Презентация на тему "Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО"

Презентация: Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 47 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
    Слайд 1

    Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО

    Постникова Ксения Вадимовна, учитель начальных классов

  • Слайд 2

    Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностныйподход

  • Слайд 3

    Задачи, стоящие перед учителем, реализующим ФГОС НОО

    Изучить: - принципы деятельностного подхода; - принципы построения урока; - примерную типологию; - технологии, реализующие деятельностный подход Освоить: - критериальную систему оценивания; - принципы организации диалога на уроке; Проанализировать реализацию системно –деятельностного подхода на практике

  • Слайд 4

    Несколько слов о системно-деятельностном подходе

    Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе

  • Слайд 5

    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни Иными словами, субъект должен уметь: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.

  • Слайд 6

    Система дидактических принципов

    Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  • Слайд 7

    Система дидактических принципов

    3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  • Слайд 8

    Система дидактических принципов

    5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

  • Слайд 9

    Результатами освоения основной образовательной программы являются:

  • Слайд 10

    Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя

    I. Новый результат формулируется в виде конкретных задач: 1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения

  • Слайд 11

    II. Меняется и представление об уроке Организация деятельности учеников на уроке происходит через: - постановку цели деятельности; - планирование своих действий по реализации поставленной цели; - саму деятельность, рефлексию полученных результатов

  • Слайд 12

    III. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные

  • Слайд 13

    IV. Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности (по типологии уроков А.К. Дусавицкого)

  • Слайд 14

    Типология уроков А.К. Дусавицкого

    1. Урок постановки учебной задачи 2. Урок решения учебной задачи 3. Урок моделирования и преобразования модели 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа 5. Урок контроля и оценки

  • Слайд 15

    Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя

    V.Типология уроков в дидактических системах, основанных на использовании деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания. 2. Уроки рефлексии. 3. Уроки общеметодологической направленности. 4. Уроки развивающего контроля.

  • Слайд 16

    Уроки деятельностной направленности

    Урок «открытия» нового знания   Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  • Слайд 17

    Урок рефлексии   Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).   Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.  

  • Слайд 18

    Урок общеметодологической направленности   Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.   Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.  

  • Слайд 19

    Урок развивающего контроля   Деятельностная цель:формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.   Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  • Слайд 20

    Структура урока открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода

    Мотивирование к учебной деятельности Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (НАДО); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (ХОЧУ); 3) устанавливаются тематические рамки (МОГУ).

  • Слайд 21

    Структура урока открытия нового знания на основе деятельностного подхода

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнениюпробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

  • Слайд 22

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    На этапе происходит: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивация к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацияиндивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  • Слайд 23

    III.Выявление места и причины затруднения

    На данном этапе обучающиеся должны: 1) восстановитьвыполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

  • Слайд 24

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

    Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: с помощью подводящего или побуждающего диалога, с помощью исследовательских методов

  • Слайд 25

    V. Реализация построенного проекта

    Происходит: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково, использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения

  • Слайд 26

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Отрабатывается решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на основе использования нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух

  • Слайд 27

    VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Этап проходит в форме индивидуальной работы: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки при пошаговом сравнении с эталоном. В завершение -исполнительская рефлексия Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Слайд 28

    VIII. Включение в систему знаний и повторение

    выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действийпредусматривается как промежуточный шаг Тренируются в использовании изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм.  

  • Слайд 29

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

    На данном этапе: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности

  • Слайд 30

    Практическая работа по проектированию урока русского языка, соответствующего ФГОС НОО

  • Слайд 31

    Выполнению продуктивных заданий надо учить!

    Осмыслить задание (что надо сделать?) Найтинужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулироватьмысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

  • Слайд 32

    Комплекс образовательных технологий:

    Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

  • Слайд 33

    В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

    Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1.Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

  • Слайд 34

    Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1.Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология(с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

  • Слайд 35

    Правописание Ь на конце существительных после шипящих

    Кольца, ручьи, семья, голубь, ночь, письмо, снегирь, молодёжь, компьютер, тетрадь, мышь, календарь, вьюга, кольчуга

  • Слайд 36

    Кольца ручьи ночь Голубь семья молодежь Письмо компьютер мышь Снегирь вьюга Тетрадь Календарь кольчуга

  • Слайд 37

    Ночь - плач Молодежь - гараж Мышь - камыш

  • Слайд 38

    Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  • Слайд 39

    Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

    Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, умею, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию

  • Слайд 40

    Прием “Написание эссе”

    Смысл этого приемаможно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”.Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  • Слайд 41

    Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)

    I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления

  • Слайд 42

    Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).

  • Слайд 43

    Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

  • Слайд 44

    Имя прилагательное

    В лесу живёт зверь. У него шерсть, уши, хвост.

  • Слайд 45

    Могут быть даны слова для справок 1 вариант: трусливый, серый, длинный, короткий 2 вариант: трусливый, хитрый, серый, рыжий, длинный, чуткий, короткий, пушистый

  • Слайд 46

    Знакомство с понятиями

    Части речи Формы слова Корень слова Члены предложения. Главные члены предложения

  • Слайд 47

    Нетрадиционные формы урока

    Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке