Презентация на тему "ИКТ в работе учителя литературы"

Презентация: ИКТ в работе учителя литературы
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "ИКТ в работе учителя литературы" рассказывает о факторах, влияющих на содержание образования и его информационно-дидактический инструментарий, использовании средств ИКТ на уроках литературы разных типов, преимуществах учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением.

Краткое содержание

  1. Факторы, влияющие на содержание образования и его информационно-дидактический инструментарий
  2. Использование средств ИКТ на уроках литературы разных типов
  3. ИКТ на вступительных и обзорных уроках
  4. ИКТ на уроках анализа текста
  5. Преимущества учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением
  6. Алгоритм работы над проектом до защиты
  7. Виды проектной деятельности в литературном образовании с использованием ИКТ
  8. Алгоритм подготовки проекта ученического спектакля по изучаемому произведению
  9. Позитивные результаты использования средств ИКТ в литературном образовании

Содержание

  • Презентация: ИКТ в работе учителя литературы
    Слайд 1

    ИКТ в работе учителя литературы

    ИКТ в работе учителя литературы

  • Слайд 2

    Факторы, влияющие на содержание образования и его информационно-дидактический инструментарий

    • Внедрение новых информационных технологий и Интернета изменяют представление о содержании, методах, формах и средствах обучения и дают импульс к выработке новых педагогических технологий.
    • Изменяется роль учителя, причем в обучении с использованием Интернета наставник может быть виртуальным.
    • Мультимедийные средства и технологии обучения усиливают самостоятельность учащихся в приобретении знаний и умений, что меняет характер отношений между учителем и учеником.
    • Эффективность усвоения учебного материала все более зависит от дифференциации обучения и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
  • Слайд 3

    Противоречия, мешающие использованию ИКТ

  • Слайд 4

    Дифференциация обучения литературе с применением ИКТ способствует:

    • повышению умственного и литературного развития учащихся на основе выбора видов учебной деятельности по уровню сложности;
    • обучению школьников самостоятельному планированию результатов деятельности;
    • созданию индивидуальных образовательных траекторий, связанных с дифференциацией содержания, методов, организационных форм и средств обучения литературе;
    • оптимальной организации учебной деятельности учащихся с учетом их личностных характеристик (возраста, способностей, интересов, уровня подготовки и др.)
  • Слайд 5

    Использование средств ИКТ на уроках литературы разных типов

    • Вступительные и обзорные уроки.
    • Уроки обучения анализу текста.
    • Заключительные (обобщающие) уроки.
  • Слайд 6

    ИКТ на вступительных и обзорных уроках

    • Сочетание традиционных видов учебной деятельности с обращением к электронным библиотекам (поиск книг в одной и нескольких библиотеках http://www.ebdb.ru, тексты, записи голосов писателей, кинодокументы и др.), виртуальным музеям http://www.museum.ru и сайтам, посвященным отдельным писателям.
    • Отбор дидактического электронного материала (портреты, музыка, репродукции картин, изображения скульптур и архитектурных сооружений, фото-, видео и кинодокументы и т. п.), отражающего черты творчества писателя или главные характеристики историко-культурной эпохи.
    • Создание на основе средств ИКТ мультимедийных презентаций познавательного характера и методически грамотное их использование на уроке.
  • Слайд 7

    ИКТ на уроках анализа текста

    • Поисковая деятельность при работе с электронным текстом: поиск нужных реалий (имен, топонимов, деталей и т. п.)
    • Сопоставление текста с книжной графикой, театральными и киноинтерпретациями (с использованием электронных и Интернет-ресурсов).
    • Применение ИКТ в процессе реконструкции текста: составление различных комментариев (лексических, биографических, историко-культурных и др.) с использованием электронных и сетевых словарей http://slovari.yandex.ru и энциклопедий http://enc.mail.ruhttp://www.encyclopedia.ru
    • Составление интерактивных презентаций для анализа литературного текста, включающих гипертекстовые комментарии (к словам, понятиям, скрытым цитатам, выявляющим интертекстуальную природу художественного текста).
  • Слайд 8

    Преимущества учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением

    • Экономится время на поиск информации (электронные словари снабжены поисковой системой со строкой поиска).
    • Усвоение добытого самостоятельно знания (перевод внешнего воздействия во внутренний план – интериоризация), повышает уровень понимания материала учениками.
    • Усвоение знаний и развитие умений на основе ИКТ формирует навыки исследовательской работы, как практические (работа с электронными словарями), так и теоретические (поиск информации, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и предъявление).
    • Работа со справочной литературой в электронном формате вызывает повышенный интерес школьников.
  • Слайд 9

    Дидактические приоритеты на уроках анализа текста с использованием электронной образовательной среды

    • Использование методики поиска по электронному тексту и ее соотнесение с задачами урока и проектированием деятельности каждого ученика.
    • Формирование лингвистической и культурологической эрудиции учащихся в процессе составления комментариев разных видов, что позволяет углубить понимание литературного текста школьниками.
    • Использование компьютерного гипертекста для презентации интертекстуальных связей произведения, что помогает осмыслить внутрипредметный контекст, обогащает читательский опыт и культурную память.
  • Слайд 10

    ИКТ на заключительных (обобщающих) уроках

    • Повторение и обобщение знаний на новом качественном уровне, в новой учебной ситуации.
    • Применений технологий обучения, максимально реализующих самостоятельность школьников, умение работать в паре, в группе, выполнять индивидуальные задания.
    • Саморефлексия и осмысление собственных учебных результатов (что узнал? чему научился? зачем это нужно?).
    • Умение предъявлять результаты индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
  • Слайд 11

    Алгоритм работы над проектом до защиты

    • Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
    • Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
    • Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
    • Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
    • Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
    • Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
    • Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
    • Подготовка проекта к защите. Создание компьютерной презентации.
    • Защита проекта.
    • Подведение итогов, прогнозирование развития полученных результатов.
  • Слайд 12

    Содержание Интернет-ресурсов для подготовки учебных проектов

    • текстовая информация (электронные тексты и гипертексты литературных произведений; записи авторского и актерского чтения);
    • зрительная наглядность (портреты, автопортреты и рисунки писателей; фотографии писателей и их окружения; изображения памятников писателям; репродукции произведений изобразительного искусства, книжная графика);
    • аудиоматериалы (песни и романсы на стихи поэта; фрагменты музыкальных произведений на литературные сюжеты);
    • видеоматериалы (видеозаписи фильмов и спектаклей на сюжеты литературных произведений, виртуальные экскурсии по музеям и местам пребывания писателей).
  • Слайд 13

    Виды проектной деятельности в литературном образовании с использованием ИКТ

    • Электронный сборник произведений одного автора, нескольких авторов на общую тему, авторов определенной литературной эпохи (поиск и отбор текстов, название сборника, вступительная статья, иллюстрации, звукозаписи голосов писателей, песен на стихи поэтов)
    • Электронный альбом, посвященный произведению или писателю (портреты, цитаты, изображения литературных мест, книжная графика).
    • Заочная электронная экскурсия по литературным местам (текст, фотографии, видео- и звукозаписи).
    • Ученический спектакль по произведению или поэтическая композиция с использованием электронных ресурсов (звуко- и видеозаписей, шумовых эффектов).
    • Проекты с использованием творческих работ учащихся в электронном формате (текстов, рисунков, фотографий, звукозаписей исполнения литературных и музыкальных произведений и т. п.)
  • Слайд 14

    Алгоритм подготовки проекта ученического спектакля по изучаемому произведению

    • Создание текста инсценировки (если представлено эпическое произведение) или выбор фрагмента драматического произведения («литераторы»).
    • Распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»: определение возраста героя, его внешности, костюма, мимики, жестов, интонаций: знакомство с Интернет-спектаклями, фотографиями актеров в сценических костюмах («актеры»);
    • Оформление сцены: реквизит, декорации, фото- и видеоматериалы Интернета («художники»);
    • Звуковое сопровождение спектакля (звукозаписи, использование Интернет-коллекции шумовых эффектов («звукорежиссеры»);
    • Разработка мизансцен («развод» «актеров», сценическое движение и др.), которую школьники-«режиссеры» могут сделать с помощью учителя.
  • Слайд 15

    При подготовке презентации для защиты учебного проекта необходимо учитывать:

    • содержание литературной темы;
    • объем презентации и ее продолжительность на уроке;
    • дифференцированное распределение учебных задач при коллективной подготовке:
    • слайдов, содержащих лексические и историко-культурные комментарии;
    • слайдов, реализующих интертекстуальные связи изучаемого произведения;
    • слайдов, представляющих произведения изобразительного искусства;
    • целесообразность включения в презентацию звуковых и видеоматериалов и т. п.
    • содержательный и эстетический аспекты предъявления учебного материала.
  • Слайд 16

    Алгоритм защиты проекта, представленного в виде мультимедийной презентации

    • Комментарий к названию (теме) проекта.
    • Обоснование отбора содержания: текстового, графического, видео- и аудиоматериалов.
    • Пояснения композиции презентации, логики ее навигации (последовательности) и дизайн-решения с учетом замысла и художественной задачи авторов.
    • Аргументация целесообразности собственных содержательных и дизайн-решений.
    • Предъявление наиболее значимых результатов проектной деятельности.
  • Слайд 17

    Условия, повышающие эффективность использования электронной образовательной среды

    • Структура подачи информации учителем и организация ее поиска в Интернете должна соответствовать концепции урока и методической логике познавательного процесса.
    • Необходимо учитывать ограниченный объем знаний учителя и потенциальную содержательную безграничность Интернет-среды, а также одинаковую доступность этих ресурсов и для учителя, и для ученика.
    • Диагностика «точек непонимания» текста конкретными учениками помогает организовать работу с электронными и Интернет-ресурсами дифференцированно.
    • Развитие критического мышления, мотивация содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды способствует развитию информационной культуры, предостерегает от подражания стереотипам массового сознания, культивируемым СМИ.
  • Слайд 18

    Позитивные результаты использования средств ИКТ в литературном образовании

    • Формирование информационной компетенции и инфор-мационной культуры старшеклассников (выработка и развитие навыков владения средствами ИКТ с учетом специфики предмета).
    • Развитие умения проявить в инструментальных возмож-ностях компьютера общую культуру, аксиологические и эстетические ориентации, формирующиеся при изучении предметов гуманитарного цикла.
    • Воспитание чувства прекрасного в процессе отбора, использования и создания мультимедийных материалов.
    • Совершенствование умений находить, отбирать и оценивать Интернет-ресурсы, применяемые в процессе изучения литературы, «фильтровать» нежелательную информацию, делая Интернет безопасной, содержательно и эстетически значимой информационной средой.
  • Слайд 19

    Контактная информация

    Беляева Наталья Васильевна, д.п.н., засл. учитель РФ, лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО.

  • Слайд 20

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке