Презентация на тему "Современные педагогические технологии"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Современные педагогические технологии" приводит идеологию современных технологий, личностно-ориентированные, предметно-ориентированные технологии. В презентации приведены три режима интерактивного обмена, основные этапы, правила и методические приемы.

Краткое содержание

  1. Идеология современных технологий
  2. Предметно-ориентированное обучение
  3. Оценивание достижений учащихся
  4. Интерактивные методы
  5. Три режима интерактивного обмена
  6. Основные этапы
  7. Правила и методические приемы
  8. Концептуальные идеи
  9. Модульное обучение

Содержание

  • Слайд 1

    Современные педагогические технологии

  • Слайд 2

    Карл Ван Парререн. Идеология современных технологий

    Принцип 1. Вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности
    Принцип 2. Учить диалогично, в сотрудничестве с учащимися.
    Принцип 3. учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся.
    Принцип 4. Разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи (разноуровневое обучение).
    Принцип 5. Обучать в соответствующем темпе (индивидуальное обучение).
    Принцип 6. Обучать на основе осознанной трактовки понятийных инвентарей.
    Принцип 7. Способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса.
    Принцип 8. Стимулировать инициативу, творчество.
    Принцип 9. Способствовать действительному формированию субъективности.
    Принцип 10. Обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.

  • Слайд 3

    Личностно-ориентированные педагогические технологии

    • Технология педагогических мастерских
    • Технология обучения как учебного исследования
    • Технология коллективной мыследеятельности
    • Технология эвристического обучения
    • Метод проектов
    • Вероятностное образование (А.Лобок)
    • Развивающее обучение (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин)
    • «Школа диалога культур» (В.С.Библер)
    • Гуманитарно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили)
    • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н.Ильин)
    • Дизайн-педагогика

  • Слайд 4

    Предметно-ориентированные технологии обучения

    • Технология постановки цели
    • Технология полного усвоения (М.В.Кларин)
    • Технология педагогического процесса (С.Д.Шевченко)
    • Технология концентрированного обучения
    • Модульное обучение

  • Слайд 5

    Информационные технологии

    • ИКТ
    • Технологии дистанционного обучения

  • Слайд 6

    Технологии оценивания достижений учащихся

    • Технология «Портфолио»
    • Безотметочное обучение
    • Рейтинговые технологии

  • Слайд 7

    Интерактивные технологии

    • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    • Технология проведения дискуссий
    • Технология «Дебаты»
    • Тренинговые технологии

    Интерактивные технологии – это вид информационного обмена учащихся с окружающей средой.

  • Слайд 8

    Три режима интерактивного обмена

    • Информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту, но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Характерно для лекций, традиционной технологии.
    • Информационные потоки идут на ученика или группу, вызывает активную деятельность, ученики выступают как субъекты (самостоятельная деятельность).
    • Информационные потоки проникают в сознание, вызывают активную деятельность и порождают обратный информационный поток. Этот режим характерен для интерактивных технологий

  • Слайд 9

    Технология педагогических мастерских

    • История: разработана французскими педагогами и психологами. В 1984 году признана Министерством образования Франции.
    • В России – с 1990 года

  • Слайд 10

     

    • Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

  • Слайд 11

     

    • Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания.

  • Слайд 12

     

    • Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения задан и подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

  • Слайд 13

    Основные этапы

    • Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

  • Слайд 14

     

    • Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

  • Слайд 15

     

    • Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

  • Слайд 16

     

    • Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп

  • Слайд 17

     

    Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

  • Слайд 18

     

    • Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

  • Слайд 19

    Правила и методические приемы

    1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.
    2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
    3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
    4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
    5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

  • Слайд 20

    Концептуальные идеи

    • Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться.
    • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
    • Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
    • Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
    • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
    • В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
    • Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
    • Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
    • Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
    • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
    • Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

  • Слайд 21

    Список литературы

    • Белова Н.И.Мастерская: приглашение к поиску// На путях к новой школе. 1994.№1(6);
    • Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
    • Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
    • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: изд-во «Учитель», 2007.- с.208.
    • Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.

  • Слайд 22

    Технология модульного обучения модуль – лат. «функциональный узел»

    • Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации учителя по ее успешной реализации.
    • Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

  • Слайд 23

    Принципиальное отличие модульного обучения

    • Содержание – законченный самостоятельный комплекс. Цель формируется для обучающего, указывается объем изучаемого содержания, уровень его усвоения. Ученик получает рекомендации в письменной форме.
    • Изменяется форма общения учителя с учениками – индивидуальное общение, осуществляется через модуль.
    • Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
    • Отсутствует проблема индивидуального консультирования

  • Слайд 24

    Цель модульного обучения:

    • содействие развитию самостоятельности, умения работать с учетом индивидуальных способов переработки учебного материала

    Исходные научные идеи:

    • деятельностный принцип обучения;
    • развивающее обучение – учет зоны ближайшего развития;
    • дифференциация содержания, разные формы организации учебной деятельности (индивидуальная работа, групповая постоянного и сменного состава);
    • программирование обучения – четкость, логичность действий, активность и самостоятельность школьника;

  • Слайд 25

    Система действий учителя и ученика

    • Представление учебного курса как системы, первичное структурирование содержания (выделение стержневых линий всего учебного предмета, курса; отбор содержания для каждого класса по каждой стержневой линии; структурирование содержания в таблицу).
    • Составление технологической карты по каждой параллели класса (стержневые линии, ведущие знания, второстепенные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений).

  • Слайд 26

    Продолжение

    • Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель, совокупность модулей (каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела; формулируется комплексная цель на трех уровнях: значение знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания, умения).
    • Выделение комплексной дидактической цели для каждого модуля, выстраивается система модулей.
    • Градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания элементов, составляющих модуль. Комплексная дидактическая цель – интегрирующие дидактические цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

  • Слайд 27

    Построение самого модуля

    • Формулировка интегрирующей цели.
    • Задание для входного контроля
    • Определение частных дидактических целей, создание учебных элементов, включающих в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика, проверочное задание для контроля и коррекции знаний и умений.
    • Наполнение содержанием предпоследнего элемента модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
    • Составление задания выходного контроля, выявление степени усвоения содержания модуля.
    • Продумывание структурно-логических схем обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

  • Слайд 28

    Структура модельной программы


  • Слайд 29

    Технология проведения учебных дискуссий

    Цель: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной

    Исходные теоретические положения:

    • Форма организации обучения, способ работы с содержанием учебного материала.
    • Развитие рефлексивного мышления.
    • Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе аргументов, в предметной подготовке к тем дискуссии.
    • Содержательно направленная самоорганизация участников – обращения учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей.
    • Диалогическая позиция педагога.
    • Учебная дискуссия эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

  • Слайд 30

    Действия учителя и учащихся

    Содержательный аспект:

    • осознание противоречий;
    • актуализация знаний;
    • творческое переосмысление возможностей их применения, включения в новый контекст.

    Организация взаимодействия в группе:

    • Распределение ролей в группе
    • Согласованность в обсуждении проблем и выработка группового подхода.
    • Соблюдение правил и процедур поисковой деятельности.

    Результаты:

    • переработка информации для убедительного изложения;
    • представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
    • выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
    • возможное применение подхода как результат осознанного выбора.

  • Слайд 31

    Формы дискуссий

    • «Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа, во время которой происходит обмен мнениями.
    • «Заседание экспертной группы» - обсуждается намеченная проблема, затем излагаются позиции всему классу, при этом каждый выступает с сообщением.
    • «Форум» - обсуждение, группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
    • «Симпозиум» - более формализованное обсуждение. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
    • «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух соперничающих команд – и опровержений.

  • Слайд 32

    Продолжение

    «Техника аквариума»:

    • Постановка проблемы (исходит от учителя).
    • Учитель делит класс на подгруппы (обычно располагаются по кругу).
    • Выбирается представитель позиции группы.
    • Группа обсуждает проблему, определяется общая точка зрения.
    • Представители высказывают и отстаивают собственную позицию (больше никто не имеет право высказываться, но разрешается передавать записки с указанием своему представителю).
    • Можно взять тайм-аут для консультаций.
    • Критический разбор всем классом.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд