Презентация на тему "Летние праздники от Троицы до Ильина дня"

Презентация: Летние праздники от Троицы до Ильина дня
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Летние праздники от Троицы до Ильина дня" рассказывает о религиозных славянских праздниках летних месяцев. Описываются даты отмечания и традиционные ритуалы Летнего Солнцестояния, Ильина дня, дня Святых Петра и Павла, Исаакия-исповедника, мученицы Феодосии и др.

Краткое содержание

  • День памяти святой мученицы Феодосии;
  • День преподобного Исаакия-исповедника;
  • Летнее Солнцестояние;
  • День Святых Петра и Павла;
  • Ильин день.

Содержание

  • Презентация: Летние праздники от Троицы до Ильина дня
    Слайд 1

    Летние праздники от Троицы до Ильина дня

  • Слайд 2

    Если в небе ходят грозы,Если травы расцвели,Если рано утром росыГнут былинки до земли,Если в рощах над калинойВплоть до ночи гул пчелиный,Если солнышком согретаВся вода в реке до дна, – Значит, это уже лето!Значит, кончилась весна!

  • Слайд 3

    29 мая / 11 июня. Федосья-колосяница - день памяти святой мученицы Феодосии

    Народное наименование Федосьи (русский вариант имени Феодосии). Колосяница связано с наблюдениями крестьян над природой: в день ее памяти начинает колоситься рожь, выметывается колос. Чтобы осмотреть всходы, крестьяне отправлялись в поля.

  • Слайд 4
    • Молодежь участвовала в обряда величания ржи. Девушки водили хороводы. Вождение колоска -девичий / женский обряд весенне-летнего цикла, в ходе которого совершалось хождение к озимым полям и "величание" ржи. Действие обычно совершалось рано утром, сразу после восхода солнца.
    • Участницами обряда были девушки и молодые женщины, главным действующим лицом - выбранная ими красивая девочка 9-12 лет, называемая "колосок"; остальное население деревни выступало в качестве зрителей. Первоначально участвовавшие в вождении колоска девушки и женщины одевали девочку в нарядный сарафан, украшали ее лентами и венком
  • Слайд 5
    • Затем они разбивались на пары. Девушки одной пары брали друг друга за руки чуть выше кисти, так что все четыре руки образовывали плотный квадрат. Соединившись, пары становились рядом, плечом к плечу, составляя дорожку из рук между двух рядов девушек, обращенных друг к другу лицом. По крепкому оплоту из рук шла девочка-"колосок", опираясь на головы участниц.
    • Пара, которую прошла девочка, покидала свое место и становилась вперед, продолжая дорожку. Таким образом процессия продвигалась по направлению к полю, начавшему в это время колоситься.
  • Слайд 6
    • С начала шествия звучала песня, исполнявшаяся растянутыми голосами: "Пошел колос на ниву, На белую пшеницу! Уродился на лето Рожь с овсом, со дикушей (гречиха), Со пшеницей". У озимого поля процессия останавливалась, пара девушек с девочкой на руках, отделялась от нее и подходила к "оржаному хлебу". Девочка соскакивала с рук, срывала горсть ржи, бежала к церкви и кидала под нее или рядом с ней сорванные колосья. Иногда она раскидывала ржаные стебли по дороге к деревне. Далее девушки, направляясь в сторону от ржаных полей, водили хоровод,
    • Хороводное шествие заканчивалось на месте весенне-летних гуляний молодежи. Здесь был установлен чан с брагой, к которому подходили исполнительницы обряда. Сначала они угощали своих отцов и матерей, а затем к трапезе приступали все присутствовавшие.
  • Слайд 7

    30 мая /12 июня. Исаакий-змеевник - день преподобного Исаакия-исповедника

    На Исаакия-змеевика "выползает из нор всякий гад". По поверью, это день змеиных свадеб. Крестьяне считали, что змеи, собираясь на свадьбы, "идут поездом", или "станицей ходят по лесу". В этот день старались воздержатся от походов в лес, поскольку змея может укусить человека так, что "не заговорить ни одному колдуну-знахаою" (Коринфский А.А. 1995. С. 210). День Исаакия считался лучшим днем для посадки бобов. Предварительно бобы замачивали в озимой воде, которую получали из последнего, лежавшего по оврагам, снега и хранили специально для этого случая с марта месяца

  • Слайд 8

    8 июня/ 21 июня - Федор Стратилат

    В христианском календаре день святого великомученика Федора Стратилата. Дата установлена в память о перенесении мощей святого. В русской традиции Федор был известен под именем "колодезника". Крестьяне говорили: "С Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу.

  • Слайд 9
    • Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, следовало накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев, принести "наговоренную" сковороду и оставить ее на ночь. На следующее утро полагалось выйти из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднять сковороду и внимательно осмотреть её. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу
    • Вологодские и пермские крестьяне, специализирующиеся на рытье колодцев, считали день Федора Стратилата своим праздником.
  • Слайд 10

    22 июня – Кирилл – конец весны, начало лета. Летнее Солнцестояние

  • Слайд 11

    13 июня / 26 июня - Акулина-гречишница

    • 13 июня / 26 июня - Акулина-гречишница (Акилина-гречушница, Акулина - задери хвосты) - день памяти святой мученицы Акилины
    • Имя святой угодницы связывалось в сознании крестьян с одной из распространенных в России зерновых культур - гречихой. В день Акулины пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Верующие обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречи В Курской губ., чтобы гречи были хорошие, старались в этот день не работать. В ряде губерний России на Акулину-гречишницу из гречи было принято готовить мирскую кашу для нищих, странников и калик; этот день называли праздником каш. После угощения по традиции благодарили хозяев: "Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом - на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши - ни во что трудынаши"
  • Слайд 12

    С Акулины-гречишницы начинается лето, поскольку именно с этого дня появлялись оводы и активизировались другие кровососущие насекомые. В народе говорили: "Пойдешь лесом - комары взбесят»). Более всего от насекомых страдали домашние животные. Коровы, спасаясь от мух, комаров, слепней, убегали из стада и, возвращаясь обратно в поселения, прятались под навесами крыш, в тени. Отсюда второе название дня - Акулина - задери хвосты.

  • Слайд 13

    23 июня / 6 июля - Аграфена Купальница (Купальщица)

    23 июня / 6 июля - Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, канун дня Ивана Купалы.

  • Слайд 14

    В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ряд обрядовых действий этого праздника совершался местами в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебн, на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.

  • Слайд 15

    Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи.

  • Слайд 16
    • Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников
    • "Ездил Иван по вулице, Сбирал девок на гулянья, Молодушек на Купальню. Пока млада собиралась, Пока у свекрови допрошуся, Покуль свекру доложуся, С милым ладом сговорюся, Пока млада собиралась, Все гулянья миновала. Все цветочки посорвали, Всю купальню притоптали". (Песни Псковской земли)
  • Слайд 17
    • Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома –
    • Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре: "Как у нас в году три праздника: Первый праздник Семик честной, Другой праздник Тройцын день, А третий праздник Купальница".
  • Слайд 18

    Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания. Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

  • Слайд 19

    В купальскую ночь по традиции собирали волшебные, колдовские и лекарственные травы (см. Ивановские травы), гадали на будущее, узнавая свою судьбу в основном с помощью ивановских трав. Именно в эту ночь желающие могли обрести магические знания и предметы. Чтобы стать знахарем, необходимо было отправиться в лес, взяв с собой Васильевский огарок. Отыскав место, где растет наибольшее количество трав разных сортов, следовало очертиться огарком и ждать полуночи. "В полночь заговорят травы, и всякая трава начнет сказывать своим голосом, от какой она болезни лечит.

  • Слайд 20

    Купальские костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Обычно их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоемов, на холмах вблизи полей. Каждое поселение организовывало свой костер, иногда - несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого "живой огонь", получаемый путем трения. В ряде мест старика заменял парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

  • Слайд 21

    Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, метлы, колесные ободы и т.д. Как правило, центром костра служило дерево - сосна, ель, нередко с обрубленными сучьями или с отрубленной макушкой, - или шест, укрепленный в земле. На них вешали венки, старые веники, троицкие березки (петербургск.), цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки, обматывали ствол дерева лыком (петербургск.). В некоторых случаях костер представлял собой сложенные столбиком дрова, обложенные хворостом (псковск.).

  • Слайд 22

    Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

  • Слайд 23

    Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь. Прыгали поодиночке и парами. По поверью, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь не размыкая рук, то окружающие говорили, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым.

  • Слайд 24

    Гадание на венках обязательная традиция Купальской ночи

  • Слайд 25

    24 июня / 7 июля - день летнего солнцестояния

    • 24 июня / 7 июля отмечается день летнего солнцестояния, в христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
    • Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее. В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота.
  • Слайд 26

    29 июня / 12 июля – день Святых Петра и Павла (Петров день, Петровки)

    Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.

  • Слайд 27

    День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных "годовых" праздников. К нему, как правило, готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост), который, по мнению крестьян, "выдумали старые чертовки (тещи), скот собирать, да зятьев угощать", или священники, чтобы получать Петровщину - подать в виде зерна, масла, яиц; чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два-три дня; сибиряки объясняли: "севодне Петры, завтре Павлы"

  • Слайд 28

    В некоторых районах России Петров день отмечался и как праздник пастухов. В этот день с пастухами производился расчет: крестьянская община выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона. В Петербургской губ. эта плата, вторая по счету (первая производилась при заключении договора, последняя - по окончании), называлась Петровщиной. Соблюдался также обычай одаривать пастухов яйцами, хлебом и маслом; делали это, как правило, хозяйки.

  • Слайд 29

    Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли "рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого.

  • Слайд 30

    В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы . ". В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: "Петры-Павлы! Садитесь, хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба». Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.

  • Слайд 31

    Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течении ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами - в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.

  • Слайд 32

    К наиболее распространенным среди молодежи действиям относится обычай устраивать в ночь на Петров день обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды (при общем запрете на вкушение плодов нового урожая), заваливать окна, двери, ворота, возводить ("городить") из украденных вещей преграды на улицах поселений (отсюда и тульское название обычая - "городушник"), пугать население шумом и криком. Крестьяне, ожидая разгула молодежи, обычно не спали в течение ночи, сторожа свои усадьбы и стараясь не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. В Калужской губ. ритуальное воровство совершалось при непосредственном присутствии пожилых людей и детей, которые демонстративно рассаживались около своих домов, оповещая всех о том, что "стерегут" их. Утром следующего дня домохозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.

  • Слайд 33
    • Считали, что Петров день открывает вторую половину лета: "С Петрова дня - красное лето". Этот момент характеризуют, как свидетельствуют приметы, изменения в погоде: "Как придет Петро, так и будет тепло", "Петр-Павел жару прибавил"; а также поворот солнца на зиму: "Петр-Павел день убавил". Представление о наступлении нового сезона базируется и на основе наблюдений за птицами: после Петрова дня кукушка перестает куковать, а соловей петь. Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве.
    • В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих/женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора
  • Слайд 34
    • С началом страды (уборки хлебов) служили молебны пред иконой Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов» Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Спорительница хлебов".
    • Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоношения…
  • Слайд 35

    2 августа – Ильин день

    Славный пророк Илия почитался нашими предками распорядителем и благодетельных и грозных сил природы, особенно молний и грома. На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью. С Ильина дня воды стынут – конец купанию.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке