Презентация на тему "Пастернак "Стихотворения Юрия Живаго""

Презентация: Пастернак "Стихотворения Юрия Живаго"
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Пастернак "Стихотворения Юрия Живаго" рассказывает о стихотворении, которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго». Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого.

Краткое содержание

  1. Гамлет
  2. На страстной
  3. Август
  4. Магдалина
  5. Гефсиманский сад
  6. Литература

Содержание

  • Презентация: Пастернак "Стихотворения Юрия Живаго"
    Слайд 1

    Борис Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго

  • Слайд 2

    Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» представляет собой заключительную главу романа «Юрий Живаго» и тематически и стилистически ориентирован на его главного героя, который, как писал Пастернак, «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским, и когда я теперь пишу стихи, я их пишу всегда в тетрадь этому человеку».

    Таким образом, читатель этих стихов должен для понимания текста знать этих поэтов. Кроме того, читатель должен представлять себе культуру и дух того времени, чтобы отследить привлекавшие Пастернака в молодом Маяковском «литургические параллели», «гамлетизм» и темы «Второго крещенья» Блока, есенинские образы и интонации.

    Надо отчетливо представлять, что культура и дух того времени пронизаны Православием, и без понимания православных терминов невозможно понять многое в русской литературе. Что значат «литургические параллели»? «Второе крещенье»? Попробуем разобраться.

  • Слайд 3

    Божественная Литургия – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви - Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»).

    Крещение – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение. После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

  • Слайд 4

    1. Гамлет

    Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.

  • Слайд 5

    На стыке мировой художественной и православной культур – стихотворение «Гамлет». Кто скажет, из какого произведения этот герой?

    «Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси».

    «…и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты», - слова Иисуса Христа из Евангелия от Марка.

    «всё тонет в фарисействе»

    Фарисейство – религиозное лицемерие; личина праведности и набожности, состояние честолюбивого самодовольства (часто неосознаваемое), основанное на невидении своей греховности и развивающееся при соблюдении церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним. Фарисеи – религиозное направление в Иудее времен Христа.

  • Слайд 6

    3. На страстной

    Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.

    Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и теплаЕще тысячелетье. Еще земля голым-гола,И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.

    И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботыВода буравит берега И вьет водовороты.И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

    А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке,Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.

    И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица —И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.

    И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфорИ вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.

    И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонариПсалтырь или Апостол.

    Но в полночь смолкнут тварь и плоть,Заслышав слух весенний,Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.

  • Слайд 7

    Псалтирь (от греч. Псалтирион – название струнного музыкального инструмента) – книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

    Во время вечерней службы, когда читается Псалтирь, гасятся все свечи и светильники. Это символизирует период трудностей в человеческой жизни. Поэтому образ мглы, темноты присутствует в стихотворении. И неспроста. Ведь речь идет о Страстной неделе.

    Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

    В Великую Пятницу совершается Чин погребения Плащаницы, описываемый в стихотворении Пастернака.

  • Слайд 8

    14. Август

    Как обещало, не обманывая,Проникло солнце утром раноКосою полосой шафрановоюОт занавеси до дивана.

    Оно покрыло жаркой охроюСоседний лес, дома поселка,Мою постель, подушку мокруюИ край стены за книжной полкой.

    Я вспомнил, по какому поводуСлегка увлажнена подушка.Мне снилось, что ко мне на проводыШли по лесу вы друг за дружкой.

    Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по-старому,Преображение Господне.

    Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора,И осень, ясная как знаменье,К себе приковывает взоры.

    И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,Нагой, трепещущий ольшаникВ имбирно-красный лес кладбищенский,Горевший, как печатный пряник.

    С притихшими его вершинамиСоседствовало небо важно,И голосами петушинымиПерекликалась даль протяжно.

    В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,Чтоб вырыть яму мне по росту.

    Был всеми ощутим физическиСпокойный голос чей-то рядом.То прежний голос мой провидческийЗвучал, нетронутый распадом:

    “Прощай, лазурь преображенскаяИ золото второго Спаса,Смягчи последней лаской женскоюМне горечь рокового часа.

    Прощайте, годы безвременщины!Простимся, бездне униженийБросающая вызов женщина!Я — поле твоего сраженья.

    Прощай, размах крыла расправленный,Полета вольное упорство,И образ мира, в слове явленный,И творчество, и чудотворство".

  • Слайд 9

    Фавор – гора в 9 километрах к юго-востоку от Назарета, место Преображения Господа Иисуса Христа.

    Преображение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый 19 августа. Посвящен воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, особым способом показал ученикам славу Своего Божества. Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна - и вместе с ними взошел на высокую гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. А когда проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время явились к Нему пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Необычайная радость охватила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Они встали и увидели Христа в обыкновенном обличье. По давней традиции на Руси в этот день совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, отчего сам праздник в народе именуется "Яблочным Спасом".

  • Слайд 10

    24. Магдалина

    У людей пред праздником уборка.В стороне от этой толчеиОбмываю миром из ведеркаЯ стопы пречистые твои.

    Шарю и не нахожу сандалий.Ничего не вижу из-за слез.На глаза мне пеленой упалиПряди распустившихся волос.

    Ноги я твои в подол уперла,Их слезами облила, Исус,Ниткой бус их обмотала с горла,В волосы зарыла, как в бурнус.

    Будущее вижу так подробно,Словно ты его остановил.Я сейчас предсказывать способнаВещим ясновиденьем сивилл.Завтра упадет завеса в храме,Мы в кружок собьемся в стороне,И земля качнется под ногами,Может быть, из жалости ко мне.

    Перестроятся ряды конвоя,И начнется всадников разъезд.Словно в бурю смерч, над головоюБудет к небу рваться этот крест.

    Брошусь на землю у ног распятья,Обомру и закушу уста.Слишком многим руки для объятьяТы раскинешь по концам креста.

    Для кого на свете столько шири,Столько муки и такая мощь?Есть ли столько душ и жизней в мире?Столько поселений, рек и рощ?

    Но пройдут такие трое сутокИ столкнут в такую пустоту,Что за этот страшный промежутокЯ до Воскресенья дорасту.

  • Слайд 11

    Мария Магдалина (I в.) – святая равноапостольная - одна из жен-мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, некогда исцеленная Им от страшного душевного недуга. Считается, что из нее были изгнаны 7 бесов. С её именем предание связывает обычай дарить на Пасху крашеные яйца. Представ перед императором Тиберием, святая воскликнула: "Христос воскресе!" - и поднесла ему в дар красное яйцо. Яйцо является символом возникновения жизни, а красный цвет знаменует возрождение наше Кровью Христовой.

  • Слайд 12

    25. Гефсиманский сад

    Мерцаньем звезд далеких безразличноБыл поворот дороги озарен.Дорога шла вокруг горы Масличной,Внизу под нею протекал Кедрон.Лужайка обрывалась с половины.За нею начинался Млечный Путь.Седые серебристые маслиныПытались вдаль по воздуху шагнуть.В конце был чей-то сад, надел земельный.Учеников оставив за стеной,Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,И был теперь как смертные, как мы.Ночная даль теперь казалась краемУничтоженья и небытия.Простор вселенной был необитаем,И только сад был местом для житья.И, глядя в эти черные провалы,Пустые, без начала и конца,Чтоб эта чаша смерти миновала,В поту кровавом он молил отца.Смягчив молитвой смертную истому,Он вышел за ограду. На землеУченики, осиленные дремой,Валялись в придорожном ковыле.Он разбудил их: «Вас Господь сподобилЖить в дни мои, вы ж разлеглись, как пластЧас Сына Человеческого пробил.Он в руки грешников себя предаст».И лишь сказал, неведомо откудаТолпа рабов и скопище бродяг,Огни, мечи и впереди — ИудаС предательским лобзаньем на устах.Петр дал мечом отпор головорезамИ ухо одному из них отсек.Но слышит: «Спор нельзя решать железом,Вложи свой меч на место, человек.Неужто тьмы крылатых легионовОтец не снарядил бы мне сюда?И, волоска тогда на мне не тронув,Враги рассеялись бы без следа.Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты».

  • Слайд 13

    Гефсимания – священное для всех христиан место. Здесь, в саду, часто проводил время со Своими учениками Иисус Христос, здесь он молился до кровавого пота перед Крестной кончиной. Здесь Он был предан Иудой Искариотом.

    «Библейский сюжет». Гефсиманский сад. Борис Пастернак/

  • Слайд 14

    Литература

    • Пастернак Б.Л. Избранное: Стихотворения. – М.: Дет. Лит., 2004. – 307 с.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке