13

    4.Интеллектуальное состояние:

    уменьшение  интереса   к новым теориям и идеям  в  работе; уменьшение интереса  к альтернативным  подходам  в решении проблем, конфликтов; увеличение  скуки, тоски, апатии, и как следствие -недостаток  куража, вкуса  и интереса к жизни; предпочтение  стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу; безразличие к  новшествам, нововведениям; малое участие или полный отказ от участия в  развивающих экспериментах: тренингах, образовании, повышении квалификации; формальное выполнение работы.

  • Слайд 14

    5.Социальные симптомы:

    нет времени, энергии  и желания для социальной активности; уменьшение  активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы; социальные контакты ограничиваются только работой; скудные взаимоотношения с другими, как  дома, так  и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и  другими; ощущение недостатка  поддержки со стороны  семьи, друзей,  коллег.

  • Слайд 15

    ЗАДУМАЙТЕСЬ!

    Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально-психологическая помощь. Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!

  • Слайд 16

    Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками

    1. Все  были когда-то детьми, многие из нас имеют своих детей, поэтому, сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, мы можем испытывать самые сильные негативные чувства — подавленность, ощущения несправедливости, «как же такое возможно?», раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию;

  • Слайд 17

    2.Сам контакт с детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую затруднен. Прошлый опыт большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых может восприниматься детьми как попытка использовать их в своих целях. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными», постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что делает бессмысленной их работу;

  • Слайд 18

    3.Результаты работы с «брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты на эту работу велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба нередко неизвестна людям. которые оказывают ему помощь. Эффективность работы, зависит от различных людей и обстоятельств, иногда конкретному человеку очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует продолжительного времени;

  • Слайд 19

    4. Труд в социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации собственной жизни;

  • Слайд 20

    5.Большая загруженность на работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные возможности для профессионального роста, посещения обучающих семинаров и тренингов. Накапливаются личные проблемы, неизбежно возникающие в работе с эмоционально травмирующими ситуациями.

  • Слайд 21

    Для сотрудников  входящих в группу риска характерно «особое» отношение к работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется ввиду:

    чрезмерно высокие  требования, предъявляемые к своей работе; высокую личностную ценность результатов своей профессиональной деятельности; понимание им своей работы как главной жизненной ценности.

  • Слайд 22

    Профилактика и преодоление СЭВ

    Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.

  • Слайд 23

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:

    снятие рабочего напряжения, повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением; правильной организацией работы персонала, со стороны администрации нужна  система  поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки; необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе; отработкой личных проблем.

  • Слайд 24

    Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной профилактики СЭВ следует:

    стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

  • Слайд 25

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке