Презентация на тему "Образ Богини-Матери"

Презентация: Образ Богини-Матери
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Образ Богини-Матери" раскрывает суть образа Богини- Матери, рассматривая его сквозь призму веков. Материал поможет понять, какую роль играет образ Богини-Матери в искусстве, как проявляется, какие культурные шедевры ему посвящены.

Краткое содержание

  1. Образ Богини-Матери
  2. «Венера Виллендорфская»
  3. Палеолитические «Венеры»
  4. Боттичелли «Рождение Венеры»

Содержание

  • Презентация: Образ Богини-Матери
    Слайд 1

    Образ Богини-Матери

  • Слайд 2

    Богиня-Мать присутствует во всех культурах мира, и почти на всех языках мира слово «мать» звучит одинаково. Это один из самых древних и многоликих образов.

    С точки зрения мифологии Богиня-Мать соотносится, прежде всего, с творческим, созидательным началом в природе.

    Она - у истоков творения мира. На ранних стадиях истории человечества, видимо вся природа представлялась в виде женского божества: отсюда ее вездесущность - она и «Мать Сыра Земля», она же - Богиня Неба:

    Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает-Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.

    Довольно поздний литературно-сказочный образ у А.С. Пушкина воспроизводит древние функции Богини-Матери.

  • Слайд 3

    «Венера Виллендорфская». Известняк. Музей истории искусств, Вена

    В эпоху палеолита символом всеобъемлющего, всепорождающего и одновременно всепоглощающего лона богини-матери стала пещера. Там. Где пещеры отсутствовали в силу естественных причин, их заменяли фигурки так называемых палеолитических Венер, которые отличались гипертрофированным чревом (Венера из Виллендорфа).

    Сопутствующее богине мужское оплодотворяющее начало пронизывает по оси тело богини (одно из объяснений отсутствия лица) или присутствует в виде атрибута – рога ( женщина с рогом из Лосселя), а позднее, с переходом к земледелию – в виде зерна или его отпечатка.

  • Слайд 4

    «Венера Лоссельская».Музей Аквитании, Бордо, Франция

    Изображение «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», представляет собой барельеф на известняковой скале размером 42 см. В нем заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным. Для прорисовки женской фигуры художник использовал естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота. В поднятой вверх руке женщина держит рог – символ обилия пищи. Голова женщины, лишенная определенных черт лица, обращена к рогу, а волосы ниспадают на противоположную сторону. Другая рука лежит на животе. Ноги максимально уменьшены в размерах и четко не прорисованы. Вместе с тем, несмотря на фронтальное положение тела, художник сообщает женской фигуре некое подобие движения.

  • Слайд 5

    Палеолитические «Венеры»

    Многочисленные статуэтки женских фигур, обнаруженные в разных частях света – это обобщенные образы хранительниц домашнего очага и символы плодородия.

    Палеолитические «Венеры» носили культовый характер.

    • В чем видит красоту древний художник?
  • Слайд 6

    Богиня со змеями. Керамика. Археологический музей, Ираклион

    В эпоху неолита образ Богини –Матери сливается с образом Мирового древа. Критская богиня со змеями объединяет собою всю вселенную. Ее голова увенчана фигуркой птицы, которая является символом небесной сферы. Ее вьющаяся змеями корона волос – это небесные воды. Пышная юбка покрыта темными и светлыми квадратами, которые являются геометрическим символом земли.

  • Слайд 7

    Плодоносящая божественная сущность богини матери была связана не только с землей, но и с водой как первозданной стихией, из которой возник космос. Индоевропейское слово mater (влага) и ar(вода), то есть представляет как бы удвоение живительных вод или сосуд, содержащий влагу жизни.Из пены морской рождается греческая богиня Афродита.

    «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим)

    Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, плодородия. Момент рождения богини из пены морской запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим).Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с восторгом и удивлением входит в неведомый мир. Дождеобразно спадают складки хитона, как бы скрывая тайну ее рождения. Лишь морская галька, на которую упираются ступни нимф, напоминают о месте события. Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший ее образ любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос.

  • Слайд 8

    Боттичелли «Рождение Венеры»

    В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность мадонны.

  • Слайд 9

    «Исида с младенцем Гором на руках»

  • Слайд 10

    Икона «Владимирская Богоматерь» (XII век)

  • Слайд 11

    К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна»

  • Слайд 12

    Использованные ресурсы:

  • Слайд 13

    \

    Презентацию выполнила учитель МХК МКОУ СОШ №6 г. Ипатово

    Антонец Татьяна Викторовна

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

План – конспект урока МХК

по теме:

«Многоликий образ Богини-Матери»

для учеников 9 класса.

Составила: учитель изобразительного

искусства и МХК

МКОУ СОШ №6 г. Ипатово

Антонец Татьяна Викторовна

image1.emf

г. Ипатово

Конспект урока МХК (9класс)

на тему: «Многоликий образ Богини-Матери».

Цели: формирование ценностного отношения к искусству, целостного представления о художественной культуре, о художественных явлениях в их временной, идейной и художественной взаимосвязи.

Задачи: осмыслить развитие образа Богини-Матери в искусстве;

сравнить примеры произведений искусства, выявить символику, сопровождающую образы;

найти соответствия изобразительных средств в названных произведениях;

сделать вывод на основе личностного прочтения содержания.

Учебно-художественное пространство урока:

- репродукции произведений искусства, показанные как слайды через проектор: «Венера из Виллендорфа», «Венера Лоссельская», изображения богини Макоши на вышивках, «Богиня со змеями», мозаика «Богоматерь Оранта», «Рождение Афродиты» (рельеф «Трона Людовизи»), «Рождение Венеры» Боттичелли, «Исида с Гором на руках», «Владимирская Богоматерь», «Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина.

Оборудование: ноутбук, проектор

Многоликий образ Богини-Матери.

Содержание.

Ученики работают в группах. Звучит отрывок из стихотворения Расула Гамзатова «Берегите матерей».

Встаньте все и выслушайте стоя.

Сохраненное во всей красе,

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: «Мама».

Учитель беседует с учениками о впечатлении от стихотворения:

- О чем говорит поэт?

- Какой образ матери складывается у вас после прослушивания стихотворения?

- Как бы вы описали образ матери?

Учитель обращает внимание на то, что не случайно поэт в стихотворении говорит о древнем происхождении и божественной сущности слова «мать». Тема урока «Многоликий образ Богини-Матери»,

цель: провести сравнительный анализ образов Богини-Матери во временной перспективе, рассматривая произведения изобразительного искусства.

3. Рассказ учителя.

Богиня-Мать присутствует во всех культурах мира, и почти на всех языках мира слово «мать» звучит одинаково. Это один из самых древних и многоликих образов.

С точки зрения мифологии Богиня-Мать соотносится, прежде всего, с творческим, созидательным началом в природе.

Она - у истоков творения мира. На ранних стадиях истории человечества, видимо, вся природа представлялась в виде женского божества: отсюда ее вездесущность - она и «Мать Сыра Земля», она же - Богиня Неба:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Довольно поздний литературно-сказочный образ у А.С. Пушкина воспроизводит древние функции Богини-Матери.

В эпоху палеолита символом всеобъемлющего, всепорождающего и одновременно всепоглощающего лона богини-матери стала пещера. Там. Где пещеры отсутствовали в силу естественных причин, их заменяли фигурки так называемых палеолитических Венер, которые отличались гипертрофированным чревом ( слайд «Венера из Виллендорфа»).

Сопутствующее богине мужское оплодотворяющее начало пронизывает по оси тело богини (одно из объяснений отсутствия лица) или присутствует в виде атрибута – рога («Женщина с рогом» из Лосселя), а позднее, с переходом к земледелию – в виде зерна или его отпечатка.

Изображение «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», представляет собой барельеф на известняковой скале размером 42 см. В нем заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным. Для прорисовки женской фигуры художник использовал естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота. В поднятой вверх руке женщина держит рог – символ обилия пищи. Голова женщины, лишенная определенных черт лица, обращена к рогу, а волосы ниспадают на противоположную сторону. Другая рука лежит на животе. Ноги максимально уменьшены в размерах и четко не прорисованы. Вместе с тем, несмотря на фронтальное положение тела, художник сообщает женской фигуре некое подобие движения.

Многочисленные статуэтки женских фигур, обнаруженные в разных частях света – это обобщенные образы хранительниц домашнего очага и символы плодородия.

Палеолитические «Венеры» носили культовый характер.

Задание для учеников.

Для оформления наблюдений ученикам предлагается следующая таблица.

эпоха

Произведение искусства

Вид искусства

Обобщенный образ

символика

Обсуждая увиденное, ученики совместно с учителем заполняют таблицу.

Рассматриваем слайды (изображения, богини Макоши на вышивках, «Богиня со змеями», мозаика «Богоматерь Оранта»).

В эпоху неолита образ Богини –Матери сливается с образом Мирового древа. Критская богиня со змеями объединяет собою всю вселенную. Ее голова увенчана фигуркой птицы, которая является символом небесной сферы. Ее вьющаяся змеями корона волос – это небесные воды. Пышная юбка покрыта темными и светлыми квадратами, которые являются геометрическим символом земли. Как защитница и воительница жестом поднятых рук словно поддерживает мировой порядок и защищает людей (жест поднятых рук сливается с формой поддерживающих небо ветвей). Тем же жестом молит о дожде «весенний» вариант изображения славянской богини Макоши на вышивках полотенец и подолов русской народной одежды. Новообращенный житель Киевской Руси благодаря своеобразной памяти форм видел в Оранте одновременно и Богоматерь, и Макошь, а мы можем связать Богоматерь с более древним образом Богини-Матери (продолжаем заполнение таблицы).

Плодоносящая божественная сущность Богини-Матери была связана не только с землей, но и с водой как первозданной стихией, из которой возник космос. Индоевропейское слово mater (влага) и ar (вода), то есть представляет как бы удвоение живительных вод или сосуд, содержащий влагу жизни.

Из пены морской рождается греческая богиня Афродита, славянская Макошь покровительствует колодцам и источникам. Волосы женщины уподобляются дождю.

4.Рассматриваем слайды «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи» и «Рождение Венеры» С.Боттичелли .Ученикам было дано опережающее задание найти материал об этих произведениях.

1 ученик. «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи»

(460 г. до н.э. Национальный музей, Рим)

Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, плодородия. Момент рождения богини из пены морской запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим).Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с восторгом и удивлением входит в неведомый мир. Дождеобразно спадают складки хитона, как бы скрывая тайну ее рождения. Лишь морская галька, на которую упираются ступни нимф, напоминают о месте события. Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший ее образ, любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос. Склоненные над нею нимфы образуют мягкий причудливый узор, напоминающий распускающийся цветок. Художнику удалось передать чувство радости, вызванное столь необычным появлением Афродиты.

2 ученик. «Рождение Венеры» (1485 г. Галерея Уффици, Флоренция).Прежде всего в картине поражает ее светозарность, чувство радости бытия и органичного слияния человека и природы, созвучие неба, моря, ветра, простора и, конечно, удивительная женская красота. Богиня нам напоминает стыдливую девушку с затаенной робкой печалью в глазах. От легкого дуновения Зефиров золотые, вьющиеся волосы, перехваченные лентой, каскадом спадают вниз. В кроткой, целомудренной красоте богини таится еще неосознанная чувственность. Одна из нимф спешит накинуть на нее затканное цветами покрывало. Кажется сама природа способствует появлению богини на свет. В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность мадонны.

Ученикам предлагается сравнить эти произведения, найти общие черты и отличия.

Учитель. Постепенно из общей схемы Богини-Матери и ее спутника, умирающего и возрождающегося бога растительности выделяется модель родительница-ребенок (слайд «Исида с Гором на руках»).

Канон Исиды сыграл большую роль в формировании иконографии Богоматери с младенцем Христом. На христианской почве древний образ получает новое философско-религиозное истолкование как «Материнство – дитя – жертва – спасение человечества».

Рассматриваем слайды «Владимирская Богоматерь» и «Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина. Ученики, работая в группах, анализируют произведения, используя вопросы:

-Что вижу в произведении?

-Какое впечатление на меня производит то, что я вижу?

-Есть ли у произведения автор?

-Когда было создано произведение? Какие черты эпохи создания отразились в нем?

В результате получается приблизительно такая таблица.

Период

Произведение искусства

Вид искусства (техника изображения)

Обобщенный образ

символика

палеолит

«Венера из Виллендорфа

скульптура

Пещера

Отсутствует лицо

палеолит

«Женщина с рогом» из Лосселя

рельеф

Пещера

Рог изобилия

Крито-микенская культура

«Богиня со змеями»

скульптура

вселенная

Птица

змеи

XIX век

богиня Макошь

вышивка

Мать Сыра Земля

Птицы

круг

Средние века

«Богоматерь Оранта

мозаика

защитница

руки

Древняя Греция

«Рождение Афродиты»

рельеф

Производительные силы природы

вода

Возрождение

«Рождение Венеры»

живопись

Целомудренная красота

Раковина

роза

Древний Египет

«Исида с Гором на руках»

скульптура

Корона

ребенок

Средние века

«Владимирская Богоматерь

иконопись

Материнство

Жертвенная любовь

ребенок

XX век

«Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина

живопись

Хранительница жизни

материнство

Белый цвет

ребенок

В конце урока делаем вывод, что различие в изображении женских образов зависит от мироощущения человека, что существуют устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в искусстве, переходящие из эпохи в эпоху, от одного вида искусства к другому, от мастера к мастеру.

Используемая литература:

Статьи Е. Медковой журнал «Искусство»

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура 5-6 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

План – конспект урока МХК

по теме:

«Многоликий образ Богини-Матери»

для учеников 9 класса.

Составила: учитель изобразительного

искусства и МХК

МКОУ СОШ №6 г. Ипатово

Антонец Татьяна Викторовна

image1.emf

г. Ипатово

Конспект урока МХК (9класс)

на тему: «Многоликий образ Богини-Матери».

Цели: формирование ценностного отношения к искусству, целостного представления о художественной культуре, о художественных явлениях в их временной, идейной и художественной взаимосвязи.

Задачи: осмыслить развитие образа Богини-Матери в искусстве;

сравнить примеры произведений искусства, выявить символику, сопровождающую образы;

найти соответствия изобразительных средств в названных произведениях;

сделать вывод на основе личностного прочтения содержания.

Учебно-художественное пространство урока:

- репродукции произведений искусства, показанные как слайды через проектор: «Венера из Виллендорфа», «Венера Лоссельская», изображения богини Макоши на вышивках, «Богиня со змеями», мозаика «Богоматерь Оранта», «Рождение Афродиты» (рельеф «Трона Людовизи»), «Рождение Венеры» Боттичелли, «Исида с Гором на руках», «Владимирская Богоматерь», «Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина.

Оборудование: ноутбук, проектор

Многоликий образ Богини-Матери.

Содержание.

Ученики работают в группах. Звучит отрывок из стихотворения Расула Гамзатова «Берегите матерей».

Встаньте все и выслушайте стоя.

Сохраненное во всей красе,

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: «Мама».

Учитель беседует с учениками о впечатлении от стихотворения:

- О чем говорит поэт?

- Какой образ матери складывается у вас после прослушивания стихотворения?

- Как бы вы описали образ матери?

Учитель обращает внимание на то, что не случайно поэт в стихотворении говорит о древнем происхождении и божественной сущности слова «мать». Тема урока «Многоликий образ Богини-Матери»,

цель: провести сравнительный анализ образов Богини-Матери во временной перспективе, рассматривая произведения изобразительного искусства.

3. Рассказ учителя.

Богиня-Мать присутствует во всех культурах мира, и почти на всех языках мира слово «мать» звучит одинаково. Это один из самых древних и многоликих образов.

С точки зрения мифологии Богиня-Мать соотносится, прежде всего, с творческим, созидательным началом в природе.

Она - у истоков творения мира. На ранних стадиях истории человечества, видимо, вся природа представлялась в виде женского божества: отсюда ее вездесущность - она и «Мать Сыра Земля», она же - Богиня Неба:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Довольно поздний литературно-сказочный образ у А.С. Пушкина воспроизводит древние функции Богини-Матери.

В эпоху палеолита символом всеобъемлющего, всепорождающего и одновременно всепоглощающего лона богини-матери стала пещера. Там. Где пещеры отсутствовали в силу естественных причин, их заменяли фигурки так называемых палеолитических Венер, которые отличались гипертрофированным чревом ( слайд «Венера из Виллендорфа»).

Сопутствующее богине мужское оплодотворяющее начало пронизывает по оси тело богини (одно из объяснений отсутствия лица) или присутствует в виде атрибута – рога («Женщина с рогом» из Лосселя), а позднее, с переходом к земледелию – в виде зерна или его отпечатка.

Изображение «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», представляет собой барельеф на известняковой скале размером 42 см. В нем заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным. Для прорисовки женской фигуры художник использовал естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота. В поднятой вверх руке женщина держит рог – символ обилия пищи. Голова женщины, лишенная определенных черт лица, обращена к рогу, а волосы ниспадают на противоположную сторону. Другая рука лежит на животе. Ноги максимально уменьшены в размерах и четко не прорисованы. Вместе с тем, несмотря на фронтальное положение тела, художник сообщает женской фигуре некое подобие движения.

Многочисленные статуэтки женских фигур, обнаруженные в разных частях света – это обобщенные образы хранительниц домашнего очага и символы плодородия.

Палеолитические «Венеры» носили культовый характер.

Задание для учеников.

Для оформления наблюдений ученикам предлагается следующая таблица.

эпоха

Произведение искусства

Вид искусства

Обобщенный образ

символика

Обсуждая увиденное, ученики совместно с учителем заполняют таблицу.

Рассматриваем слайды (изображения, богини Макоши на вышивках, «Богиня со змеями», мозаика «Богоматерь Оранта»).

В эпоху неолита образ Богини –Матери сливается с образом Мирового древа. Критская богиня со змеями объединяет собою всю вселенную. Ее голова увенчана фигуркой птицы, которая является символом небесной сферы. Ее вьющаяся змеями корона волос – это небесные воды. Пышная юбка покрыта темными и светлыми квадратами, которые являются геометрическим символом земли. Как защитница и воительница жестом поднятых рук словно поддерживает мировой порядок и защищает людей (жест поднятых рук сливается с формой поддерживающих небо ветвей). Тем же жестом молит о дожде «весенний» вариант изображения славянской богини Макоши на вышивках полотенец и подолов русской народной одежды. Новообращенный житель Киевской Руси благодаря своеобразной памяти форм видел в Оранте одновременно и Богоматерь, и Макошь, а мы можем связать Богоматерь с более древним образом Богини-Матери (продолжаем заполнение таблицы).

Плодоносящая божественная сущность Богини-Матери была связана не только с землей, но и с водой как первозданной стихией, из которой возник космос. Индоевропейское слово mater (влага) и ar (вода), то есть представляет как бы удвоение живительных вод или сосуд, содержащий влагу жизни.

Из пены морской рождается греческая богиня Афродита, славянская Макошь покровительствует колодцам и источникам. Волосы женщины уподобляются дождю.

4.Рассматриваем слайды «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи» и «Рождение Венеры» С.Боттичелли .Ученикам было дано опережающее задание найти материал об этих произведениях.

1 ученик. «Рождение Афродиты». Рельеф «Трона Людовизи»

(460 г. до н.э. Национальный музей, Рим)

Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, плодородия. Момент рождения богини из пены морской запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи» (460 г. до н.э. Национальный музей, Рим).Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с восторгом и удивлением входит в неведомый мир. Дождеобразно спадают складки хитона, как бы скрывая тайну ее рождения. Лишь морская галька, на которую упираются ступни нимф, напоминают о месте события. Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший ее образ, любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос. Склоненные над нею нимфы образуют мягкий причудливый узор, напоминающий распускающийся цветок. Художнику удалось передать чувство радости, вызванное столь необычным появлением Афродиты.

2 ученик. «Рождение Венеры» (1485 г. Галерея Уффици, Флоренция).Прежде всего в картине поражает ее светозарность, чувство радости бытия и органичного слияния человека и природы, созвучие неба, моря, ветра, простора и, конечно, удивительная женская красота. Богиня нам напоминает стыдливую девушку с затаенной робкой печалью в глазах. От легкого дуновения Зефиров золотые, вьющиеся волосы, перехваченные лентой, каскадом спадают вниз. В кроткой, целомудренной красоте богини таится еще неосознанная чувственность. Одна из нимф спешит накинуть на нее затканное цветами покрывало. Кажется сама природа способствует появлению богини на свет. В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность мадонны.

Ученикам предлагается сравнить эти произведения, найти общие черты и отличия.

Учитель. Постепенно из общей схемы Богини-Матери и ее спутника, умирающего и возрождающегося бога растительности выделяется модель родительница-ребенок (слайд «Исида с Гором на руках»).

Канон Исиды сыграл большую роль в формировании иконографии Богоматери с младенцем Христом. На христианской почве древний образ получает новое философско-религиозное истолкование как «Материнство – дитя – жертва – спасение человечества».

Рассматриваем слайды «Владимирская Богоматерь» и «Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина. Ученики, работая в группах, анализируют произведения, используя вопросы:

-Что вижу в произведении?

-Какое впечатление на меня производит то, что я вижу?

-Есть ли у произведения автор?

-Когда было создано произведение? Какие черты эпохи создания отразились в нем?

В результате получается приблизительно такая таблица.

Период

Произведение искусства

Вид искусства (техника изображения)

Обобщенный образ

символика

палеолит

«Венера из Виллендорфа

скульптура

Пещера

Отсутствует лицо

палеолит

«Женщина с рогом» из Лосселя

рельеф

Пещера

Рог изобилия

Крито-микенская культура

«Богиня со змеями»

скульптура

вселенная

Птица

змеи

XIX век

богиня Макошь

вышивка

Мать Сыра Земля

Птицы

круг

Средние века

«Богоматерь Оранта

мозаика

защитница

руки

Древняя Греция

«Рождение Афродиты»

рельеф

Производительные силы природы

вода

Возрождение

«Рождение Венеры»

живопись

Целомудренная красота

Раковина

роза

Древний Египет

«Исида с Гором на руках»

скульптура

Корона

ребенок

Средние века

«Владимирская Богоматерь

иконопись

Материнство

Жертвенная любовь

ребенок

XX век

«Петроградская мадонна» К.Петрова-Водкина

живопись

Хранительница жизни

материнство

Белый цвет

ребенок

В конце урока делаем вывод, что различие в изображении женских образов зависит от мироощущения человека, что существуют устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в искусстве, переходящие из эпохи в эпоху, от одного вида искусства к другому, от мастера к мастеру.

Используемая литература:

Статьи Е. Медковой журнал «Искусство»

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура 5-6 класс»

Скачать конспект

Сообщить об ошибке