Презентация на тему "Техническое творчество и основы конструирования" 9 класс

Презентация: Техническое творчество и основы конструирования
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Техническое творчество и основы конструирования" помогает в исследовании и применении технологий изготовления моделей из ненужных вещей, изучить литературные и электронные источники информации, развить навыки самостоятельной исследовательской работы у учащихся.

Краткое содержание

  1. Цель урока
  2. Задачи урока
  3. Конструирование моделей
  4. Альтернативные варианты креативных подделок
  5. Экологическое обоснование
  6. Компоновка планетохода A-54a
  7. Экономические расчеты
  8. Рекламный проспект
  9. Самооценка проекта

Содержание

  • Презентация: Техническое творчество и основы конструирования
    Слайд 1

    "Техническое творчество и основы конструирования"

    9 класс.

    Автор: Горбунов Олег Фёдорович, учитель технологии МБОУ СОШ школа №122 г. Екатеринбург.

  • Слайд 2

    Цель урока:

    Исследование и применение технологии изготовления моделей из ненужных вещей.

  • Слайд 3

    Задачи:

    • Изучить литературные и электронные источники информации.
    • Развить навыки самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
    • Изучить вехи освоения космоса
    • Исследовать экологической проблемы, связанной с ненужными вещами.
    • Создать собственный продукт:

    а. Модель «Планетохода»б. Электронную презентацию по теме проекта

    • Воспитание технологической культуры труда на примере работы над практической частью проекта.
  • Слайд 4

    Конструирование моделей - это построение и изучение моделей реально существующих объектов.

  • Слайд 5

    Вашему вниманию предлагается проект, макет космического аппарата планетоход, который изготовлен из ненужных вещей, что называется, "из хлама".

  • Слайд 6

    Альтернативные варианты креативных поделок

    • Планетоход из компьютерных деталей
    • Луноход-1
  • Слайд 7

    Луноходы с астронавтами

    Луноходы с астронавтами

  • Слайд 8

    Планетоход, предназначенный для изучения Марса.

  • Слайд 9

    Спутники

    Спутники

  • Слайд 10

    2011 год был объявлен в Российской Федерации Годом российской космонавтики.

    • Гагарин Юрий Алексеевич
    • Первый советский "Луноход-1"
  • Слайд 11

    Экологическое обоснование

    Экологическое обоснование

    В последнее время экологи бьют тревогу: Земля захламлена человеком. Вокруг городов и в самих населённых пунктов - свалки. Эта проблема требует решения.

    ПОМНИ: Бумага разлагается 2 года; жестяная консервная банка - 90 лет; алюминиевая банка из-под колы - 500 лет, для распада стекла нужно более 1000 лет!

  • Слайд 12

    Компоновка планетохода "Планетохода А-54а"

    1. Блок колес, шасси2. Герметичный приборный отсек3. Грунтозаборное устройство (в сложенном положении)4. Магнитометр5.Анализатор химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложенном положении6.Телевизионная камера с блендой и противопылевой крышкой7.Оптический уголковый отражатель8.Панорамная телефотокамера горизонтального и вертикального обзора9. Остронаправленная антенна10. Солнечная батарея (преобразует энергию солнечного излучения в электроэнергию для подзарядки химических батарей)

  • Слайд 13

    Технологическая карта изготовления модели

    Технологическая карта изготовления модели

    Монтаж блока колес, шасси Мотор-колесо.

    Крепление грунтозаборного устройства (в сложенном положении).

  • Слайд 14

    Монтаж анализатора химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложен-ном положении

    Установка оптического уголкового отражателя.

  • Слайд 15

    Крепление магнитометра.

    Монтаж панорамной телефотокамеры горизонтального и вертикального обзора.

  • Слайд 16

    Экономические расчёты

    Так как свою модель делали из ненужных вещей, стоимость материала не берём во внимание.

    Затраты на электроэнергию:

    При изготовлении модели пользовались сверлильным станком и расходовали электроэнергию. Время работы сверлильного станка примерно – 2 часа

    • Мощность станка – 2,2 кВт.
    • Условная цена 1 кВт. Эмаль (KU-1018) ч. – 2 руб.
    • Стоимость электроэнергии равна:

    С= 2,2 Х 2 Х 2 = 8,80 руб.Соб = 8,80 Х 12 = 105,60 руб.

    При покраске изделия использовали Эмаль (KU-1018). Стоимость одного баллончика эмали – 185 рублей

    Общие затраты составили:

    • С общ = 185+105,60 = 290,60 руб.
  • Слайд 17

    Рекламный проспект

    Рекламный проспект

    На большом космодроме компании происходят последние приготовления к запуску ракеты. Готовится экспедиция на Луну. Для передвижения по лунной поверхности необходим планетоход. После долгих научных исследований полет на луну осуществлен! Наконец-то в фирме "Яхонты" прекрасные новости. Запуск космического планетохода с Космодрома прошел удачно, позволив высадиться на луне планетоходу.

  • Слайд 18

    Окончательная сборка и покраска модели

    Окончательная сборка и покраска модели

  • Слайд 19

    Самооценка проекта

    Самооценка проекта

    Конечно, этот " Планетоход " - не точная копия того, настоящего. Но делать его было интересно. Иногда что-то не получалось с соединением деталей, надо было искать технологические решения Думаю, что в осуществлении проекта и воплощении его в жизнь, поставленные цели и задачи выполнили.

  • Слайд 20

    Спасибо за внимание.

  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
Посмотреть все слайды

Конспект

МБОУ СОШ школа №122

Конспект и презентация к уроку технологии по разделу: "Техническое творчество и основы конструирования". 9класс

Автор: Горбунов Олег Фёдорович

Учитель технологии МБОУ СОШ школа №122 г. Екатеринбург

Методическая разработка урока по разделу: "Техническое творчество и основы конструирования". 9класс

Учитель технологии Горбунов О. Ф. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №122 г. Екатеринбург (Слайд 1)

Тема урока: «Основы конструирования»

Цель урока: «Исследование и применение технологии изготовления моделей из ненужных вещей на примере планетохода». (Слайд 2)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Воспитание технологической культуры труда на примере работы над практической частью проекта;

Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.

Изучить литературные и электронные источники информации;

Систематизировать и обобщить найденный материал;

Изучить вехи освоения космоса;

Исследование экологической проблемы, связанной с ненужными вещами;

Научиться подбирать материал и инструмент для работы;

Создать собственный продукт:

Изготовить модель

Электронную презентацию по теме проекта. (Слайд 3)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, инструменты и материалы.

Дидактическое обеспечение:

Готовые образцы моделей, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстрационный, самостоятельная (практическая) работа

Межпредметные связи:

  • физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;
  • математика: геометрические фигуры, единицы измерения;
  • астрономия: история освоения космоса
  • черчение: графические операции, чтение сборочных чертежей;
  • технология: Основы конструирования, методы решения конструкторских задач

Ход урока:

Организационный момент;

Здравствуйте, ребята. Сегодня цель нашего урока «Исследование и применение технологии изготовления моделей из ненужных вещей на примере планетохода». Почему космического? Потому что 2011 год - это юбилейный космический год: 50 лет первого полёта человека в Космос. Причём, нашего соотечественника - Юрия Алексеевича Гагарина.

Таким образом, объектом нашего исследования стала технология изготовления моделей ИЗ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ, а предметом исследования - изготовление модели " Планетохода ".

Конструирование моделей – это построение и изучение моделей реально существующих объектов. (Слайд 4)

Что такое хлам? Это настоящий философский вопрос! Пытаться определить, является ли хламом тот или иной предмет – дело безнадежное. Для кого-то кучка старых ржавых винтиков, принесенных неизвестно откуда – это определенно хлам, в то время как для творческого человека – это настоящее сокровище, которое в магазине даже по нынешним временам не купишь. В каждом доме есть вещи, которые используются редко, есть те, что не пригодятся никогда. Они просто лежат и лежат, иногда еще душу греют, порой даже не греют. Можно ввести радикальное определение хлама. Хлам – это то, что не используется никогда, лежит мертвым грузом выбрасывать жалко, может быть, еще пригодятся, и отправляются эти вещи в гаражи и кладовки в ожидании практического применения.

Вторичный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из вторичного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление моделей требует ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. (Слайд 5)

Альтернативные варианты;

Планетоход из компьютерных деталей Луноход-1

Чтобы ненужные вещи обрели вторую жизнь, в ход пойдёт всё, в школе много старого списанное оборудование, а у отца гаражный хлам. (Слайд 6-9)

Из истории освоения космоса;

image4.jpgОблетев Землю в корабле-

спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!

Гагарин Юрий Алексеевич

В 2011 году весь мир отметил 50-летие первого полёта человека в космос- гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества гражданин Советского Союза Юрий Гагарин совершил космический полёт на корабле "Восток". Облетев земной шар, он благополучно вернулся на Землю. Эти 108 минут вокруг планеты, всего один виток, явились одним из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. Юрий Гагарин открыл путь во Вселенную. 2011 год был объявлен в Российской Федерации Годом российской космонавтики.

Первый полёт на Луну.

Луна, как самый ближайший сосед Земли, давно манила к себе человека. О ней люди к началу космической эры знали довольно много. Но этих знаний явно было недостаточно, так как по-прежнему оставалось ещё много неразгаданных вопросов: какова обратная сторона Луны, можно ли ступить на её поверхность, не покрыта ли она льдом и т.д. Непосредственное изучение Луны стало возможно лишь с появлением космической техники. Сразу после запуска первого искусственного спутника земли, С.П. Королёв поручил проектному отделу во главе с М.К. Тихонравовым перейти к созданию таких аппаратов. Кроме того, нужно было создать специальные измерительные приборы и контейнеры, обеспечивающие нормальную работу приборов в условиях космического полёта. Чтобы решить проблему фотографирования поверхности Луны, требовались совершенно новые системы для передачи её изображения.

Первый советский "Луноход-1"

image5.jpgАвтономный, дистанционно управляемый луноход состоял из герметичного корпуса и безрамной ходовой части из восьми колёс. К основанию усечённого герметичного корпуса крепилось четыре блока по два колеса. У каждого колеса был индивидуальный привод с электродвигателем, независимая подвеска с амортизатором. Аппаратура лунохода размещалась внутри корпуса: радиотелевизионная система, батареи электропитания, средства терморегулирования, управление луноходом, научная аппаратура. На верхней части корпуса находилась поворотная крышка, которая могла располагаться под разными углами для лучшего использования солнечной батареи. Для этого на её внутренней поверхности находились элементы солнечной батареи. На внешней поверхности аппарата размещались антенны, иллюминаторы телевизионных камер, солнечный компас и другие приборы.

Целью путешествия было получение множества интересующих науку данных: о радиационной обстановке на Луне, наличии и интенсивности источников рентгеновских излучений, химическом составе грунта и т.д. Передвижение лунохода осуществлялось посредством установленных на аппарате датчиков и уголкового отражателя, входящего в систему лазерного координирования. "Луноход-1" функционировал свыше 10 месяцев, что составило 11 лунных дней. За это время он прошёл по лунной поверхности примерно 10,5 км. Маршрут лунохода пролегал через район Моря Дождей. (Слайд 10)

Экологическое обоснование;

В последнее время экологи бьют тревогу: Земля захламлена человеком. Вокруг городов и в самих населённых пунктов - свалки. Эта проблема требует решения. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. Каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем на улицах горы мусора повсюду. Проблема мусора считается экологической проблемой номер один.

ПОМНИ:

Бумага разлагается 2 года; жестяная консервная банка - 90 лет; алюминиевая банка из-под колы - 500 лет, для распада стекла нужно более 1000 лет!

А все ли отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать. Оказалось, что часть отходов можно использовать вторично самим. Из "хлама" строят садовые домики (к примеру, из пластиковых бутылок). В какой-то европейской столице из металлического хлама сделаны художественные композиции на улицах (инсталляции). Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии, выдумки. Действительно у ненужных вещей может быть вторая жизнь, из них можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу, но и сэкономят бюджет. (Слайд 11)

Текущий инструктаж:

Формы организации учебной деятельности:

Коллективная (звеньевая) 3-4чел.

Самостоятельная работа:

На примере работы над практической частью «Планетохода»;

Изучение компоновки планетохода

Изучение технологической карты изготовления модели

Практическая работа учащихся в группах.

Правила безопасной работы

Компоновка планетохода; (Слайд 9)

image6.jpg

Блок колес, шасси

Герметичный приборный отсек

Грунтозаборное устройство (в сложенном положении)

Магнитометр

Анализатор химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложенном положении

Телевизионная камера с блендой и противопылевой крышкой

Оптический уголковый отражатель

Панорамная телефотокамера горизонтального и вертикального обзора

Остронаправленная антенна

Солнечная батарея (преобразует энергию солнечного излучения в электроэнергию для подзарядки химических батарей). (Слайд 12)

Технологическая карта изготовления модели; (Слайд 13-15)

п/п

Последовательность выполнение работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления и материалы

1

Монтаж блока колес, шасси

Мотор-колесо.

image7.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

2

Крепление грунтозаборного устройства (в сложенном положении).

image8.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

3

Монтаж герметичного приборного отсека.

image9.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

4

Подготовка отверстий для крепежа

image1.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

5

Монтаж анализатора химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложенном положении

image10.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

6

Установка оптического уголкового отражателя.

image11.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

7

Крепление магнитометра.

image12.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

8

Монтаж панорамной телефотокамеры горизонтального и вертикального обзора.

image13.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

9

Окончательная сборка и покраска модели.

image14.png

Монтажный и слесарный инструмент, Эмаль (KU-1018)

Экономические расчёты модели" Планетохода"; (Слайд 16)

Так как свою модель мы делал из ненужных вещей, стоимость материала мы не брал во внимание.

Затраты на электроэнергию

При изготовлении модели мы пользовались сверлильным станком и расходовали электроэнергию. Время работы сверлильного станка примерно – 2 часа

Мощность станка – 2,2 кВт.

Условная цена 1 кВт. Эмаль (KU-1018) ч. – 2 руб.

Стоимость электроэнергии равна:

  • С = 2,2 Х 2 Х 2 = 8,80 руб.
  • Соб = 8,80 Х 12 = 105,60 руб.

При покраске изделия я использовал Эмаль (KU-1018). Стоимость одного баллончика эмали – 185 рублей

Общие затраты составили:

С общ = 185+105,60 = 290,60 руб.

Рекламный проспект; (Слайд 17)

На большом космодроме компании "Яхонты" происходят последние приготовления к запуску ракеты. Готовится экспедиция на Луну. Для передвижения по лунной поверхности необходим планетоход. После долгих научных исследований полет на луну осуществлен! Наконец-то в фирме "Яхонты" прекрасные новости. Запуск космического планетохода с Космодрома "Яхонты" прошел удачно, позволив высадиться на луне планетоходу "А-54а". Благополучно приземлившись на поверхность спутника земли, " Планетоход А-54а" отправляется исследовать местные породы с целью сбора опытных образцов. Чтобы привезти на космодром частички горных пород луны для их самого подробного изучения. Космический аппарат для покорения луны оснащен 4-мя большими колесами, позволяющими ему преодолевать сложные отрезки пути, и грунтозаборным устройством, при помощи которого " Планетоход А-54а" собирает образцы лунной породы. Антенна для приема сигналов и спутник органично его дополняют. " Планетоход А-54а" является одной из последних разработок компании «Яхонты» он позволит помочь в исследовании доселе неизведанного мира внеземных материй.

" Планетоход А-54а"

Подведение итога урока; (Слайд 18-20)

Вообще, представить современную жизнь без достижений в ракетостроении и космонавтике невозможно. Ведь благодаря освоению ближнего космоса в наши дни вокруг Земли вращаются всевозможные спутники разного назначения. С помощью научных спутников учёные наблюдают за небесными телами. Конечно, наш " Планетоход " - не точная копия того, настоящего. Но делать его нам было интересно. Иногда что-то не получалось с соединением деталей, надо было искать технологические решения. Хотелось, чтобы наш космический аппарат имел максимальную оснастку для "работы" в Космосе. Наш проект может быть использован в качестве учебного пособия на уроках физики, астрономии при изучении соответствующих тем, на занятиях кружков и секций, элективных курсов связанных с моделированием. Проект может быть предложен в качестве самостоятельного источника информации для подготовки сообщений учащимися. Электронная презентация проекта может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении соответствующих тем и в смежных дисциплинах, таких, как астрономия, география, экология; на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Домашнее задание:

Выбор модели проектного изделия;

Выполнение чертежей модели.

Используемая литература: (Слайд 21-23)

1. «Творческий проект учащихся 5-9 классов»/ под ред. В.Д. Симоненко, Брянск, 1996 год

2. Леонтьев Д.П. Сделай сам, 1978 год.

3. Трудовое обучение: Учебное пособие для средней школы

4. Энциклопедический словарь юного техника. Б.В.Зубков, С.В.Чумаков, 1990 год.

5. Тарасов Б.В.Самоделки школьника, 1977 год.

6. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить, 1990 год.

7. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия. М., Эксмо, 2011 год

8. Майкл Горн "НАСА: Полная иллюстрированная история" М."Эксмо", 2010

9. "Космос" "Белфакс", 2008

МБОУ СОШ школа №122

Конспект и презентация к уроку технологии по разделу: "Техническое творчество и основы конструирования". 9класс

Автор: Горбунов Олег Фёдорович

Учитель технологии МБОУ СОШ школа №122 г. Екатеринбург

Методическая разработка урока по разделу: "Техническое творчество и основы конструирования". 9класс

Учитель технологии Горбунов О. Ф. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №122 г. Екатеринбург (Слайд 1)

Тема урока: «Основы конструирования»

Цель урока: «Исследование и применение технологии изготовления моделей из ненужных вещей на примере планетохода». (Слайд 2)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Воспитание технологической культуры труда на примере работы над практической частью проекта;

Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.

Изучить литературные и электронные источники информации;

Систематизировать и обобщить найденный материал;

Изучить вехи освоения космоса;

Исследование экологической проблемы, связанной с ненужными вещами;

Научиться подбирать материал и инструмент для работы;

Создать собственный продукт:

Изготовить модель

Электронную презентацию по теме проекта. (Слайд 3)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, инструменты и материалы.

Дидактическое обеспечение:

Готовые образцы моделей, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстрационный, самостоятельная (практическая) работа

Межпредметные связи:

  • физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;
  • математика: геометрические фигуры, единицы измерения;
  • астрономия: история освоения космоса
  • черчение: графические операции, чтение сборочных чертежей;
  • технология: Основы конструирования, методы решения конструкторских задач

Ход урока:

Организационный момент;

Здравствуйте, ребята. Сегодня цель нашего урока «Исследование и применение технологии изготовления моделей из ненужных вещей на примере планетохода». Почему космического? Потому что 2011 год - это юбилейный космический год: 50 лет первого полёта человека в Космос. Причём, нашего соотечественника - Юрия Алексеевича Гагарина.

Таким образом, объектом нашего исследования стала технология изготовления моделей ИЗ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ, а предметом исследования - изготовление модели " Планетохода ".

Конструирование моделей – это построение и изучение моделей реально существующих объектов. (Слайд 4)

Что такое хлам? Это настоящий философский вопрос! Пытаться определить, является ли хламом тот или иной предмет – дело безнадежное. Для кого-то кучка старых ржавых винтиков, принесенных неизвестно откуда – это определенно хлам, в то время как для творческого человека – это настоящее сокровище, которое в магазине даже по нынешним временам не купишь. В каждом доме есть вещи, которые используются редко, есть те, что не пригодятся никогда. Они просто лежат и лежат, иногда еще душу греют, порой даже не греют. Можно ввести радикальное определение хлама. Хлам – это то, что не используется никогда, лежит мертвым грузом выбрасывать жалко, может быть, еще пригодятся, и отправляются эти вещи в гаражи и кладовки в ожидании практического применения.

Вторичный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из вторичного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление моделей требует ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. (Слайд 5)

Альтернативные варианты;

Планетоход из компьютерных деталей Луноход-1

Чтобы ненужные вещи обрели вторую жизнь, в ход пойдёт всё, в школе много старого списанное оборудование, а у отца гаражный хлам. (Слайд 6-9)

Из истории освоения космоса;

image4.jpgОблетев Землю в корабле-

спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!

Гагарин Юрий Алексеевич

В 2011 году весь мир отметил 50-летие первого полёта человека в космос- гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества гражданин Советского Союза Юрий Гагарин совершил космический полёт на корабле "Восток". Облетев земной шар, он благополучно вернулся на Землю. Эти 108 минут вокруг планеты, всего один виток, явились одним из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. Юрий Гагарин открыл путь во Вселенную. 2011 год был объявлен в Российской Федерации Годом российской космонавтики.

Первый полёт на Луну.

Луна, как самый ближайший сосед Земли, давно манила к себе человека. О ней люди к началу космической эры знали довольно много. Но этих знаний явно было недостаточно, так как по-прежнему оставалось ещё много неразгаданных вопросов: какова обратная сторона Луны, можно ли ступить на её поверхность, не покрыта ли она льдом и т.д. Непосредственное изучение Луны стало возможно лишь с появлением космической техники. Сразу после запуска первого искусственного спутника земли, С.П. Королёв поручил проектному отделу во главе с М.К. Тихонравовым перейти к созданию таких аппаратов. Кроме того, нужно было создать специальные измерительные приборы и контейнеры, обеспечивающие нормальную работу приборов в условиях космического полёта. Чтобы решить проблему фотографирования поверхности Луны, требовались совершенно новые системы для передачи её изображения.

Первый советский "Луноход-1"

image5.jpgАвтономный, дистанционно управляемый луноход состоял из герметичного корпуса и безрамной ходовой части из восьми колёс. К основанию усечённого герметичного корпуса крепилось четыре блока по два колеса. У каждого колеса был индивидуальный привод с электродвигателем, независимая подвеска с амортизатором. Аппаратура лунохода размещалась внутри корпуса: радиотелевизионная система, батареи электропитания, средства терморегулирования, управление луноходом, научная аппаратура. На верхней части корпуса находилась поворотная крышка, которая могла располагаться под разными углами для лучшего использования солнечной батареи. Для этого на её внутренней поверхности находились элементы солнечной батареи. На внешней поверхности аппарата размещались антенны, иллюминаторы телевизионных камер, солнечный компас и другие приборы.

Целью путешествия было получение множества интересующих науку данных: о радиационной обстановке на Луне, наличии и интенсивности источников рентгеновских излучений, химическом составе грунта и т.д. Передвижение лунохода осуществлялось посредством установленных на аппарате датчиков и уголкового отражателя, входящего в систему лазерного координирования. "Луноход-1" функционировал свыше 10 месяцев, что составило 11 лунных дней. За это время он прошёл по лунной поверхности примерно 10,5 км. Маршрут лунохода пролегал через район Моря Дождей. (Слайд 10)

Экологическое обоснование;

В последнее время экологи бьют тревогу: Земля захламлена человеком. Вокруг городов и в самих населённых пунктов - свалки. Эта проблема требует решения. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. Каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем на улицах горы мусора повсюду. Проблема мусора считается экологической проблемой номер один.

ПОМНИ:

Бумага разлагается 2 года; жестяная консервная банка - 90 лет; алюминиевая банка из-под колы - 500 лет, для распада стекла нужно более 1000 лет!

А все ли отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать. Оказалось, что часть отходов можно использовать вторично самим. Из "хлама" строят садовые домики (к примеру, из пластиковых бутылок). В какой-то европейской столице из металлического хлама сделаны художественные композиции на улицах (инсталляции). Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии, выдумки. Действительно у ненужных вещей может быть вторая жизнь, из них можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу, но и сэкономят бюджет. (Слайд 11)

Текущий инструктаж:

Формы организации учебной деятельности:

Коллективная (звеньевая) 3-4чел.

Самостоятельная работа:

На примере работы над практической частью «Планетохода»;

Изучение компоновки планетохода

Изучение технологической карты изготовления модели

Практическая работа учащихся в группах.

Правила безопасной работы

Компоновка планетохода; (Слайд 9)

image6.jpg

Блок колес, шасси

Герметичный приборный отсек

Грунтозаборное устройство (в сложенном положении)

Магнитометр

Анализатор химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложенном положении

Телевизионная камера с блендой и противопылевой крышкой

Оптический уголковый отражатель

Панорамная телефотокамера горизонтального и вертикального обзора

Остронаправленная антенна

Солнечная батарея (преобразует энергию солнечного излучения в электроэнергию для подзарядки химических батарей). (Слайд 12)

Технологическая карта изготовления модели; (Слайд 13-15)

п/п

Последовательность выполнение работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления и материалы

1

Монтаж блока колес, шасси

Мотор-колесо.

image7.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

2

Крепление грунтозаборного устройства (в сложенном положении).

image8.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

3

Монтаж герметичного приборного отсека.

image9.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

4

Подготовка отверстий для крепежа

image1.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

5

Монтаж анализатора химического состава грунта (рентгеновский спектрометр) в сложенном положении

image10.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

6

Установка оптического уголкового отражателя.

image11.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

7

Крепление магнитометра.

image12.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

8

Монтаж панорамной телефотокамеры горизонтального и вертикального обзора.

image13.jpg

Монтажный и слесарный инструмент.

9

Окончательная сборка и покраска модели.

image14.png

Монтажный и слесарный инструмент, Эмаль (KU-1018)

Экономические расчёты модели" Планетохода"; (Слайд 16)

Так как свою модель мы делал из ненужных вещей, стоимость материала мы не брал во внимание.

Затраты на электроэнергию

При изготовлении модели мы пользовались сверлильным станком и расходовали электроэнергию. Время работы сверлильного станка примерно – 2 часа

Мощность станка – 2,2 кВт.

Условная цена 1 кВт. Эмаль (KU-1018) ч. – 2 руб.

Стоимость электроэнергии равна:

  • С = 2,2 Х 2 Х 2 = 8,80 руб.
  • Соб = 8,80 Х 12 = 105,60 руб.

При покраске изделия я использовал Эмаль (KU-1018). Стоимость одного баллончика эмали – 185 рублей

Общие затраты составили:

С общ = 185+105,60 = 290,60 руб.

Рекламный проспект; (Слайд 17)

На большом космодроме компании "Яхонты" происходят последние приготовления к запуску ракеты. Готовится экспедиция на Луну. Для передвижения по лунной поверхности необходим планетоход. После долгих научных исследований полет на луну осуществлен! Наконец-то в фирме "Яхонты" прекрасные новости. Запуск космического планетохода с Космодрома "Яхонты" прошел удачно, позволив высадиться на луне планетоходу "А-54а". Благополучно приземлившись на поверхность спутника земли, " Планетоход А-54а" отправляется исследовать местные породы с целью сбора опытных образцов. Чтобы привезти на космодром частички горных пород луны для их самого подробного изучения. Космический аппарат для покорения луны оснащен 4-мя большими колесами, позволяющими ему преодолевать сложные отрезки пути, и грунтозаборным устройством, при помощи которого " Планетоход А-54а" собирает образцы лунной породы. Антенна для приема сигналов и спутник органично его дополняют. " Планетоход А-54а" является одной из последних разработок компании «Яхонты» он позволит помочь в исследовании доселе неизведанного мира внеземных материй.

" Планетоход А-54а"

Подведение итога урока; (Слайд 18-20)

Вообще, представить современную жизнь без достижений в ракетостроении и космонавтике невозможно. Ведь благодаря освоению ближнего космоса в наши дни вокруг Земли вращаются всевозможные спутники разного назначения. С помощью научных спутников учёные наблюдают за небесными телами. Конечно, наш " Планетоход " - не точная копия того, настоящего. Но делать его нам было интересно. Иногда что-то не получалось с соединением деталей, надо было искать технологические решения. Хотелось, чтобы наш космический аппарат имел максимальную оснастку для "работы" в Космосе. Наш проект может быть использован в качестве учебного пособия на уроках физики, астрономии при изучении соответствующих тем, на занятиях кружков и секций, элективных курсов связанных с моделированием. Проект может быть предложен в качестве самостоятельного источника информации для подготовки сообщений учащимися. Электронная презентация проекта может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении соответствующих тем и в смежных дисциплинах, таких, как астрономия, география, экология; на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Домашнее задание:

Выбор модели проектного изделия;

Выполнение чертежей модели.

Используемая литература: (Слайд 21-23)

1. «Творческий проект учащихся 5-9 классов»/ под ред. В.Д. Симоненко, Брянск, 1996 год

2. Леонтьев Д.П. Сделай сам, 1978 год.

3. Трудовое обучение: Учебное пособие для средней школы

4. Энциклопедический словарь юного техника. Б.В.Зубков, С.В.Чумаков, 1990 год.

5. Тарасов Б.В.Самоделки школьника, 1977 год.

6. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить, 1990 год.

7. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия. М., Эксмо, 2011 год

8. Майкл Горн "НАСА: Полная иллюстрированная история" М."Эксмо", 2010

9. "Космос" "Белфакс", 2008

Скачать конспект

Сообщить об ошибке