Презентация на тему "Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики""

Презентация: Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Включить эффекты
1 из 7
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"" по педагогике, включающую в себя 7 слайдов. Скачать файл презентации 1.23 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    7
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
    Слайд 1

    Старший воспитатель МДОУ № 55 Кирюхина Н.А. Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения. Приоритетным направлением работы нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно – эстетическое развитие детей. Одна из основных целей работы педагогического коллектива – воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты. Достичь этого возможно при создании развивающей, эстетической, полихудожественной, познавательной среды. В нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет эффективно работает творческая группа педагогов. В 2008 – 2009 учебном году члены творческой группы совместно с администрацией поставили перед коллективом задачу создания мини – музеев для познавательного развития воспитанников. При организации работы с дошкольниками в мини - музеях были определены следующие основные цели: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев; В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Система работы ДОУ по патриотическому воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. /Обобщение опыта работы ДОУ по музейной педагогике/

  • Слайд 2

    - овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности; -формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; -совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования. Было решено создать собственный «музейный комплекс», включающий мини музеи в групповых помещениях и картинную галерею. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов и историков. Всю работу разделили на три этапа. I этап-Подготовительный. В начале работы дети, воспитатели каждой группы вместе с родителями определяли тему и название мини – музея, разрабатывали модель, выбирали место для его размещения. Мини – музеи получились разными по оформлению и по содержанию. Каждый воспитатель перед тематическим Советом педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» презентовал собственный проект, который строился по следующей схеме: оформление, описание, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей. Творческой группой педагогов детского сада были разработаны критерии конкурса на лучший мини – музей, которые обсуждались с коллективом после защиты проектов. II этап- Практический (реализация проекта). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини – музеи в группах. Значительную роль сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми продумывали содержание экскурсий по своему музею, сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини – музеях. Желающие становились экскурсоводами. III этап- Заключительный На этом этапе был проведен конкурс на лучший мини – музей. Дошкольники самостоятельно проводили для ребят других групп ознакомительные экскурсии. Как уже отмечалось, требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивалось прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. По результатам подсчётов составлялся «рейтинг» мини – музеев. Победителем, становился тот, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини – музеями». Мини – музеи – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.

  • Слайд 3

    Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в создании музеев детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей «Наш город Энгельс» появился в подготовительной к школе группе, а для малышей создали музей «Курочка Рябушка». При творческом подходе педагогов в каждой возрастной группе были созданы свои мини – музеи. Расскажем о некоторых из них. Мини – музей «Музей игрушек» (создан под руководством воспитателей В.А. Листопад, А.Р. Зоря) Цели деятельности: знакомить детей с разными видами игрушек; воспитывать любознательность, интерес к новому, необычному; развивать творческое мышление. Музей расположен на подвесных полочках в доступном для малышей месте. Он предназначен для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны предметы, привлекающие внимание малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки. Вещи умеют производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же включаются простым нажатием. В мини - музее малыши учатся играть со сложными игрушками, развивается мелкая моторика пальцев, сенсорное восприятие, звукоподражание. Мини – музей «Наш город Энгельс» (создан под руководством воспитателей Ю.В. Кузьмичёвой, Ю.Н. Шишкиной) Цели деятельности: знакомить детей с историей города Энгельса, его достопримечательностями; знакомить с особенностями родного края, его историей, памятными местами; создавать серии собственных рисунков, сравнивать их с фотографиями, открытками; воспитывать любовь к своему городу. Экспонаты музея находятся на полках шкафов в групповой комнате. Здесь представлены объёмные макеты Покровской слободы, новые и старые книги, фотографии, наборы открыток с видами города, флаг, карта города.

  • Слайд 4

    Воспитатели создали подборку фотографий, подобрали материал о жизни людей прославивших наш город. Имеются экспонаты, показывающие продукты производства промышленности современного города (модели троллейбуса, конфеты, капроновые нити). Картинная галерея (создана под руководством педагога дополнительного образования И.Н. Фирсуниной). Цели деятельности: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями. Обычный коридор превращен в привлекательную картинную галерею. На стенах периодически организуются выставки картин, объединенные одной темой. Под картинами помещаются детские рисунки. При ознакомлении детей с определённой тематикой педагог на выставке объединяет профессиональные и детские работы. Мини – музей «Космос» (создан под руководством воспитателей В.Б.Титаренко, Т.В. Зайцевой). Цели деятельности: расширять знания детей об исторических событиях родной страны; учить детей самостоятельно представлять материал мини – музея через проведение экскурсий; воспитывать интерес к созданию экспонатов.Основными элементами мини – музея являются макет ракеты и сшитый руками воспитателей скафандр. Экспонаты музея удачно вписались в интерьер группового помещения. Важными дополнениями для экспозиции являются изготовленные из пластиковых бутылок спутники, кислородные баллоны. Подвешенные и раскрашенные мячи, шары разной величины представляют собой планеты солнечной системы. Большое разнообразие тюбиков с едой для космонавтов вызывает неподдельный интерес у детей.

  • Слайд 5

    Мини– музей «Куклы наших бабушек» (создан под руководством воспитателей Г.В. Жумабаевой, С.Н. Жарковой ). Цели деятельности: познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам. Мини – музей располагается в удобном уголке группы. Экспонаты находятся на эстетично оформленных полках. Центральной фигурой мини – музея является изготовленная руками родителей кукла – бабушка. В музее очень много представлено предметов выполненных родителями. Отражена эпоха появления кукол : кувадки, куклы – обереги, свадебные куклы, кукла – семиручка и другие. Имеется специальная таблица с правилами поведения в музее. Мини – музей «Курочка Рябушка» ( создан под руководством воспитателя А.Н. Мамуковой). Цель деятельности: расширить представления детей об окружающем мире; познакомить малышей с домашними птицами на примере курочки; средствами фольклора формировать эмоциональное отношение к народному творчеству. Мини – музей располагается в младшей группе на небольшом стеллаже и столике. Тема была выбрана с учётом возрастных особенностей детей и любимой ими сказки. В мини – музее имеются разделы « Курочки бывают разными», «Домик для курочки и петушка», «Цыплёнок из яйца», «Что даёт нам курочка». Мини – музей «Автомобили» (создан под руководством воспитателей Т.Н. Федяшиной, В.М. Клепач). Цель деятельности: формировать знания детей о различных видах транспорта (грузовом, пассажирском, специализированном); учить детей в театрализованной форме представлять экспонаты музея другим детям. Мини – музей располагается на переднем плане группового помещения. Экспонаты находятся на полочках, подвесном круге, на низкой скамеечке, машины больших размеров стоят на полу.

  • Слайд 6

    В мини – музее несколько разделов « Легковой транспорт», « Старинные машины», «Машины специального назначения», «Грузовой транспорт», «Сувенирные машины». На отдельной полке представлены дидактические игры на закрепление знаний о транспорте, дорожные знаки, раскраски в соответствии с темой музея. Мини – музей «Матрёшки» (создан под руководством воспитателя Г.Н. Кульгускиной). Цели деятельности: Расширять знания детей об истории возникновения русской матрёшки; закреплять и углублять представления о росписях народных промыслов. Музей оформлен во встроенном в стене шкафу. Каждая полочка символизирует разнообразные виды матрёшек: мотивы росписи народных промыслов; историю возникновения матрешек на Руси; экспонаты японских и русских матрёшек; матрёшки разного размера . Мини – музей «Русская кукла» (создан под руководством воспитателей Л.Н. Тугушевой, В.В. Клюкиной ). Цели деятельности: формировать знания детей об истории страны на примере народной игрушки, воспитывать желание самим изготавливать самодельные игрушки. Мини – музей располагается в группе на полочках стеллажей и столе. Основа мини – музея большая раскидистая ветка . На таком деревце разноцветные весёлые куколки смотрятся очень эффектно. В мини – музее представлены разные виды народных кукол: кукла – оберег, кукла «День – ночь», кукла Пеленашка, свадебные куклы, куклы для Мирового дерева и многие другие. Педагоги подготовили интересный теоретический материал об истории возникновения русской куклы. Мини – музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, рассказ ребёнка о бронтозавре побудил воспитателей старшей группы не только создать музей, но и вовлечь детей в удивительный мир прошлого через цикл занятий о динозаврах. Дошкольники разных групп знакомились с мини – музеями своих «коллег». При этом в средних, старших, подготовительных к школе группах экскурсии проводили сами ребята. Эффективность работы музейной педагогики была очевидна.

  • Слайд 7

    Дети через наглядность, познавательные занятия приобретали знания об истории своей страны, её культуре, быте. Администрация продолжила работу в этом направлении, заключив договор о сотрудничестве с Саратовской региональной общественной организацией «Центр духовной культуры» (Культурно – выставочный центр «Радуга»). Воспитатели совместно с представителем Центра проводили занятия по музейной педагогике согласно программе «Мы входим в мир прекрасного» на базе дошкольного учреждения. Дети узнавали о творчестве художников, особенностях передачи своих впечатлений в картинах. Проводимая работа показывает, что система нравственно - патриотического воспитания средствами музейной педагогики может явиться сенситивной для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своём прошлом. Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. В процессе оформления мини - музеев мы использовали следующие литературные источники: - Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.- Волгоград: Учитель.-2007.-203с.; - Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: КН. Для воспитателя детского сада/ под ред. А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение.- 1989.-96с.; - Горина Л.В., Хороводова И.В. Мини – музей в ДОУ// Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. научн. трудов. Вып. 4-Саратов: «Научная книга».-2008.-103с. Организация мини – музея на базе детского сада одна из основных ступеней в системе патриотического воспитания дошкольников. Посещение мини – музея для детей всегда большое событие. Занятия в мини – музее способствуют развитию интеллекта, познавательных способностей детей. Музейная среда чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с историческим прошлым. Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру Отечества, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации учебно – воспитательного процесса. Мы уверены, что системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, природе России в разное историческое время.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке