Презентация на тему "А. Н. Островский "Гроза"" 10 класс

Презентация: А. Н. Островский "Гроза"
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "А. Н. Островский "Гроза" рассказывает о истории создания драмы "Гроза", жанровом своеобразии пьесы, основном конфликте, система художественных образов, значении имен в драме, городе Калинове и его обитателях, быте и нравах "темного цартва".

Краткое содержание

  1. Путешествие по Волге
  2. История создания драмы «Гроза»
  3. Жанровое своеобразие пьесы
  4. Основной конфликт
  5. Система художественных образов
  6. Значение имен в драме
  7. Город Калинов и его обитатели
  8. Быт и нравы «темного царства»
  9. Сделаем вывод

Содержание

  • Презентация: А. Н. Островский "Гроза"
    Слайд 1

    А.Н. Островский "Гроза"

    А.Н.Островский "Гроза"

  • Слайд 2

    Путешествие по Волге

    В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

  • Слайд 3

    История создания драмы «Гроза»

    Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза». «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов).

  • Слайд 4

    Жанровое своеобразие пьесы

    Драма:

    1) жанр;

    2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

    Особенность драмы:

    • конфликт,
    • членение сюжета на сценические эпизоды,
    • сплошная цепь высказываний персонажей,
    • отсутствие повествовательного начала.

  • Слайд 5

    Основной конфликт

    А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

  • Слайд 6

    Система художественных образов

    Литературные персонажи:

    «Темное царство»:

    • Кабанова Марфа Игнатьевна
    • Дикой Савел Прокофьич
    • странница Феклуша
    • мещанин Шапкин
    • служанка Глаща

    Жертвы «темного царства»:

    • Катерина
    • Борис
    • Кулигин
    • Варвара
    • Кудряш
    • Тихон
  • Слайд 7

    Значение имен в драме

    • Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.
    • Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.
    • Марфа – от арамейского: госпожа.
    • Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова.
    • Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).
    • Тихон – от греческого: удачный, спокойный.
  • Слайд 8

    Город Калинов и его обитатели

    Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостьюи жестокостью отличаются хозяева города.

    Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

  • Слайд 9

    Быт и нравы «темного царства»

    «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

    1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?

    2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

  • Слайд 10

    «Самодуры русской жизни»

    Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства».

    1. Что означает слово «самодур»?
    2. Каково ваше представление о Диком?
    3. Что является причиной необузданного произвола Дикого?
    4. Как он относится к окружающим?
    5. Уверен ли он в безграничности своей власти?
    6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.
  • Слайд 11

    Сделаем вывод

    Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

  • Слайд 12

    «Самодуры русской жизни»

    Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

    1. Каково ваше представление об этом персонаже?2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

  • Слайд 13

    Сделаем вывод

    • Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал
    • Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».
  • Слайд 14

    Молодые герои пьесы

    • Катерина
    • Борис
    • Тихон
    • Варвара
    • Кудряш

    Дайте характеристику каждому литературному герою.

  • Слайд 15

    Сделаем вывод

    • Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.
    • Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.
    • Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.
    • Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.
  • Слайд 16

    Борьба Катерины за счастье

    1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.3. В чем трагизм ее положения?4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

  • Слайд 17
    1. Прокомментируйте иллюстрацию к произведению.
    2. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?
    3. Почему она не вернулась к мужу?
    4. Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
    5. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

  • Слайд 18
    1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?
    2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?
    3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния.Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?
  • Слайд 19

    Смысл названия драмы «Гроза»

    • Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.
    • Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.
    • Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.
    • Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.
    • Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.
  • Слайд 20

    Финал пьесы

    1. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?
    2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
    3. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
    4. Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?
  • Слайд 21

    «Гроза» в русской критике

    • Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.
    • В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.
    • В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».
    • Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой». (Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

    Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке