Презентация на тему "Милий Алексеевич Балакирев"

Презентация: Милий Алексеевич Балакирев
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация подготовлена на тему «Милий Алексеевич Балакирев» и знакомит нас с жизнью и творчеством русского композитора. Шаг за шагом мы узнаем о его жизни от рождения: о его наставниках и вдохновителей, юности и творчестве, достижениях.

Краткое содержание

  • Композитор из Нижнего Новгорода
  • Первые наставники
  • Юность Балакирева
  • Новая русская музыкальная школа
  • Бесплатная музыкальная школа
  • Творчество Балакирева М.А.
  • Память о композиторе

Содержание

  • Презентация: Милий Алексеевич Балакирев
    Слайд 1

    Милий Алексеевич Балакирев

    "Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие" (В.Стасов)

  • Слайд 2

    Композитор из Нижнего Новгорода

    • Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье, проживавшей на улице Грузинской.
    • После рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии.
    • Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Десяти лет от роду Милий был привезен в Москву к А.Н.Дюбюку, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий.
  • Слайд 3

    Дом на ул.Провиантской

  • Слайд 4

    Первые наставники

    • Наставником маленького Милия был пианист Карл Эйзерих
    • На фото – помещик А.Д.Улыбышев, меценат, первый русский музыкальный критик, автор русской монографии о Моцарте . Первые музыкальные опыты Балакирева, как пианиста , дирижёра и композитора прозвучали именно в доме Улыбышева
    • А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого Балакирева: впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И.Глинкой, перед смертью завещал значительную часть состояния и уникальную нотную библиотеку.
  • Слайд 5

    Юность Балакирева

    • Никакого систематического музыкального курса композитор не проходил, почти все его музыкальные знания – самообразование, собственный талант и усердие
    • В 1853-1855гг. являлся вольнослушателем математического факультета Казанского университета
    • В 1855 г. в Петербурге Улыбышев знакомит Балакирева с М.И.Глинкой, который признаёт его крупный композиторский и исполнительский талант
    • С 1856г. – после успешного дебюта становится столичным жителем
  • Слайд 6

    Влияние М.И.Глинки

    • Родоначальник русской национальной музыки в 1855-1856гг. часто встречался с М.А.Балакиревым.
    • Уезжая в Берлин в 1856г., Глинка подарил девятнадцатилетнему Милию свой портрет и тему испанского марша («Увертюра на тему испанского марша» окончена Балакиревым в 1857 году). Чуть раньше Глинка отдал младшему своему коллеге другие испанские музыкальные темы, использованные Милием Алексеевичем в 1890-х годах.Глинке, своему любимому композитору, Балакирев будет хранить верность всю жизнь.
  • Слайд 7

    Влияние В.В.Стасова (музыкальный критик на картине И.Репина)

    • С самого начала петербургского периода жизни началась дружба Балакирева с Владимиром Стасовым – музыкальным критиком и писателем, который был старше Милия на 13 лет.
    • Отношения их сохранялись вплоть до смерти Стасова в 1906 году. Однако если поначалу это была безоблачная взаимная симпатия и дружба, в результате которой во многом формировалось мировоззрение Балакирева и его идейно-эстетическая позиция, то к 1900-м годам взгляды их совершенно разошлись.
  • Слайд 8

    Новая русская музыкальная школа

    • В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В него входят молодые композиторы Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин и совсем юные А.С.Гуссаковский, Н.А. Римский-Корсаков.Балакиревстановится главной движущей силой объединения.
    • В течение нескольких лет Балакиревпроводит своеобразный курс обучения со своими младшими коллегами. «Кучкисты» досконально изучают творческое наследие М.И.Глинки, подробно анализируют лучшие сочинения Бетховена, Шумана, а также произведения современников – Берлиоза, Листа.
    • Владимир Стасов в «Новой русской музыкальной школе» играет роль так называемого «генератора идей». Именно ему принадлежит большая часть программных задумок будущих произведений всех без исключения членов «Балакиревского кружка» («Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Король Лир» самого Балакирева…).
    • Влияние Балакирева на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их работах («Ратклиф» Кюи, симфонии Римского-Корсакова и Бородина). Но и дальнейшие сочинения «кучкистов» имеют общие черты балакиревской школы.
    • Индивидуальные черты особенно сильных талантов Мусоргского и Римского-Корсакого позже развились в полной мере, и обладатели их пошли каждый своей дорогой.
  • Слайд 9

    Русские музыканты

    Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов (В.Стасов)

  • Слайд 10

    Задача композиторов

    Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для всех сокровищницу музыки народной…

  • Слайд 11

    Бесплатная музыкальная школа

    • В 1862 Балакирев совместно с дирижёром Г.Я.Ломакиным организует в Петербурге «Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек.
    • После создания в столице А.Рубинштейном первой консерватории и «Русского музыкального общества» Балакирев и его школа подвергаются травле в печати. На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений. Балакирев продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования.
    • Бесплатная школа Балакирева терпит крайнюю нужду, и в 1874 году Балакирев её покидает. Обманутый в своих надеждах, Милий Алексеевич был близок к самоубийству. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка и поступает на службу в Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывая на жизнь уроками музыки. Духовный кризис музыканта длится несколько лет.
    • В 1881 году он вновь становится во главе «Бесплатной Музыкальной Школы» и, на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни.
    • В 1883 году Балакирев по рекомендации своего друга Т.И.Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой.
  • Слайд 12

    Любопытный факт

    • В 1867 году случается метаморфоза: А. Рубинштейн надолго уезжает за границу, и на должность главного дирижёра «Русского музыкального общества» приглашен Балакирев – его главный противник.
    • По личному приглашению Милия Алексеевича для дирижирования несколькими концертами «РМО» в Петербург приезжал Гектор Берлиоз (на снимке).
    • Балакирев недолго пробыл дирижёром «РМО», покинув его из-за интриг врагов в 1869г.
  • Слайд 13

    Творчество М.А.Балакирева

    • Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской).
    • Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучшие образцы симфонических поэм Балакирева – «Русь» (по мотивам русских народных песен) и «Тамара» (по произведению М.Ю.Лермонтова).
    • С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Первая– C-dur – грандиозна по своим размерам и широте замысла. Лишь трагические жизненные события не позволили склонному к самопожертвованию Балакиреву стать автором первой русской симфонии (первым является выходец «Новой русской школы» Балакирева – Александр Бородин).
    • Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Как пианист, он обладал первоклассной техникой.
    • Лучшим фортепианным произведением Балакирева считается восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Великий современник Балакирева Ференц Лист очень высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию «Исламей» и имя Балакирева узнала вся Европа.
  • Слайд 14

    Шопен – любимый композитор Балакирева

    По инициативе Балакирева этот памятник Шопену на его родине в Желязовой Воле был установлен в 1894 году.

  • Слайд 15

    Бюст Балакирева на его родине

    Хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей силы возвышенное произведение. Город, претендующий на звание третьей столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего сына земли нижегородской пребывает в безвестности.

  • Слайд 16

    Могила композитора

    Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти всех членов созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи). Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Слайд 17

    Память о композиторе

    • Балакиревский переулок (Москва)
    • Улица Балакирева (Владимир)
    • Переулок Балакирева (Липецк)
    • Улица и въезд Балакирева (Харьков)
    • Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
    • Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
    • Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот "М.Балакирев"
    • Детская школа искусств им. Балакирева
  • Слайд 18

    Источники информации и изображений

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке