Презентация на тему "Библейские сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина" 10 класс

Презентация: Библейские сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.6
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Библейские сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина М.Е." комплексно рассматривает сказки Щедрина в контексте их взаимосвязи с библейскими заповедями.

Краткое содержание

  • Определить связующую нить между сказками Салтыкова-Щедрина и Библией.
  • Найти в сказках выражения, ставшие крылатыми.
  • Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
  • Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
  • Создать мультимедийный проект.

Содержание

  • Презентация: Библейские сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Слайд 1

    Библейские сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • Слайд 2

    Цели проекта

    • Определить связующую нить между сказками Салтыкова-Щедрина и Библией.
    • Найти в сказках выражения, ставшие крылатыми.
    • Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
    • Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
    • Создать мультимедийный проект.
  • Слайд 3

    История создания сказок

    Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов ХIХ века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма.

    Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1883-1886 годов. Публиковать сказки удавалось с большим трудом и часто в искажённом виде. Большинство сказок, по приказу цензуры не допускалось к печати. Об этом свидетельствуют письма сатирика. Писатель задумал выпустить «Сказки» в виде дешёвых трёхкопеечных брошюр. Но это издание было запрещено. Многие сказки печатались нелегально за границей и в России. Всего М.Е.Салтыков-Щедрин написал 32 сказки. Их появление стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.

  • Слайд 4

    Особенности сказок М.Е Салтыкова-Щедрина

    В работе над сказками М.Е.Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А.Крылова, на традиции западноевропейской сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с злободневной политической действительностью. Писатель изображает не добрых и злых сказочных героев, а противостояние двух социальных сил: трудовой народ и его эксплуататоров. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»).

  • Слайд 5

    Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноимённой сказки. Благодаря Коняге растёт хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца этой работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» - восклицает сатирик. При этом Щедрин скорбит о смирении народа перед угнетателями, горько иронизирует над героями за то, что позволяют унижать себя и обижать. Не затемняют политического смысла сказок Салтыкова-Щедриназачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок. Они только создают комический эффект. Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные обороты: присказки, постоянные эпитеты – но и пословицы, поговорки. («Не давши слова – крепись, а давши – держись!», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства» и другие). Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие приёмы художественного изображения как ирония, гипербола, гротеск.

  • Слайд 6

    Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие приёмы художественного изображения как ирония, гипербола,гротеск. Сам писатель подчёркивал: «Если в моих сочинениях и обретается что-либо ясное, то никак уж не мысль, а только разве манера… Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, озабочен не столько предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Ещё древний Эзоп занимался таким обдумывание, за ним множество других шло по его следам». Приёмы художественного преувеличения, фантастики, иносказания определяют «эзопов язык» сатирика, рассчитанный не на детей. Не случайно писатель назвал свой сборник «Сказки для детей изрядного возраста»

  • Слайд 7

    Элементы фольклора

    В некотором царстве, в некотором государстве; жил-был; в некотором селе.

    Сказано-сделано; лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться; жил-дрожал, и умирал-дрожал; по правде жить оглядываючись надо; покуда он будет вмещать сокровища, никакая палка его не сокрушит; словно у Христа за пазухой; плетью обуха не перешибёшь; делай своё дело, бди!

  • Слайд 8

    Свод правил человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину)

    1. Люби маменьку
    2. К старшим почтение имей
    3. Учись прилежно
    4. Веди себя скромно
    5. Почитай друг друга
    6. Верь до конца в свою религию
    7. Будь воспитанным
    8. Не обманывай
  • Слайд 9

    Заповеди из сказок

    1. Люби бога и люби ближнего,как самого себя.
    2. Молись за ближних.
    3. Не лги.
    4. Не сквернословь.
    5. Не убей.
    6. Не обсуждай других.
    7. Не укради.
  • Слайд 10

    Заповеди Божии

    1. Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши дела добрые.
    2. Не убий, кто убьёт, подлежит суду.
    3. Не прелюбодействуй.
    4. Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    5. Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся.
    6. Люби ближнего своего как самого себя.
    7. Когда творишь милостыни, пусть левая рука твоя не знает,
    8. что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне.
    9. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы.
    10. Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам.
    11. Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
  • Слайд 11

    Заповеди, составленные Д.С.Лихачёвым

    1. Не убий и не начинай войны.
    2. Не помысли народ свой врагом других народов.
    3. Не укради и не присваивай труды брата своего.
    4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
    5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
    6. Чти природу как матерь свою.
    7. Чти родителей и прародителей своих.
    8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
    9. Пусть живёт всё живое, мыслится всё мыслимое.
    10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободой.
  • Слайд 12

    Выводы: Связующая нить между «Сказками» и Библией

    Изучая данную тему, мы пришли к выводу, что сказки Салтыкова-Щедрина тесно связаны с Библией. Многие образы, сюжеты, выражения, заповеди мы встречаем и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина и в книге всех книг, Библии. Это свидетельствует о том, что проблемы, поднятые сатириком в сказках, вечные, как вечна сама жизнь.

  • Слайд 13

    Выводы

    Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину,когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу. Н.В.Гоголь

  • Слайд 14

    «Чего со мною не делали! И вырезывали, и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявляли, что я – вредный, вредный, вредный…»М.Е.Салтыков-Щедрин «Мелочи жизни»

  • Слайд 15

    Информационное обеспечение

    1. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
    2. Библейские легенды.
    3. М.Горячкина «Боевая сатира»
    4. С Макашин, «Салтыков Щедрин. Середина пути», М. «Художественная литература», 1989
    5. Интернет-ресурсы
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке