Презентация на тему "Поздние славянофилы"

Презентация: Поздние славянофилы
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Поздние славянофилы" по философии. Состоит из 29 слайдов. Размер файла 1.07 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Поздние славянофилы
    Слайд 1

    Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии Поздние славянофилы pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Поздние славянофилы

    Н. Я. Данилевский (1822‑1885) К. Н. Леонтьев (1831‑1891)

  • Слайд 3

    Н. Я. Данилевский (1822‑1885)

    Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869) Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885) Основные сочинения

  • Слайд 4

    Теория культурно-исторических типов Степени (уровни) развития и типы развития Многообразие культур Десять культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели Пять законов культурно-исторического движения «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Противостояние России и Европы Закат европейской цивилизации Иррациональная ненависть Запада к России Преимущества славяно-русской цивилизации

  • Слайд 5

    Теория культурно-исторических типов

    П. Я. Чаадаев. «Философические письма». Теория культурно-исторических типов Данилевского – первый значительный вклад России в мировую философию. Одинокие в мире, мы мируничего не дали, ничего у миране взяли, мы не внесли в массучеловеческих идейни одной мысли,мы ни в чём не содействовалидвижению вперёдчеловеческого разума...

  • Слайд 6

    Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития

    В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатстваеё содержания.

  • Слайд 7

    Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

    Культура не универсальна (западная – в том числе). Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

  • Слайд 8

    Дабы поступательное движениевообще не прекратилось в жизнивсего человечества, необходимо,чтобы, дойдя в одном направлениидо известной степени совершенства,началось оно с новой точки исхода ишло по другому пути, т. е. надо чтобывступили на поприще деятельностидругие психические особенности,другой склад ума, чувств и воли,которыми обладают только народыдругого культурно-исторического типа. Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 9

    Прогресс состоит не в том, чтобыидти все в одном направлении (в такомслучае он скоро бы прекратился),а в том, чтобы исходить все поле,составляющее поприще историческойдеятельности человечества, во всехнаправлениях. Поэтому ни однацивилизация не может гордиться тем,чтоб она представляла высшуюточку развития, в сравнении с еёпредшественницами или современницами,во всех сторонах развития. Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 10

    Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов

    Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский

  • Слайд 11

    Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели

    Положительные деятели истории (самобытные цивилизации) Отрицательные деятели истории(народы-разрушители) Народы, не достигшие исторической индивидуальности

  • Слайд 12

    Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения

    Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа. Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств. Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

  • Слайд 13

    Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации

    Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

  • Слайд 14

    Противостояние России и ЕвропыЗакат Европы и ненависть Запада к России

    Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Элементы провиденциализма (в концепции, которая в целом вполне научна): история славянских народов свидетельствует об особой заботе Провидения. Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

  • Слайд 15

    Противостояние России и ЕвропыПреимущества славяно-русской цивилизации

    Отличительная черта «психического настроя» германо-романских народов – насильственность и чрезмерно-развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность. Успешному решению социально-экономического вопроса в рамках славяно-русской цивилизации способствует социально-экономическая специфика России: В России большинство населения обладает землёй, тогда как в Европе большинство населения представляет собой обезземеленную массу. В странах второго типа экономический строй основывается на нужде большинства граждан, в странах первого – на экономической обеспеченности. Соответственно, те общественные классы, которые, будучи (как в Европе) сосредоточены в городах, составляют массовую базу революций, в России оказываются самыми консервативными.

  • Слайд 16

    К. Н. Леонтьев(1831‑1891)

    Византизм и славянство (1873‑1874) Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения (1872-1884) Владимир Соловьёв против Данилевского (1888) Национальная политика как орудие всемирной революции (1888) Основные сочинения

  • Слайд 17

    Византизм Византизм против панславизма Особенности византийской культуры Византийские основы русской культуры Философия культуры: концепция «цветущей сложности» Фазы развития культур Апология деспотизма и элитарности (антидемократизм и антиэгалитаризм) Эстетизм Апология реакционности Исторический пессимизм

  • Слайд 18

    ВизантизмВизантизм против панславизма

    Национализм (даже русский) – вредная западная идея. Единство православной (византийской) культуры важнее славянского братства. Византизм есть нечто культурно определённое, панславизм же – или абстракция, или мечта. Славяне западные (а с недавних пор – и южные) уже слишком заражены европейским духом и представляют скорее угрозу для будущего России, чем действительную помощь.

  • Слайд 19

    ВизантизмОсобенности византийской культуры

    Ядро византийской культуры составляет вера в Бога, а не в Царство Божие на земле. Византизм означает: в религиозной сфере – православие, в государственной сфере – самодержавие, в нравственной сфере – неприятие преувеличенного понятия о земной личности человеческой; неверие в способность к полному нравственному совершенству на земле; отказ от надежды на грядущее «всеобщее благоденствие народов» («земное всеравенство, всесвобода, всесовершенство и вседовольство»). Западная же идея «земного рая» (мещански-утилитарныйи эвдемонистический идеал прогресса) и кощунственна,и ненаучна («мечтательство под флагом реализма»),и антиэстетична (ибо предполагает однообразие и унисон).

  • Слайд 20

    ВизантизмВизантийские основы русской культуры

    В русской культуре много чуждого византизму (как собственно русского, так и заимствованного), но величием своим она обязана именно византийским началам. Отрицательное же отношение к византийской культурев русском обществе – следствие «незрелости» и несамостоятельности русской исторической науки:не просто незнания реальной истории, а знакомства с нею через посредство западных писателей, византийской культуре чуждых и даже враждебных.

  • Слайд 21

    Философия культуры Фазы развития культур

    Все культуры подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три периода: «первичной простоты», «цветущей сложности», «вторичного смесительного упрощения».

  • Слайд 22

    Философия культурыАпология деспотизма и элитарности

    Между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего логически родственного, даже более: прогресс есть не что иное, как процесс разложения. Первый итог развития – преодоление равенства и ограничение свободы. Период «цветущей сложности» есть именно период социального неравенства, образования элиты. Период смесительного упрощения характеризуется стремлением ко всеобщему равенству и демократии, которое имеет своим результатом: расцвет техники и умирание искусства; опошление жизни – замену воли к положительному творчеству ценностей волей к механическому использованию работы и жаждой удовольствий.

  • Слайд 23

    Философия культурыЭстетизм

    Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Я был в восторге от Критаи критских простолюдинови находил в них множествопоэзии. Особенно восхищаломеня то, что я почти совсемне видал там на мужчинахевропейской одежды,которую я с ранних летвозненавидел всем сердцеми за возмутительнуюнеживописность её, и запошлость, и, наконец, за самуюнестерпимую всеобщность её. К. Н. Леонтьев.«Владимир Соловьёвпротив Данилевского».

  • Слайд 24

    Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. ... дальнейшее и беспрерывное движение человечества по этому пути – проникновениявсюду европейского буржуа, вырубки лесов, прорытия каналов, просверливания гор и т.д. – прежде всего это движение губительно для всемирной эстетики. А гибель природной и социальной эстетики есть верный признак глубокого устарения; есть признак приближающейся смерти. К. Н. Леонтьев.«Владимир Соловьёвпротив Данилевского».

  • Слайд 25

    Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. Она же делает его одним из предшественников технофобныхантиутопийXX века. … человек, воображая, что онгосподствует над природойпосредством всех этих открытий и изобретений, только ещё больше стал рабом её; убивая и отстраняя одни силы природы(вероятно, высшие) посредством других, более стихийных и грубых сил, он ничего ещё не создал, а разрушил много ипрекрасное, и освободитьсяему теперь от подчинения всем этим машинам будет, конечно, не легко! К. Н. Леонтьев.«Владимир Соловьёвпротив Данилевского».

  • Слайд 26

    Леонтьевская критика буржуазного Запада мотивирована, прежде всего, эстетически. Эстетическая обеспокоенность делает Леонтьева одним из провозвестников экологического движения. Она же делает его одним из предшественников технофобныхантиутопийXX века. Эстетически мотивирована и политическаяреакционность Леонтьева. … Уничтожение повсюду монархии, дворянства, мистических положительныхрелигий, войн и неравенства –привело бы к такой ужасающей прозе, что и вообразить страшно!.. Эстетика жизни(не искусства!.. Чёрт его возьми искусство – без жизни!..), поэзия действительностиневозможнабез того разнообразия – положений и чувств, которое развивается благодарянеравенству и борьбе…

  • Слайд 27

    Философия культурыАпология реакционности

    До дня цветения лучше бытьпарусом или паровым котлом;после этого невозвратного днядостойнее быть якорем илитормозом для народов,стремящихся вниз под крутую гору,стремящихся нередко наивно,добросовестно, при кликах торжества ис распущенными знамёнами надежд… К. Н. Леонтьев.«Византизм иславянство».

  • Слайд 28

    Философия культурыИсторический пессимизм

    Окончить историю, погубивчеловечество разлитиемвсемирного равенства…сделать жизнь человеческуюуже окончательно невыносимой –не в этом ли уготованонаше предназначение?

  • Слайд 29

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке