Содержание
-
Развитие творческих способностей учащихся
-
Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений). Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания ) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений. Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике
-
предоставление детям известной свободы творчества, выражающейся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов. Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы. Деятельность учащихся должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера. Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения. Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера.
-
Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов.
Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов: - вопросы, требующие описания действий; - вопросы, требующие описания внешних данных предмета; - вопросы, требующие классифицировать предметы; - вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;
-
- вопросы, требующие сравнения двух предметов; - вопросы, требующие оценки предмета или явления; - вопросы, требующие характеристики действующего лица; - вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами; - вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов; - вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.
-
Составления плана рассказа. Последовательность приемов: - составление картинного плана с заголовками; - составления плана с заголовками в форме вопросов; - составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа; - составление плана с заголовками в виде назывных предложений.
-
Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:
- с изменением последовательности событий; - с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста); - пересказ от лица героя произведения или от своего лица. Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций. Музыкальное иллюстрирование:
-
синквейн
Она Интересная , фантастическая Рассказывает, развлекает, воспитывает Ученье-свет, неученье- тьма Книга
-
Стилизация
Снова родимые сердцу просторыЯ узнаю. Синие дали нежат мне взоры,Словно в раю.К речке знакомой, родной, безмятежной,Вышел, стою.Тёплые волны ласкают прилежноДушу мою. Как хороши вы, просторы безбрежные,В дивном краю.Слушаю сердцем звучащую нежноСказку свою.
-
Основные приёмы развития творческих способностей:
написание сочинений, изложений. рецензирование сочинений; игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.; творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды. творческие задания на дом
-
Сочинения
"Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев. 3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок. 4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине. 5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
-
6. Музыкальное сочинение. 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка. 7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.