Содержание
-
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Семинар для молодых педагогов Лисова С.В. педагог-психолог МБОУ Зареченской СОШ Собинского района
-
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы:
конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). — мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. — конфликты, связанные с организацией обучения в школе.
-
Конфликты во взаимодействиях "учитель - ученик", помимо мотивационных, могут вспыхнуть как конфликты нравственно-этического характера :
учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействия с ребятами: нарушают данное им слово, открывают ребячьи секреты.
-
Конфликты внутри педагогического коллектива
Эти конфликты происходят по причине чаще субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личного порядка
-
Во взаимодействиях "учитель - администрация школы (завучи, директор) возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введения новшеств в школу).
-
Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика. . Внешняя позиция участников Внутренняя позиция участников Взаимодействие участников конфликта Объект конфликта
-
Сфера конфликта может быть деловой или личностной.
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не "перетекал" в личностную. Проще говоря, не переходите "на личности".
-
Динамика конфликта
1 стадия нарастания, 2. стадия реализации 3.стадия затухания
-
Один их эффективных способов "блокировки" конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную. Например, в тот момент, когда вы заметили, что нарастает напряженность между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Лучше, чтобы это был физический труд (уборка классной комнаты, чистка снега и т.п.) Тогда, "отрицательная энергия" будет потрачена и не вызовет конфликта. 1. Стадия нарастания Помните, что успешно "блокировать" развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадии I).
-
2. Стадия реализации страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют "силовые приемы". Но если конфликт все же разгорелся (стадия II), то подавить его уже не удается :
-
3. Стадия затухания Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия III воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка и участники "выплеснули" свои эмоции. У них возникают чувства вины, сожаления и даже раскаяния . На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов..
-
Основные элементы процесса урегулирования конфликта
1.Поиск основного противоречия: Что произошло? В чем проблема? Попытаться изложить факты, отделив их от чувств и оценок.
-
2.Охлаждение чувств
Какие чувства вы испытываете к оппоненту? Честно ответьте себе, что в ваших действиях было обидного для вас и вашего оппонента. Проанализируйте взаимоотношения. Урегулирование конфликта- это решение проблемы «Что делать?» а не «Кто виноват?»
-
3. Объективная оценка сил
Возможно ли для вас устранение основного противоречия? Если да, то нет ли более мирных путей его разрешения? Если нет, то как долго может длиться конфликт и хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть противоборство?
-
КОМПРОМИСС- урегулирование разногласий через взаимные уступки 4.Выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации СОПЕРНИЧЕСТВО- Конкурентная борьба до победы, без применения способов урегулирования ИЗБЕГАНИЕ- Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- (Уступки) –тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами СОТУДНИЧЕСТВО- поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
-
5.Подготовка к переговорам. Подготовить аргументы; Переформулировать аргументы оппонента, перевести их на понятный вам язык; Установить четкие рамки конфликта, максимально сузить его границы; Принять меры к созданию должной атмосферы для переговоров; Найти подходящее время и настроение для начала переговоров.
-
6. ПЕРЕГОВОРНЫЙ этап
Высказывайтесь спокойно, не давайте волю эмоциям; Сохраняйте инициативу, задавая: Эмоционально-положительный тон, Тему разговора Языковой стиль. Не перебивайте друг дуга! Избегайте приказов и нравоучений! Используйте Я-высказывания.
-
7.РАЗРЕШЕНИЕ конфликта.
Любой конфликт разрешим при намерении обеих сторон к конструктивной дискуссии в интерсах дела. Многие конфликты за один раз решить невозможно. Сначала добиваются частичного решения, когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается. Полное урегулирование конфликта означает его ликвидацию как на уровне внешнего поведения, так и на уровне внутренних побуждений.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.