Презентация на тему "Синтаксическая роль инфинитива" 8 класс

Презентация: Синтаксическая роль инфинитива
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку в которой рассматривается синтаксическая роль инфинитива. В качестве помощника педагог приводит схемы - инструкции, которые облегчают критерии оценивания синтаксической роли инфинитива.

Краткое содержание

  • Учимся определять синтаксическую роль инфинитива
  • Основные термины и понятия
  • Схемы - инструкции
  • Задания для самостоятельной работы

Содержание

  • Презентация: Синтаксическая роль инфинитива
    Слайд 1

    Синтаксическая роль инфинитива

    Урок русского языка в 8 классе

    Гилясова Татьяна Михайловна,

    учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

  • Слайд 2

    соб..рать

    гуси..ый

    суф..икс

    обв..нять

    кожа..ый

    стад..он

    грус..ный

    об..жаться

    здра..ствуй

    Ключевое слово урока

  • Слайд 3

    собИрать

    гусиНый

    суфФикс

    обвИнять

    кожаНый

    стадИон

    грусТный

    обИжаться

    здраВствуй

    Ключевое слово урока

  • Слайд 4

    И Н Ф И Н И Т И В

    Ключевое слово урока

  • Слайд 5

    Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

    Тема урока

  • Слайд 6

    Инфинитив

    Синтаксическая роль

    Главные члены предложения

    Подлежащее

    Сказуемое

    Второстепенные члены предложения

    Дополнение

    Определение

    Обстоятельство

    Основные термины и понятия

  • Слайд 7

    1.Я быстро стал спускаться с холма.

    2.Надо уважать старость.

    3.Бегать по эскалатору запрещается.

    4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

    5.По окончании школы я буду поступать в институт.

    6.У него появилось желание убежать отсюда.

    7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

    8.Он поехал в санаторий подлечиться.

    9.В одиночестве способен жить не каждый.

    Проверка домашнего задания

  • Слайд 8

    Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

    Найди ошибку

    3.Бегать по эскалатору запрещается.

    5.По окончании школы я буду поступать в институт.

    Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

    1.Я быстро стал спускаться с холма.

    4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

  • Слайд 9

    Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

    Проверь себя

    3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

    5.По окончании школы я буду поступать в институт.

    Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

    1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

    4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

  • Слайд 10

    2.Надо уважать старость.

    надо уважать - СГС

    4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

    вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

    5.По окончании школы я буду поступать в институт.

    буду поступать - ПГС

    6.У него появилось желание убежать отсюда.

    убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

    ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

    8.Он поехал в санаторий подлечиться.

    подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

    9.В одиночестве способен жить не каждый.

    способен жить - СГС

    Проверка домашнего задания

  • Слайд 11

    1)семантику предложения;

    2)интонацию;

    3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

    4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

    5)синтаксическое окружение.

    Программа действия

    Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

  • Слайд 12

    Синтаксическая роль инфинитива

    Способы определения

    синтаксической роли инфинитива

    в предложении

    с помощью схем-инструкций

  • Слайд 13

    1.Инфинитив в роли подлежащего

  • Слайд 14

    2.Инфинитив в роли сказуемого

  • Слайд 15

    3.Инфинитив в роли дополнения

  • Слайд 16

    4.Инфинитив в роли определения

  • Слайд 17

    5.Инфинитив в роли обстоятельства

  • Слайд 18

    Синтаксическое лото

  • Слайд 19

    Синтаксическое лото

    Я буду рисовать портрет

    друга.

    Я начал рисовать

    портреты людей, и это

    мне понравилось.

    Желание рисовать

    появилось у меня рано.

    Я специально приехал

    сюда рисовать портрет

    друга.

    Рисовать портреты

    людей – моё любимое

    занятие.

    Мне надо рисовать

    портрет друга.

    Я люблю рисовать

    портреты людей.

    Мне посоветовали

    рисовать портреты

    людей.

  • Слайд 20

    Синтаксическое лото

  • Слайд 21

    Внимание: ИНФИНИТИВ!

    Задание:

    определите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях:

    1.Отец поехалвстретитьсына.

    2.Пришло указаниеостановитьвсе работы.

    3.Ни о чём яспрашиватьне буду.

    4.Пассажир попросил водителяостановитьавтобус.

  • Слайд 22

    1.Отец поехал на вокзал встретить сына.

    поехал (зачем?)встретить – обстоятельство цели

    2.Пришло указание остановить все работы.

    указание (какое?)остановить - определение

    3.Ни о чём я спрашивать не буду.

    (что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

    4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

    попросил (о чём?)остановить - дополнение

    Проверьте ответы

  • Слайд 23

    Домашнее задание

    1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

    Можно взять слова:

    встретить

    остановить

    спрашивать

    говоритьи др.

    2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды

Конспект

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме

«Синтаксическая роль инфинитива»

Автор разработки урока:

Гилясова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Место работы:

МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме

«Синтаксическая роль инфинитива»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся

Цели урока:

учебная цель: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении;

развивающая цель: научиться методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении;

воспитательная цель: воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, стремления совершенствовать знания.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, схемы-инструкции.

Основные термины и понятия для изучения: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Этап урока

Приёмы

и методы

Слайд

презентации

Содержание деятельности

Учитель

Учащиеся

Организация

начала урока

Тема и цель

урока

«Найди

ключевое слово урока»

Слайды 2-4

Слайд 5

На доске записаны слова с пропусками:

соб…рать, гуси...ый, суф..икс, обв..нять, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жаться, здра..ствуй.

Задание: вставить пропущенные буквы, из них сложить слово

-Итак, сегодня на уроке мы не только повторим известное об инфинитиве, но и научимся безошибочно определять синтаксическую роль этой непростой формы глагола, составив программу действия.

Учащиеся выписывают только пропущенные буквы, из них складывают слово «ИНФИНИТИВ». При выполнении этого задания идёт повторение различных орфографических правил: безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся), непроизносимой согласной в корне, Н-НН в суффиксах имён прилагательных.

Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний

1.«Мозговая атака»

2.Исследование по теме урока (индивидуальная работа уч-ся)

Слайд 6

- Для выполнения задачи нам необходимо повторить основные термины и понятия:

инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

- Сегодня мы попытаемся сделать исследование о роли инфинитива. Что же говорится об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения в учебнике, по которому мы занимаемся?

Ученики дают определение основных терминов и понятий

Ученики-эксперты, дома самостоятельно исследовавшие материал по данному вопросу, сообщают результаты своего исследования (Приложение 1).

Остальные слушают и у себя в табличке помечают:

«хорошо знаю по теме» + «есть вопросы» ? «не понятно» - .

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

1.Проверка домашнего задания «Найди ошибку»

2.Коллективная работа по решению сложной проблемы – совместный поиск истины

Слайд 7

Слайды 8-9

Слайд 10

Слайд 11

- Дома вы должны были определить, в каких предложениях (Приложение 2) инфинитив является главным членом. Проверьте:

инфинитив в роли подлежащего в предложениях №3, 5, сказуемого - №1, 4. Так ли это?

-Легко ли было выполнять это задание?

- Итак, мы увидели, что инфинитив может быть в роли разных членов предложения, сведения об этом в учебнике есть. Но как безошибочно определять эту роль? К сожалению, этому вас учебник не учит, а значит, мы сами должны научиться это делать.

Давайте выработаем программу действия для определения синтаксической роли инфинитива. Запишите в тетрадь: Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить…

Ученики исправляют неправильно названные учителем ответы (№5, №4) и объясняют, почему они так считают (данная работа актуализирует знания уч-ся по теме и развивает их критическое мышление)

Учащиеся коллективно приходят к выводу, совместно выработав программу действия при решении сложной проблемы. Их запись в тетради следующая:

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Усвоение

образца

комплексного применения ЗУН

Работа

со схемами

Слайды 12-17

Учитель предлагает использовать для определения синтаксической роли инфинитива схемы-инструкции (Приложение 3), поясняет, как ими пользоваться.

Ученики получают схемы-инструкции, следят за объяснением учителя, помечая себе, что не совсем понятно

Применение обобщённых ЗУН

Синтаксическое лото

(работа в парах)

Слайды 18-20

-Настало время применить полученные знания на практике. Пользуясь схемами-инструкциями, разложите карточки (Приложение 4) таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив - рисовать.

Ученики раскладывают карточки с примерами и объясняют.

Контроль и

самоконтроль знаний, умений и навыков

Самостоятельная

работа

«Внимание: инфинитив!»

Слайды 21-22

- В указанных предложениях (Приложение 5) определите синтаксическую роль инфинитива и соответственно графически покажите эту роль.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем идёт взаимопроверка выполненного задания.

Информация о

домашнем задании

Творческое

задание:

лингвистическая сказка

Слайд 23

- Посмотрите, сколько внимания к себе требует инфинитив, ведь он может быть и подлежащим, и сказуемым, и второстепенным членом предложения. Недолго и зазнаться. Послушайте лингвистическую сказку, у которой есть начало, но нет середины. Её вы придумаете сами.

Задание: в лингвистическую сказку об Инфинитиве вам надо по аналогии с рассмотренными примерами в «синтаксическом лото» придумать и записать свои. Придумать финал сказки. Конец сказки будет зависеть от того, как справитесь вы с этим заданием.

- Итак, слушайте (звучит придуманная учителем сказка) (Приложение 6).

Ученик дома придумывают финал лингвистической сказки, он будет зависеть от выполненного задания (в приложении 6 есть возможные два финала).

Дети слушают лингвистическую сказку.

Рефлексия

- Итак, подведём итоги урока.

Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это не совсем просто, зато интересно.

Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема.

Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме

«Синтаксическая роль инфинитива»

Автор разработки урока:

Гилясова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Место работы:

МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме

«Синтаксическая роль инфинитива»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся

Цели урока:

учебная цель: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении;

развивающая цель: научиться методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении;

воспитательная цель: воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, стремления совершенствовать знания.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, схемы-инструкции.

Основные термины и понятия для изучения: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Этап урока

Приёмы

и методы

Слайд

презентации

Содержание деятельности

Учитель

Учащиеся

Организация

начала урока

Тема и цель

урока

«Найди

ключевое слово урока»

Слайды 2-4

Слайд 5

На доске записаны слова с пропусками:

соб…рать, гуси...ый, суф..икс, обв..нять, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жаться, здра..ствуй.

Задание: вставить пропущенные буквы, из них сложить слово

-Итак, сегодня на уроке мы не только повторим известное об инфинитиве, но и научимся безошибочно определять синтаксическую роль этой непростой формы глагола, составив программу действия.

Учащиеся выписывают только пропущенные буквы, из них складывают слово «ИНФИНИТИВ». При выполнении этого задания идёт повторение различных орфографических правил: безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся), непроизносимой согласной в корне, Н-НН в суффиксах имён прилагательных.

Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний

1.«Мозговая атака»

2.Исследование по теме урока (индивидуальная работа уч-ся)

Слайд 6

- Для выполнения задачи нам необходимо повторить основные термины и понятия:

инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

- Сегодня мы попытаемся сделать исследование о роли инфинитива. Что же говорится об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения в учебнике, по которому мы занимаемся?

Ученики дают определение основных терминов и понятий

Ученики-эксперты, дома самостоятельно исследовавшие материал по данному вопросу, сообщают результаты своего исследования (Приложение 1).

Остальные слушают и у себя в табличке помечают:

«хорошо знаю по теме» + «есть вопросы» ? «не понятно» - .

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

1.Проверка домашнего задания «Найди ошибку»

2.Коллективная работа по решению сложной проблемы – совместный поиск истины

Слайд 7

Слайды 8-9

Слайд 10

Слайд 11

- Дома вы должны были определить, в каких предложениях (Приложение 2) инфинитив является главным членом. Проверьте:

инфинитив в роли подлежащего в предложениях №3, 5, сказуемого - №1, 4. Так ли это?

-Легко ли было выполнять это задание?

- Итак, мы увидели, что инфинитив может быть в роли разных членов предложения, сведения об этом в учебнике есть. Но как безошибочно определять эту роль? К сожалению, этому вас учебник не учит, а значит, мы сами должны научиться это делать.

Давайте выработаем программу действия для определения синтаксической роли инфинитива. Запишите в тетрадь: Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить…

Ученики исправляют неправильно названные учителем ответы (№5, №4) и объясняют, почему они так считают (данная работа актуализирует знания уч-ся по теме и развивает их критическое мышление)

Учащиеся коллективно приходят к выводу, совместно выработав программу действия при решении сложной проблемы. Их запись в тетради следующая:

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Усвоение

образца

комплексного применения ЗУН

Работа

со схемами

Слайды 12-17

Учитель предлагает использовать для определения синтаксической роли инфинитива схемы-инструкции (Приложение 3), поясняет, как ими пользоваться.

Ученики получают схемы-инструкции, следят за объяснением учителя, помечая себе, что не совсем понятно

Применение обобщённых ЗУН

Синтаксическое лото

(работа в парах)

Слайды 18-20

-Настало время применить полученные знания на практике. Пользуясь схемами-инструкциями, разложите карточки (Приложение 4) таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив - рисовать.

Ученики раскладывают карточки с примерами и объясняют.

Контроль и

самоконтроль знаний, умений и навыков

Самостоятельная

работа

«Внимание: инфинитив!»

Слайды 21-22

- В указанных предложениях (Приложение 5) определите синтаксическую роль инфинитива и соответственно графически покажите эту роль.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем идёт взаимопроверка выполненного задания.

Информация о

домашнем задании

Творческое

задание:

лингвистическая сказка

Слайд 23

- Посмотрите, сколько внимания к себе требует инфинитив, ведь он может быть и подлежащим, и сказуемым, и второстепенным членом предложения. Недолго и зазнаться. Послушайте лингвистическую сказку, у которой есть начало, но нет середины. Её вы придумаете сами.

Задание: в лингвистическую сказку об Инфинитиве вам надо по аналогии с рассмотренными примерами в «синтаксическом лото» придумать и записать свои. Придумать финал сказки. Конец сказки будет зависеть от того, как справитесь вы с этим заданием.

- Итак, слушайте (звучит придуманная учителем сказка) (Приложение 6).

Ученик дома придумывают финал лингвистической сказки, он будет зависеть от выполненного задания (в приложении 6 есть возможные два финала).

Дети слушают лингвистическую сказку.

Рефлексия

- Итак, подведём итоги урока.

Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это не совсем просто, зато интересно.

Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема.

Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока

Скачать конспект

Сообщить об ошибке