Презентация на тему "Интерактивные методы и технологии обучения"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Интерактивные методы и технологии обучения" помогает формировать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность учащихся, обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций, комфортно чувствовать себя на занятиях учащимся.

Краткое содержание

  1. Педагогическая технология
  2. Образовательная технология
  3. Виды методов обучения
  4. Классификация интерактивных технологий обучения
  5. Критерии отбора методов обучения
  6. Алгоритм проведения интерактивного занятия
  7. Классификация кейсов
  8. Виды кейсов
  9. Риски необоснованного использования интерактивных методов

Содержание

  • Слайд 1

     

    С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании.

    Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

  • Слайд 2

     

    Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

  • Слайд 3

    Интерактивные методы и технологии обучения

    Интерактивные методы и технологии обучения

  • Слайд 4

    Педагогическая технология

    - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

  • Слайд 5

    Образовательная технология

    Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

    (А.В.Хуторской)

    • двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;
    • совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;
    • проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;
    • наличие комфортных условий;
    • управление на всех этапах, уровнях, группах.

  • Слайд 6

    В педагогике различают несколько моделей обучения:

    1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
    2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
    3) интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

  • Слайд 7

    Виды методов обучения

    • Пассивные
    • Активные
    • Интерактивные

  • Слайд 8

    К методам интерактивного обучения

    относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

    «Мозговой штурм» (атака)
    • Мини-лекция
    • Контрольный лист или тест
    • Ролевая игра
    • Игровые упражнения
    • Разработка проекта
    • Решение ситуационных задач
    • Приглашение визитера
    • Дискуссия группы экспертов
    • Интервью
    • Инсценировка
    • Проигрывание ситуаций
    • Выступление в роли обучающего
    • Обсуждение сюжетных рисунков
    • Опрос–Квиз (контроль) и др.

  • Слайд 9

    Интерактивные методы обучения

    Групповые:

    Индивидуальные:

    • Выполнение практических задач
    • Тренировка

  • Слайд 10

    Классификация интерактивных технологий обучения

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

     

  • Слайд 14

    Критерии отбора методов обучения

    • соответствие логике учебного процесса
    • соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
    • соответствие дидактическим целям урока
    • соответствие содержанию темы урока
    • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
    • соответствие временным рамкам обучения
    • соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
    • соответствие способу руководства учебной деятельностью

    Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

  • Слайд 15

    Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

    • формировать интерес к изучаемому предмету;
    • развивать самостоятельность учащихся;
    • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
    • комфортно чувствовать себя на занятиях;
    • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

  • Слайд 16

    Алгоритм проведения интерактивного занятия

    1. Подготовка занятия;
    2. Вступление;
    3. Основная часть;
    4. Выводы (рефлексия).

  • Слайд 17

    Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

    Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

    • Хук (притча, игра, «крючок»)
    • «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
    • Синквейн («восточный стих»)
    • Обсуждение домашней творческой работы
    • Кластеры

  • Слайд 18

     

    Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга).

    • «Инсерт»
    • Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
    • Опорный конспект
    • Кластеры
    • Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
    • Различные формы дискуссий
    • Игровые методы
    • Форма группового взаимодействия — «большой круг».
    • «Аквариум»

  • Слайд 19

    Рефлексия – получение обратной связи

    • Эссе
    • Мини-сочинение
    • Глоссарий (составление словаря)
    • Хокку (хайку) – японские 3-х стишия
    • Юмористический рассказ
    • Сказка
    • Незаконченное предложение

  • Слайд 20

    При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

    • работа в группе;
    • самооценка участника групповой работы;
    • свобода мышления;
    • овладение культурными формами работы;
    • коммуникация в учебном диалоге;
    • ...

  • Слайд 21

    КЕЙС-МЕТОД

    Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

    Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

  • Слайд 22

    ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

    1. Обязательная исследовательская стадия процесса
    2. Коллективное обучение или работа в группе
    3. Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
    4. Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
    5. Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

  • Слайд 23

    ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

    По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

  • Слайд 24

    КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

    • Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
    • Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;

    цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    • Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных,

    цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;

    • Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее;

    цель – поик путей решения проблемы.

  • Слайд 25

    КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ

  • Слайд 26

    ВИДЫ КЕЙСОВ

    Кейс – это единый информационный комплекс.

    Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

    • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
    • Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
    • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

  • Слайд 27

    РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

  • Слайд 28

    Синквейн

    это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

    1 строка – Существительное (название темы)
    2 строка – Два прилагательных (определение темы)
    3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
    4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
    5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

    Например: по теме «Конституция РФ»:

    Конституция РФ. Пятая, демократическая, устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.

  • Слайд 29

    ИНСЕРТ (INSERT)

    – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»

  • Слайд 30

    «Аквариум»

    – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

    Преимущества метода:

    • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
    • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
    • Стимулирует участников к практической работе.

  • Слайд 31

    «Шесть шляп мышления»(методика Эдварда де Боно):

    - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.

    Почему шляпы?

    • Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

  • Слайд 32

     

    • Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
    • Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
    • Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
    • Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
    • Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
    • Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

  • Слайд 33

     

    • Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
    • В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
    • Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

  • Слайд 34

    Риски необоснованного использования интерактивных методов

    • Непонимание того, что такое интерактив.
    • Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
    • Бессистемное применение интерактивных методов.
    • Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
    • Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

  • Слайд 35

    Продуктивной вам работы!!!

Посмотреть все слайды

Конспект

Гой Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 30 г. Астаны

Кудерко Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 3 г. Астаны

Педагогическая мастерская

Путь к успеху.

Цель<...

Гой Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 30 г. Астаны

Кудерко Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 3 г. Астаны

Педагогическая мастерская

Путь к успеху.

Цель: осмыслить то, что жизненный успех не отдалённая, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал.

Оборудование:

1. слайды

2. Ватман, бумага, фломастеры, поделки, трафареты: бабочка, жар-птица, сапоги-скороходы, шкатулки с россыпью афоризмов;

3. Аудио записи классических мелодий

Эпиграф: «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».

Гораций

1. Слово мастера.

Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет. А в руках у счастья будут волшебные помощники: молодильные яблоки, и мы переродимся, станем энергичнее, добрее, жизнерадостнее. Мы ждем, что пролетит мимо Синяя птица, одарит пером, и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут сразу наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности. Неплохо было бы, если бы птица подбросила сапоги-скороходы, чтобы стремительно несли они нас по жизни, чтоб смогли мы успеть сделать все, что задумали, для чего родились. И как было бы здорово держать в домашнем аквариуме золотую рыбку, но эти добрые помощники, как нам кажется, живут где-то далеко, вне нас, в особом сказочном мире. А так хочется быть обласканной ими, быть счастливой, успешной.

2. Индуктор. Фото из фильма «Москва слезам не верит»

Перед нами, без сомнения, успешная женщина. Она директор большого предприятия, прекрасный организатор. «Сурова, но справедлива» - говорят о ней подчиненные. И это заслуженно. Так что же такое успех? Каким вы эго себе представляете?

3. Самоконструкция. Составление схемы-кластера. На отдельных листочках А-4 напишите слово «успех», обведите его кружочком, нарисуйте вокруг лучики-стрелочки, постарайтесь, пожалуйста, отразить свои ассоциации с этим словом (вкус, цвет....). (1 минута)

1-2 человека от группы проговаривают.

4. Социоконструкция. На форматах А-3 создать рисунок. Обсудите в группе и создайте групповой рисунок своего видения успеха (5 мин)

5. Социализация. Презентация рисунка. Вывешивают и объясняют свой рисунок (5 мин)

6. Слово мастера. Значит, успешный человек - это счастливый человек?!

7. Самоконструкция.

Задание: Вспомните свой самый удачный, самый счастливый день. День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы ждали.

Разделите листочки на две части. В левой части напишите: Счастливый день. Прочитайте задание на экране.

8. Поделитесь своими светлыми воспоминаниями (3 мин.) Проговариваем.

9. Песня. Каждый из нас находится, живет в ожидании счастья, успеха. И он приходит к нам, как всегда, неожиданно. «Счастье вдруг в тишине..» (пропеть строчку). Перед вами слова замечательной песни. Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением. Поем песню.

10. Подготовка разрыва. Слово мастера. Позвольте предложить вам посмотреть следующие фотографии. Как вы думаете, успешна ли эта женщина?

После просмотра читаем с экрана материал о Родниной.

11. Разрыв. Давайте обсудим предложенный вам материал.

Все ли было легко в жизни этой успешной женщины?

Кого вы можете вспомнить, кто так же, как Роднина, пришел к успеху через преодоление? (5 мин) Через тернии – к звездам!

10. Слово мастера. Жизнь прожить - не поле перейти. Жизнь наша не однотонная и не радужная, она, матушка, в полоску белую, да черную.

11. Самоконструкция. На правой стороне листа А-4 опишите свой самый неудачный день. (Задание на экране)

Вслух проговариваем слова, которые подобрали для описания�самого неудачного дня. (по желанию, можно рассказать об этом дне)

12. Вывод: Путь к успеху труден и тернист. Нас всегда бросает в крайности. То нам не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что кажется, лучше бы и вообще не родился. Почему так происходит? Можем ли мы управлять своим успехом?

Вспомните всем известную героиню сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Считается, что сказка эта - притча о жадности. Но есть в сказке и другой мотив. Счастье в образе золотой рыбки плыло в руки героине несколько раз. В одном из фильмов главный герой пытался вывести формулу Успеха.

У каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия. Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья?

13. Взять бабочку на ладонь, ЛИРИКА. ФЕТ

Ты прав. Одним воздушным очертаньем�Я так мила.�Весь бархат мой с его живым миганьем -�Лишь два крыла.��Не спрашивай: откуда появилась?�Куда спешу?�Здесь на цветок я легкий опустилась�И вот - дышу.��Надолго ли, без цели, без усилья,�Дышать хочу?�Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья�И улечу.

Напишите на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться успеха.

14. Говорят, вывешивают.

15. Слово мастера. Как все замечательно в сказках! На помощь героям приходят волшебные помощники: Яблоки, Жар - птица, сапоги - скороходы, Золотая рыбка.

16. Подумайте, каким внутренним качествам человека могут соответствовать эти помощники счастья? Толкование смысла – на экране.

Послушайте трактовку психологов.

Яблоки - наша внутренняя способность к возрождению.

Жар- птица- полет наших мыслей, фантазии, разнообразие наших чувств, эмоций.

Сапоги- скороходы - наше стремление пройти свой путь

Золотая рыбка-желание чувствовать себя как рыба в воде

17. Высказывания на память

На ваших столах стоят шкатулки. В них лежат сокровища: россыпи мудрых мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху. Прочитайте их, и выберите понравившиеся, возьмите себе на память. Врачи утверждают, что все мы, живущие в 21 веке, чуть-чуть больны: стрессы, перегрузки. Но, к сожалению, не придумано еще чудодейственное лекарство, которое излечило бы душу, сделало бы человека счастливым.

18. Релаксация. Слайды.

Наша мастерская завершилась. Хотелось бы знать, что вы сейчас чувствуете? Каковы ваши ощущения?

19. Рефлексия.

1.Не задумываясь, назовите одним словом, ваши ощущения, то, что вы сейчас чувствуете.(по одному слову, каждый по цепочке)

2. Если бы вы рисовали своё ощущение, каким был бы доминирующий цвет?

Расшифровка на экране (приклеивают стики на плакат)

20. Вывод: Успех и счастье не всегда рядом с нами. Они то совсем близко, то опять далеки. Но мы надеемся, что «птица счастья завтрашнего дня» прилетит к нам опять, крыльями звеня

И... выберет нас!

И пусть пока все не так, пусть все призрачно и непостоянно. Ведь это - Жизнь!

А в жизни всегда есть маленький миг. И это миг счастья, миг удачи.

21. «Призрачно все...»

�PAGE � �PAGE �1�

Презентация будет доступна через 45 секунд