Презентация на тему "Метод проблемных ситуаций"

Презентация: Метод проблемных ситуаций
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Метод проблемных ситуаций" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 24 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Метод проблемных ситуаций
    Слайд 1

    Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов.

    Антонова С.А.учитель начальных классов МАОУ-СОШ №19 п. Пироговский . 2012 год pptcloud.ru

  • Слайд 2

    «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» Д. А. Медведев

  • Слайд 3

    Педагоги прошлого:

    Я. А. Коменский Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоции Ф. А. Дистервег К. Д. Ушинский

  • Слайд 4

    Идеи проблемного обучения

    Дж. Дьюи:в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Мысль индивида» движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы… Дж. Брунер: в основе проблемного обучения лежат идеи структурирования учебного материала. ДидактыМ. А. Данилов и В. П. Есипов формулируютправила активизации обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения.

  • Слайд 5

    Сущность понятия «проблемная ситуация»

    Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

  • Слайд 6

    Цель создания проблемной ситуации

    Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

  • Слайд 7

    В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

    проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.

  • Слайд 8

    Приемы создания проблемной ситуации

    «Классические» «Сокращенные» 1. Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. «Мотивирующие» 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

  • Слайд 9

    Тип проблемной ситуациис удивлением с затруднением

  • Слайд 10

    “Классические» приемы создания проблемной ситуации”

  • Слайд 11

    «Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации

    1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:   - побуждения к созданию противоречия;   -побуждения к формулированию учебной проблемы. 2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

  • Слайд 12

    «Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации

    1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. 2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). 3.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся:обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

  • Слайд 13

    Основные условия использования проблемной ситуации

    Со стороны учащихся: новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче. Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

  • Слайд 14

    Пример приема «с удивлением»

    Урок математики, 2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1 способ Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4. 8-3+4=9. 2 способ К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму. 8-3+4=1. – Что вы замечаете? – Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные. – Почему получились разные ответы? – Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.) – Как вы определите цель нашего урока? Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

  • Слайд 15

    В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе? - Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось. 2. Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела. (Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. 3. На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе? Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»

  • Слайд 16

    Пример приема «с затруднением»

    Урок математики, 2 класс. Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. «В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?» 2+2+2+2=8 (ч)  «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?» – Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче? – А почему, в чем затруднение? – Получается слишком длинная запись. – Значит, что нам надо сегодня открыть? – Надо придумать новый короткий способ записи. Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

  • Слайд 17

    Пример мотивирующего приема «яркое пятно»

    Урок математика, 1 класс. Тема: Числовой отрезок. – В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать. – Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.

  • Слайд 18

    Демонстрация непонятных явлений.

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей). - Что нужно для того, чтобы они встречались?(Жить поблизости, в одном месте). - Так что же нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Знать, где они живут). - А где мы можем добыть такую информацию? (В учебнике). Далее дети сами находят ответ на этот вопрос из учебника стр… - Так кто же был прав, поднимите руку честно?

  • Слайд 19

    Пример мотивирующего приема «актуализация»

    Урок математики. Тема: Правило проверки решения уравнения. - За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:     2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6     х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2    х = 8                х = 4             х = 3 - Почему сразу не можем ответить? - Назовите тему урока. На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы: - проверить правильность, определяя части, целое; - проверка вычисления; - догадка – подставить число вместо х. Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки. 

  • Слайд 20

    Алгоритм подготовки проблемного урока

    1.Тема урока, новое знание (и его тип) 2Постановка проблемы: *Побуждающий диалог от проблемной ситуации *Подводящий к проблеме диалог *Сообщение темы с приемом для ее принятия 3.Поиск решения - Если проблема есть: *Побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы диалог *Подводящий от проблемы диалог -Если проблемы нет: *Подводящий без проблемы диалог 4.Продуктивные задания на воспроизведение знаний

  • Слайд 21

    Метод проектов (вид проблемного обучения).

    Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.

  • Слайд 22

    Наши проекты

    Детская площадка Осень в нашем лесу Окошко в лето Парк

  • Слайд 23

    Выводы:

    1.Использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов. 2.Связь между формированием познавательной активности и проблемным обучением направлена на овладение общими способами решения проблемных задач. 3.Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме. 4.Проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала.

  • Слайд 24

    «Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажечь»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке