Презентация на тему "Психологические основы стандартов дошкольного образования"

Презентация: Психологические основы стандартов дошкольного образования
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Психологические основы стандартов дошкольного образования" по педагогике. Состоит из 24 слайдов. Размер файла 0.15 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологические основы стандартов дошкольного образования
    Слайд 1

    «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

  • Слайд 2

    О «ПСИХОЛОГИЗАЦИИ» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯФГОС ДО – определяет «присмотр и уход» как условие обеспечения полноценного образовательного процесса совсем не случайно. В этом возрасте «присматривать –ухаживать» почти всегда означает «воспитывать-обучать».( Независимо от того, учат ребёнка завязывать шнурки перед прогулкой или безопасному поведению на самой этой прогулке, ключевым при этом всегда будет оставаться «воспитание-обучение»)Для ребёнка детский сад не учреждение, а расширенное «личное пространство», наполненное жизненными смыслами, которые предстают в любимых игрушках, друзьях, играх, во всём том, что нельзя забрать «навсегда» с собой домой, чему место только в детском саду.Это взрослые «образуют» детей, используя целый арсенал своих педагогических изобретений, а дети просто живут. И чем меньше они замечают наши педагогические усилия, тем естественнее принимают дары нашего педагогического мастерства.

  • Слайд 3

    Становление восприятия,воображения,мышления,начальных форм произвольности (умения быть себе хозяином), эмоциональной регуляции деятельности и т.д. –это фундаментальные линии психического развитияподдержка которых и является основной задачей дошкольного образования.«Психологизация» – необходимое условие внедрения ФГОС ДО, в то время как дошкольный ФГОС – не столько стандарт развития, сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в ДОУ.

  • Слайд 4

    Что же приобретают дети в детском саду? (должны приобретать)С психологической точки зрения можно ответить одним словом: ОБЩЕНИЕ.Ребёнок в детском саду должен учиться:* взаимодействовать с разными взрослыми и детьми;* согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения;* приобрести опыт совместной и коллективной деятельности; Всё это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребёнка. На определённом этапе развития индивидуальная деятельность трансформируется в совместную деятельность детей и их общение.Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку.

  • Слайд 5

    Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой.Обучение, нацеленное на формирование способности управлять собой, всегда будут иметь развивающий характер. Такое обучение с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие, а не знания, умения и навыки. (а для этого должны быть созданы условия)Поэтому в стандарте (а следовательно и в Программе ДОУ), предусмотрены требования к условиям, в которых должен развиваться ребёнок.

  • Слайд 6

    1-й вариант построения системы образования. Главный субъект образовательного процесса – общество. Для ребёнка – это взрослый человек, который знает, чему надо учить ребёнка, что он должен знать и уметь на разных ступенях образования. Взрослые «тянут» ребенка за уши, чтобы он скорее вырос и развился. Результат таких усилий – ребёнок остаётся маленьким, а уши у него становятся большими. (Разница в том, как отвечает, что знает и что использует в своей жизнедеятельности:- знает состав числа 5, но не может разделить между двумя детьми 5 игрушек ;- знает как построить устойчивую постройку, но на деле – действует по другому;- уверенно говорит правильные слова, использует взрослые термины;- уверенно пользуются сложной бытовой техникой).Вывод взрослых – современные дети стали более развитыми .Вывод исследования, проведённого с целью составления психологического портрета современного ребёнка дошкольного возраста – дети не только не стали более развитыми в психологическом плане, но и по большинству важнейших показателейотстают в развитии от своих сверстников конца XX века.

  • Слайд 7

    2-й вариант построения системы образованиясвязан с созданием особых условий, в которых ребёнок может не только реализовывать свой уровень актуального, уже состоявшегося развития(то, что может сам ребёнок – самостоятельная деятельность), но и быть выше самого себя (хотя бы на какое-то время).Это возможно тогда, когда ребёнка «не тянут за уши», а он как бы сидит на плечах взрослого. В этом случае он находится в зоне своегоближайшего развития, т.е. то, что сегодня ребёнок делает при помощи взрослого (совместная деятельность), завтра он сумеет сделать самостоятельно.Таким образом, развитие системы дошкольного образования предполагает создание развивающей образовательной среды.

  • Слайд 8

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1. ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЁНКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОбучение детей знаниям, умениям и навыкам, во многих случаях не ведёт к психологическому и личностному развитию. Дети, которых рано научили читать, не любят этот вид деятельности и становятся читателями с большим запозданием. Поэтому, формирование у детей навыков или умений важно строить на основе целостного представления о ребёнке и с учётом психологических закономерностей развития в данном возрастном периоде.Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей этого возраста.Дошкольное образование качественно отличается от школьного и не должно ему уподобляться.

  • Слайд 9

    2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКАСистему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьёй или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на организацию и проведение праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.Любой человек, особенно ребёнок дошкольного возраста учится не только и не столько на занятиях.Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учёт самых разных аспектов жизнедеятельности малыша.(в качестве иллюстрации – стихотворение А.Барто о мальчике, который был «воспитанным» и, «отняв у младших мячик, он их благодарил». Это результат обучения, вырванного из целостной жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста)

  • Слайд 10

    Дошкольное образование должно охватывать всю жизнедеятельность ребёнка, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий.Сюда входят:* долгая и непростая работа с родителями;* организация жизни ребёнка в детском саду;* ориентация ДОУ на взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры: библиотеки, школы, дома детского творчества и т.д. В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. (как готовятся и проводятся праздники?)Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что впечатлило, обсудить, рассказать родителям.

  • Слайд 11

    3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.То, что хорошо для одного ребёнка, не годится для другого.

  • Слайд 12

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКАКогда в связи с неблаговидным поступком взрослые справедливо сердятся на детей и даже наказывают их, дети совершенно искренне уверяют, что больше никогда так делать не будут, но через непродолжительное время снова совершают то, за что были наказаны. Это проявления детской непосредственности и характерной для их возраста ситуативности, связаны с тем, что дети не осознают внутренние свои состояния и эмоции и умеют управлять ими.В процессе дошкольного образования ребёнок должен научиться управлять своими эмоциями.

  • Слайд 13

    Условия достижения этой цели: 1. Участие семьи.Родители должны стать активными участниками жизни в ДОУ. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимую ребёнку. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребёнка, лучше понимать его.2. Особенности обучения детей дошкольного возраста.Ребёнок учится тому, что считает нужным и интересным.Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у ребёнка появляется мотив обучения.(Н-р, игрушечный мишка, с которым ребёнок хотел поиграть вдруг исчезает и оставляет записку…)

  • Слайд 14

    3. Становление и развитие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде.игра создает условия для целенаправленного развитияволи и эмоций; Как только человек , в том числе маленький, что-то осознал, он этим овладел, т.е. научился управлять (эмоциями). (В игре в Несмеяну или в рассказе В.Осеевой «Честное слово»).Помимо эмоциональной сферы, игра развивает волевые качества личности ребёнка.Ребёнок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои желания и стремления или подчинять их законам и правилам игры. Желая принять участие в игре, ребёнок соглашается вести себя и действовать не так, как хочется, а так, как предписывают правила.

  • Слайд 15

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ И СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ РЕБЁНОК МОГ БЫ ПРОЯВИТЬ ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ.* Решая за ребёнка трудные задачи или находя выход из проблемных ситуаций, взрослый не помогает малышу, не делает его более счастливым.Ребёнок по-настоящему радуется тогда, когда сумел преодолеть себя. Поэтому ориентация в дошкольном возрасте на то, что ребёнку нравится – не годится. Как правило, то, что нравится, не требует усилий.Поэтому надо заниматься как раз тем, что не получается, что трудно, помогая ребёнку тем самым осмысливать свои волевые усилия. (Том Сойер и забор, палочки в тетради и т.д.)* Развитие воображения – психологическая закономерность дошкольного возраста.Оно возникает, реализуется и развивается в игре (смысловое), а так же в продуктивных видах деятельности (объективное и предметное): рисовании, конструировании, аппликации, экспериментировании, лепке и т.п.

  • Слайд 16

    игра в дошкольном детстве – особая деятельность и форма организации жизнедеятельности.Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения,обеспечивает те условия, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребёнка. В противном случае мы можем получить детей, которые умеют читать, но не могут успешно учиться в школе, не умеют общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и т.п.поэтому надо не учить, а делать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, содержательной жизнью.

  • Слайд 17

    Строить взаимодействие с детьми раннего и дошкольного возраста, проводить диагностику их развития, мониторинг условий созданных и создаваемых необходимо с учетом психологического содержания возрастных периодов.Каждому периоду психологического развития присущи несколько видов деятельности, одна из них ведущая – игровая.Чтобы оценить развитие ребёнка достаточно понаблюдать как и во что он играет и какие вопросы задает.

  • Слайд 18

    Каждый возрастной этап может быть охарактеризован с точки зрения специфической социальной ситуации развития, т.е. той конкретной формы отношений, в которую вступает ребёнок со взрослыми в данный период. (Речь идёт о возрастных кризисах, которых в возрасте от 0 до 7 – четыре).

  • Слайд 19

    1. Кризис новорожденности.Ребёнок начинает жить в других условиях.Продолжительность – 4-6 недель , в течение которых идёт перестройка работы организма.(почему крестят после 40 дней?)2. Кризис 1 годаСвязан с прямохождением. Продолжительность – 2-3 месяца.Дети рождаются с горизонтальным положением внутренних органов. Когда ребёнок встаёт на ноги, органы постепенно встают вертикально.Двигательная активность необходима в этом возрасте.Ранние успехи (пошёл, зубы прорезались и т.д.) приводят к проблемам в будущем. К этому может привести и раннее сохранение плода, расширенный перечень совместимых с жизнью отклонений. – инклюзия.

  • Слайд 20

    3. Кризис 3-х лет.Может начаться в 2,6 лет, в 2,8 лет.Продолжительность – до полугода.Отличительные признаки:- упрямство;- частое употребление слов «нет», «не хочу», «не буду»;- проявление строптивости, бунтарства;- обесценивание взрослого «»ты плохая», «я тебя не люблю» и т.д.;- истерия (с паданием, плеванием и т.д.)- «я сам» стёрто, не ярко выражено.

  • Слайд 21

    Развитие истерии и выход из неё.ПИК ИСТЕРИИ3-7-10 МИНУТДО 20 МИН. – ЕЩЁ НОРМА. ПОТОМ - НЕТПРОБЛЕМАРЕАКЦИЯ ВЗРОСЛОГО: РАССКАЗАТЬ СИТУАЦИЮ РЕБЁНКУ, ОН ЕЁ НЕ ПОМНИТ. ПОЖПЛЕТЬ, «ПРИНЯТЬ» РЕБЁНКА: КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ, ЧТО УСПОКОИЛСЯ, КАК Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, ЧТО ТЫ ТАКОЙ.

    ПОСТЕПЕ ННЫЙ ВЫХОД ИЗ ИСТЕРИИ (смог успокоиться)

  • Слайд 22

    4. Кризис 7-ми летСамый трудный для ребёнка.Продолжительность – от 6, 5 до 9-ти месяцев.Признаки:- повышение уровня тревожности;- уровень критичности(я – принцесса (царь) или занижается самооценка);эффект горькой конфеты ( он большой, скоро в школу, нов то же время такой маленький и от него ничего не зависит);- начинают сомневаться в себе (я не умею, помогите мне);- острое переживание страха смерти(могут говорить об этом, могут нет, но могут ходить как приклеенные, спрашивать: меня мама заберёт? Поэтому любят монстров и других непривлекательных персонажей);- мальчики и девочки интересуются друг другом;

  • Слайд 23

    В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется всё больше детей, нуждающихся впсихологической поддержке. Реальным инструментом для этого может послужить «психологический уголок», с таким наполнением как:- уголок для уединения;- фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;- поролоновая подушка «для битья» (выплеск агрессии);- набор бумаги для разрывания;- коврик злости (потопай по коврику и злость пройдёт);- стул для размышлений (для того, чтобы вспомнить правила поведения);- волшебный пластилинчик(для успокоения);- цветные клубочки (сматывая и разматывая – успокаиваются;- мешочек настроений («грустный» и «весёлый»);- коврик дружбы (помогает примириться);

  • Слайд 24

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке