Презентация на тему "Поговорим о начальной форме глагола" 3 класс

Презентация: Поговорим о начальной форме глагола
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, предназначенная для учеников начальных классов. Благодаря данной работе школьникам будет проще узнать о глаголе и его начальной форме. Наглядные примеры и тематические задания заметно упрощают процесс обучения.

Краткое содержание

  • Изучаем глагол и его начальную форму
  • Поясняющие картинки и схемы
  • Наглядные примеры
  • Задания для самостоятельной работы

Содержание

  • Презентация: Поговорим о начальной форме глагола
    Слайд 1

    Урок русского языка в 3 классе

    Поговорим о начальной форме глагола

    Учитель начальных классов МБОУ “СОШ № 47" г. Перми Круглова Татьяна Юрьевна

  • Слайд 2

    Пкчаг

    • ТЬ
    • ТИ
    • ЧЬ

    Телеграмма

    Остров Глаголов Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.

  • Слайд 3

    остров Глаголов

    Н.В.

    Б.В.

    П.В.

    • выглянул
    • верит
    • прилетит
    • маленький
    • везти
    • плывём
    • читал
    • думать
    • ответит
    • одиннадцать
    • испечь
    • пели
    • строить
    • рисую
    • ходьба
    • стричь
    • посмотрит
    • нести
  • Слайд 4

    остров Глаголов

    Н.В.

    Б.В.

    П.В.

    • везти
    • думать
    • испечь
    • строить
    • стричь
    • нести
    • выглянул
    • верит
    • прилетит
    • плывём
    • читал
    • ответит
    • рисую
    • пели
    • посмотрит
  • Слайд 5
    • думать
    • строить
    • везти
    • нести
    • испечь
    • стричь

    НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

    Что делать? Что сделать?

    12 3 6 9

    .

    .

    .

    1, 2, 3, 4

    ТЬ ТИ ЧЬ Н.ф.

  • Слайд 6
    • лить слёзы
    • глотать воду
    • витать в облаках
    • говорить неправду
    • бить баклуши
    • повесить нос
    • держать язык за зубами
    • плакать
    • пить
    • мечтать
    • лгать
    • бездельничать
    • грустить
    • молчать
  • Слайд 7
    • Без дела … - небо … .
    • Умелые руки … скуки.
    • Доброе дело само себя ... .
    • (не)знать
    • хвалить
    • жить
    • коптить
  • Слайд 8

    Без дела … - небо … .

    Умелые руки … скуки.

    Доброе дело само себя .

    Н.в., мн.ч.

    Н.ф.

    Н.ф.

    Н.в., ед.ч.

    • не знают
    • хвалит
    • жить
    • коптить
  • Слайд 9

    Разом пушки запалили;

    В колокольнях зазвонили;

    К морю сам идёт Гвидон.

    П.в., мн.ч.

    П.в., мн.ч.

    Н.в., ед.ч.

    • запалить
    • палить
    • зазвонить
    • звонить
    • идти
  • Слайд 10
    • пали
    • запали
    • звони

    зазвони

    ть ть ть ть

    разные слова

    следи за

  • Слайд 11

    Разом пушки запалили;

    В колокольнях зазвонили;

    К морю сам идёт Гвидон.

    П.в., мн.ч.

    П.в., мн.ч.

    Н.в., ед.ч.

    • запалить
    • палить
    • зазвонить
    • звонить
    • идти
  • Слайд 12

    Пкчаг

    ТЬ ТИ ЧЬ

    Неопределённая форма глагола

    что делать? что сделать?

    12 3 6 9

    .

    1, 2, 3, 4

  • Слайд 13

    Домашнее задание

    Запиши 10 глаголов в неопределённой форме

    что делать?

    что сделать?

    Составь с ними несколько

    (3 - 5) предложений.

Посмотреть все слайды

Конспект

Разработка урока

Тема: “Поговорим о начальной форме глагола"

Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.

Ход урока:

1) Организационный момент.

СЛАЙД 1.

- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)

- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)

- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)

- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.

2) Актуализация знаний.

СЛАЙД 2.

- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)

- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)

- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)

СЛАЙД 3.

Проверка задания.

- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)

3) Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 4.

- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма". (появляется заголовок)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)

4) Поиск решения проблемы.

- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)

- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина" (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)

- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)

- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)

- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)

- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)

- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.

(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)

- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)

- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)

- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)

5) Формулировка правила.

- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)

В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.

6) Закрепление изученного.

СЛАЙД 5.

1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.

Лить слёзы плакать

Глотать воду пить

Витать в облаках мечтать

Говорить неправду лгать

Бить баклуши бездельничать

Повесить нос грустить

Держать язык за зубами молчать

СЛАЙД 6.

У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Почему?

(появляются пословицы)

2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)

- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.

Умелые руки … скуки. жить

Без дела … – небо … . (не) знать

Доброе дело само себя … . коптить

хвалить

СЛАЙД 7.

Проверка задания.

СЛАЙД 8.

3) Разом пушки запалили;

В колокольнях зазвонили;

К морю сам идёт Гвидон.

- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.

- Посмотрим, как вы выполнили это задание.

запалить палить

зазвонить звонить

идти

- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.

СЛАЙД 9.

Палить Звонить

Запалить Зазвонить

- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)

- Почему? (Разные основы)

- А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.

Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.

Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.

СЛАЙД10.

- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.

- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)

- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)

- А что вы скажите о глаголе зазвонили?

- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)

- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?

7) Итог урока.

СЛАЙД 11.

- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?

- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.

Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;

Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.

Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…

8) Домашнее задание.

СЛАЙД 12.

- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.

Разработка урока

Тема: “Поговорим о начальной форме глагола"

Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.

Ход урока:

1) Организационный момент.

СЛАЙД 1.

- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)

- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)

- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)

- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.

2) Актуализация знаний.

СЛАЙД 2.

- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)

- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)

- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)

СЛАЙД 3.

Проверка задания.

- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)

3) Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 4.

- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма". (появляется заголовок)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)

4) Поиск решения проблемы.

- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)

- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина" (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)

- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)

- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)

- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)

- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)

- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.

(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)

- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)

- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)

- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)

5) Формулировка правила.

- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)

В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.

6) Закрепление изученного.

СЛАЙД 5.

1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.

Лить слёзы плакать

Глотать воду пить

Витать в облаках мечтать

Говорить неправду лгать

Бить баклуши бездельничать

Повесить нос грустить

Держать язык за зубами молчать

СЛАЙД 6.

У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Почему?

(появляются пословицы)

2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)

- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.

Умелые руки … скуки. жить

Без дела … – небо … . (не) знать

Доброе дело само себя … . коптить

хвалить

СЛАЙД 7.

Проверка задания.

СЛАЙД 8.

3) Разом пушки запалили;

В колокольнях зазвонили;

К морю сам идёт Гвидон.

- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.

- Посмотрим, как вы выполнили это задание.

запалить палить

зазвонить звонить

идти

- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.

СЛАЙД 9.

Палить Звонить

Запалить Зазвонить

- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)

- Почему? (Разные основы)

- А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.

Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.

Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.

СЛАЙД10.

- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.

- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)

- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)

- А что вы скажите о глаголе зазвонили?

- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)

- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?

7) Итог урока.

СЛАЙД 11.

- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?

- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.

Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;

Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.

Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…

8) Домашнее задание.

СЛАЙД 12.

- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке