Презентация на тему "Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий"

Презентация: Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Как позиционирует свою работу автор, это презентация - тренинг по теме правописания окончаний глаголов и суффиксов причастий. Презентация служит в качестве подготовительного материала для сдачи ЕГЭ, а именно задания А 15.

Краткое содержание

  • Готовимся к ЕГЭ
  • Повторяем правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
  • Обобщающие таблицы
  • Поясняющие схемы
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
    Слайд 1

    подготовила учитель русского языка и литературыМОБУ СОШ с.Поляковка давлекановского района

    республики башкортостан Зубарева О. В.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ТРЕНИНГ

    Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Задание А 15 : В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И (либо Е)?

    Аналитический отчёт ФИПИ: «…Возникают ошибки в вариантах, где производящие слова являются исключением, да ещё и имеют приставку, то есть дополнительную сложность в выборе спряжения… Затруднение происходит и из-за того, что экзаменуемые смешивают виды глагола, а значит, и спряжение…. Правописание глаголов и причастий по-прежнему представляет серьёзную трудность для экзаменуемых.»

  • Слайд 3

    Спряжение глаголов с безударным личным окончанием легко определяется по неопределенной

    форме.

    1 спряжение

    глаголы брить, стелить, зиждиться и все остальные глаголы

    2 спряжение

    все глаголы на -ить(кроме трех слов-исключений)

    Исключения: 11 глаголов: гнать, держать, дышать, видеть, слышать, обидеть, зависеть, терпеть, смотреть, терпеть, ненавидеть

  • Слайд 4

    Окончания глаголов

    1 спряжение

    -Ут -ют Е

    2 спряжение

    -Ат -ят И

  • Слайд 5

    Обратите внимание на схожесть окончаний глаголов с суффиксами причастий!

    • Пишите в действительных причастиях, образованных от глаголов I спряжения, -ущ-, -ющ-, -ем-
    • Пишите в действительных причастиях, образованных от глаголов II спряжения, -ащ-, -ящ-, -им-
  • Слайд 6

    Обратите внимание!

    Глаголы :

    лаЯть, блеЯть, каЯться, веЯть, лелеЯть, маЯться, надеЯться, чуЯть, чаЯть, хаЯть, реЯть, сеЯть, таЯть относятся к I cпряжению

    Исключение: клеИть

  • Слайд 7

    Как правильно определить спряжение и не ошибиться в выборе окончания глагола или суффикса

    причастия?

    Сразу ставьте глагол в неопределенную форму,

    А затем посмотрите, на что оканчивается инфинитив,

    Только потом пишите окончание или суффикс!!!

  • Слайд 8
    • НАПРИМЕР: глагол открыва…т
    • Начальная форма — открывАТЬ.

    Значит, это глагол I спряжения, в ед.ч. пишем -ешь, ет, во мн. ч. — ем, -ете, -ют, а в причастии -ющ: открываЮЩий.

  • Слайд 9

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

    Какого спряжения глагол терп..т?

    Н.ф. — терпЕТЬ.

    Казалось бы, это глагол I спряжения, но именно подобное бездумное рассуждение и приводит к «ошибкам в вариантах, где производящие слова являются «исключением»!

    Глагол терпеть — исключение, следовательно, у него окончания II спряжения: терпИТ — терпЯТ, а в причастии суффикс -ЯЩ-: терпЯЩий.

  • Слайд 10

    Всегда определяйте вид глагола — совершенный или несовершенный, а иначе легко можно

    ошибиться в выборе правильного окончания!!!

    Например:

    • выгоня..т кошку(что делают?) и выгон..ткошку (что сделают?).

    Прежде чем поставить глаголы в неопределенную форму, определим вид:

    • В первом случае у нас глагол I спряжения, значит, выгоняЕТ, а во втором — глагол-исключение II спряжения, значит, выгонИТ.
  • Слайд 11

    Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).

    В подобных случаях сомнительное окончание проверяйте бесприставочной формой:

    • (вЫспятся — спЯт, вЫберет- берЁт)
  • Слайд 12

    Повелительное наклонение глагола образуется с помощью суффикса -и- и окончания -те:

    • ВышлИТЕ книгу

    Глаголы I спряжения в форме 2-го лица мн.ч. изъявительного наклонения имеют окончание -ете-:

    • Когда вышлЕТЕ письма, сообщите об этом.
  • Слайд 13

    В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я?

    1) краски выгор..т, колебл..щиеся листья

    2) рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу

    3) маляры крас..т, ненавид..щий обман

    4) флаги ре..т, люб..щие искусство

    3

  • Слайд 14

    1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

    1) рыбы меч..т икру, мельники перемел..т в муку

    2) ребятишки плещ..тся, кле..щий кораблик

    3) искры брызж..т, кудахч..т куры

    4) женщины полощ..т бельё, туристы задерж..тся в походе

    3

  • Слайд 15

    2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) они просмотр..т, дремл..щий щенок

    2) бор..щиеся отряды, они догон..т

    3) та..щий снег, стел..щийся туман

    4) они кол..т дрова, стро..щийся дом

    3

  • Слайд 16

    3. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

    1) они кле..т, мысл..щий человек

    2) бре..щийся человек, они мес..т тесто

    3) ненавид..щий ложь, родители колебл..тся

    4) они бор..тся за победу, завис..щий от учителя

    1

  • Слайд 17

    4. В каком ряду в обоих словах пропущена буква е?

    1) зерно мел..тся, колебл..мый ветром

    2) возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый

    3) кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка

    4) малыш плач..т, невид..мый объект

    1

  • Слайд 18

    5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) их выгон..т, почу..вший запах

    2) расстила..щаяся по долине, собаки дремл..т

    3) щипл..щий гусь, их увид..т

    4) они завод..т спор, колебл..щийся лист

    2

  • Слайд 19

    6. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

    1) назнач..т директором, пряч..щий ключ

    2) люди повер..т ему, стро..щееся здание

    3) все хлопоч..т о деле, держ..щий власть

    4) дети увид..т мир, беле..щий парус

    2

  • Слайд 20

    7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

    1) засе..ть поле, знач..щий поступок

    2) они хохоч..т до утра, часто дыш..щий

    3) солдаты пиш..т письма, кле..щий карандаш

    4) все души не ча..т, громко ла..щий

    4

  • Слайд 21

    8. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) изделия слав..тся стариной, хлопоч..щая хозяйка

    2) зелене..щая поляна, они пиш..т письмо

    3) клокоч..щий вулкан, они сбре..т бороды

    4) собаки зала..т, дремл..щая долина

    4

  • Слайд 22

    9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

    1) возглавля..мый, он езд..т, выгор..л

    2) испыту..мый, он посе..т, завис..л

    3) постро..нный, он потерп..т, выпрям..лся

    4) взвеш..нный, он выскаж..т, посе..л

    2

  • Слайд 23

    10. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква у?

    1) дети пряч..тся; дыш..щего свежестью утра

    2) пыш..щее здоровьем лицо; рабочие слыш..т гудок

    3) снега та..т; хлещ..щими брызгами

    4) природа жажд..щих степей; клокоч..т водопады

    4

  • Слайд 24

    11. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) они возненавид..т, скач..щий всадник

    2) бор..щийся за свободу, они не успе..т

    3) леч..щий врач, они не обид..тся

    4) они кол..т дрова, лесники руб..т лес.

    2

  • Слайд 25

    12. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) видне..щийся горизонт, поля пропаш..т

    2) зыбл..щийся песок, ветры ве..т

    3) всевид..щее око, они дремл..т

    4) кле..щий обои, мужчина, пил..щий дерево

    2

  • Слайд 26

    13. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?

    1) стел..тся травы, гон..щие зайца собаки

    2) стел..щийся туман, пыш..т синевой небеса

    3) дети громко плач..т, зре..щие колосья

    4) бор..щиеся за свободу, пастухи дремл..т

    4

  • Слайд 27

    14. В каком примере в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

    1) Ласковый маш..т вершинами лес, солнце приветливей смотр..т с небес.

    2) Не буд..те закаляться — не выдерж..те всех трудностей похода.

    3) Что накрош..шь, то и выхлеба..шь.

    4) Снова замерло все до рассвета, — дверь не скрипн..т, не вспыхн..т огонь.

    4

  • Слайд 28

    15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

    1) они держ..т, дыш<..щий

    2) все смотр..т, слыш..щий

    3) разуч..т, кол..щий

    4) выключ..т, реж..щий

    1

  • Слайд 29

    16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

    1) леле..щий сына, у нас не кур..т

    2) плав..щийся металл, туманы стел..тся

    3) езд..щий верхом, терп..т бедствие

    4) беды стар..т, спортсмены бор..тся

    3

  • Слайд 30

    Желаю Удачи!

    При создании презентации за основу взяты материалы сайта:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке