Презентация на тему "Масленица"

Презентация: Масленица
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Масленица" о праздниках. Презентация состоит из 36 слайдов. Для учеников 1-8 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.07 Мб.

Содержание

  • Презентация: Масленица
    Слайд 1

    Материал для классного часа или урока окружающего мира

    Цель: раскрыть особенности древнерусской культуры, познакомить с традициями русского народа, развивать творческие способности детей, речь, воспитать любовь к родной стране, ее культуре Предлагается во время знакомства с материалом включать русскую народную музыку; добавить народные игры. В зависимости от возраста можно разделить презентацию на части, знакомить учеников с материалом постепенно. В старших классах 4-8 кл. рекомендуется дать творческое дополнительное задание: подготовить сценки скоморохов, обыграть традиционные сценки масленичного гуляния, выучить песни, игры и другие задания по усмотрению учителя. Для 1-8 классов Учитель начальных классов Боева Елена Викторовна Тверская гимназия № 10

  • Слайд 2

    МАСЛЕНИЦА

    Празднование на Руси

  • Слайд 3

    Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту (Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем). Единственный языческий праздник признанный Православной церковью Народные приметы к этому дню: Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная. Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых. Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.

  • Слайд 4

    МАСЛЕНИЦАИСТОРИЯ

    Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны. День Мары Марены – Великой Богини Зимы и Смерти (Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля)В народе она была названа Кикиморой - одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день «Вздел Ярило зиму(т.е Марену!) на вилы».

  • Слайд 5

    МАСЛЕНИЦА

    Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели. Изначально Масленица – это буйный и разгульный праздник встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская церковь боролась с этим праздником, но не так смогла его победить, добившись только лишь выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.

  • Слайд 6

    Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и т.п. Отмечали масленицу с размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах. Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.

  • Слайд 7

    Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», - памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших. Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».

  • Слайд 8

    Каждый день масленичной недели имел свое название: Ввоскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости. И поскольку в масленичную неделю не ели мясо, последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо". Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.

  • Слайд 9

    Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Среда — «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

  • Слайд 10

    Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины. Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

  • Слайд 11

    Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".

  • Слайд 12

    Многие масленичные обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы. Холостые парни совершали обряд «выборонивания девок»: таскали борону вдоль домов. Считалось, что это поможет девкам скорее выйти замуж. Большое внимание во время масленицы уделялось молодоженам. Они участвовали в самых разнообразных ритуалах. Например, вытащат рано утром молодого мужа и зароют его в снег; а от жены требуют, чтобы она выкупила своего супруга блинами и разнообразными угощениями. После этого просят, чтобы молодые целовались столько, сколько захотят присутствующие.

  • Слайд 13

    В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.

  • Слайд 14

    МАСЛЕНИЦАПЕТРОВСКИЙМАСКАРАД

    А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

  • Слайд 15

    В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

  • Слайд 16

    На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

  • Слайд 17

    За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством. Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской

  • Слайд 18

    МАСЛЕНИЦАКАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ

    В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

  • Слайд 19

    МАСЛЕНИЦАМЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА

    Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

  • Слайд 20

    Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал маль., наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

  • Слайд 21

    Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака. Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой". Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".

  • Слайд 22

    МАСЛЕНИЦАПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ

    В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

  • Слайд 23

    Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.

  • Слайд 24

    МАСЛЕНИЦАКУЛАЧНЫЕ БОИ

    Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".

  • Слайд 25

    Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

  • Слайд 26

    Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".

  • Слайд 27

    МАСЛЕНИЦАБАЛАГАНЫ

    Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение. Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка".

  • Слайд 28

    Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

  • Слайд 29

    МАСЛЕНИЦАПоговорки про масленицу

    Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица семь дней гуляет. Масленица объедуха, деньгами приберуха. Это Масленица идет, блин да мед несет. Без блинов -не Масленица. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

  • Слайд 30

    МАСЛЕНИЦАЧУЧЕЛО

    Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

  • Слайд 31

    Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».

  • Слайд 32

    МАСЛЕНИЦАМАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

    А вот что происходило на Масленицу в Польше.Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также "кулиги" - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу "дьявольским изобретением"..

  • Слайд 33

    Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый врасплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей "жертве". Вообще следует сказать, что зрелище "кулиги" было впечатляющим

  • Слайд 34

    Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого.Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские.

  • Слайд 35

    Используемые сайты:

    http://www.arira.ru/den-mary-mareny.htm http://newyear-sachkov.ru/script/maslenitsa31-1.html http://moikompas.ru/compas/pancakeweek

  • Слайд 36

    МАСЛЕНИЦАМАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

    Пожалуй, только среди сладостей присутствовали особые масленичные "фавории", т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый "жирный четверг" – масленичный четверг, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке