Презентация на тему "Клетки крови. Строение и функции клеток крови" 8 класс

Презентация: Клетки крови. Строение и функции клеток крови
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии, подготовленная целой группой учеников и посвященная строению и функциям клеток крови. Ребята подробно рассказывают о каждом компоненте нашей крови, объясняя его предназначение, заложенное природой.

Краткое содержание

  • Эритроциты их строение и функции
  • Факты об эритроцитах
  • Лейкоциты их строение и функции
  • Интересные факты
  • Тромбоциты
  • История открытия
  • Функции и свойства

Содержание

  • Презентация: Клетки крови. Строение и функции клеток крови
    Слайд 1

    Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

    № 589 Санкт - Петербурга

    Урок по теме: «Клетки крови. Строение и функции клеток крови» 8 класс

    Презентацию подготовили: учащиеся 8А класса (Александров Захар, Пчелинцев Дмитрий, Баранова Юлия, Васильева Анна, Панчук Мария, Лукина Анна)

    Руководитель: Понтякова Елена Владимировна

    Санкт – Петербург

    2012 год

  • Слайд 2

    Эритроциты

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Количество эритроцитов у женщин — 3,9—4,9, у мужчин — 4,5 - 5 млн. в 1 кубическом миллиметре.

    Более высокое содержание эритроцитов у мужчин связано с влиянием мужских половых гормонов — андрогенов, стимулирующих образование эритроцитов.

    Количество эритроцитов варьирует в зависимости от возраста и состояния здоровья.

  • Слайд 5

    Продолжительность жизни эритроцитов у взрослых людей составляет около 3 месяцев, после чего они разрушаются в печени или селезенке.

    Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн. эритроцитов. Старение эритроцитов сопровождается изменением их формы.

  • Слайд 6

    Содержимое эритроцита представлено главным образом дыхательным пигментом гемоглобином, обусловливающим красный цвет крови. Однако на ранних стадиях количество

    гемоглобина в них мало, и на стадии эритробластов цвет клетки синий; позже клетка становится серой и, лишь полностью созрев, приобретает красную окраску.

  • Слайд 7

    Левенгук первым открыл эритроциты. Марцелло Мальпиги принял их за шарики жира.

  • Слайд 8

    Факт N1: Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца.

    Факт N2: Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.

    Факт N3:Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет.

    Факт N4: Длительность жизни каждого эритроцита составляет в среднем 120 дней.

    Факт N5: В одном кубическом миллиметре крови в среднем содержится 4,5 миллионов эритроцитов.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Лейкоци́ты (от греч. белая клетка) — белые кровяные клетки человека и животных.

    Выделенные по признаку отсутствия самостоятельной окраски и наличия ядра.

    Главная сфера действия лейкоцитов — защита.

  • Слайд 11

    Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел.

    Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах.

    Гной, который образуется в тканях при воспалении — это скопление погибших лейкоцитов.

    Важный вклад в изучение защитных свойств лейкоцитов внес Илья Мечников. Он обнаружил и изучил явление фагоцитоза.

  • Слайд 12
    • Белые клетки
    • Имеют ядро
    • Самые крупные
    • Образуют ложноножки
  • Слайд 13

    В среднем в 1 мл крови содержится 4500-8000 лейкоцитов.

    Количество клеток зависит от того, сыт человек или голоден, работает ли он физически или отдыхает, болен – здоров. На количество лейкоцитов влияет даже время суток.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    1) Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов.

    2) Лейкоциты в организме человека живут 2—4 дня, либо 100 – 200 дней.

    3) Количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения.

  • Слайд 16

    Тромбоциты

  • Слайд 17

    История открытия

    В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которые он назвал кровяными пластинками.

    К сожалению, многие в то время стали считать, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме или образуют эритроциты. Детально их описал итальянский врач Бицоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Бицоцеро.

  • Слайд 18
    • клетки не имеют ядра
    • представляют собой части клеток
    • имеют митохондрии, рибосомы
    • Строение тромбоцита
  • Слайд 19

    Норма

    Число клеток может сильно колебаться, в среднем в 1 кубическом мм от 200 до 400 тысяч.

  • Слайд 20

    Свойство

    Разрушаются при повреждении сосудов, с освобождением тромбопластина.

  • Слайд 21

    Функции

    Главная функция – принимают участие в свертывании крови, предотвращая большую кровопотерю при ранении сосудов.

  • Слайд 22

    Интересные факты

    Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы).

    Относительно недавно установлено также, что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в раневые ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток.

  • Слайд 23

    Результаты исследования, проведенного международной группой специалистов, позволили установить тот факт, что тромбоциты, ответственные за свертывание крови, способны размножаться самостоятельно, не взирая на отсутствие у себя клеточного ядра.

    Интересные факты

  • Слайд 24

    Использованные ресурсы:

Посмотреть все слайды

Конспект

ГБОУ школа № 589 Санкт – Петербурга, учитель биологии Понтякова Е.В.

Урок по теме: «Особенности строения клеток крови».

Цель: сформировать знания о разнообразии клеток крови, их строении и функциях.

Оборудование:

-таблицы

-проектор

-микроскопы для лабораторной работы (по 2 на группу)

Технологии, используемые на уроке:

- коллективное обучение

- здоровьесберегающие

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Ребята распределены по группам, каждая группа получает задание на карточках (представлены ниже). Учащиеся выполняют задание и по очереди отвечают, у каждой группы есть возможность дополнять ответы.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма, и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3. Изучение нового материала.

Скажите, кто недавно из вас делал анализ крови? Для чего? Что рассказал вам врач по результатам обследования? Видели ли вы бланк анализа крови, какие показатели там обозначены? Эти вопросы помогают поставить цель урока, обозначить проблемы изучаемого материала.

Предварительно каждая группа готовила презентацию по клеткам крови, по ходу выступления группы, остальные участники заполняют таблицу, задают вопросы одноклассникам.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции

Выступление первой группы.

Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал их корпускулами (по латыни – тельца). Итальянский врач Марцелло Мальпиги принял их за жировые шарики. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный, «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3 крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км, общая поверхность всех эритроцитов - 3800 м2 ( это в 1500 раз больше всей поверхности тела человека).

Имеют форму двояковогнутого диска. Вопрос: почему (больше площадь). Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).

Свойства – эластичны, могут образовывать «монетные столбики» (для чего?).

Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.

Задание: провести фрагмент лабораторной работы.

Сравнить готовые микропрепараты крови лягушки и человека.

Пронаблюдайте и сравните, ответьте на вопросы:

- какие клетки имеют ядра,

- какую форму имеют клетки?

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Выступление второй группы.

Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов. Долгое время учёные не могли определить их функции, пока в 1882 году И.И.Мечников на основе своего опыта с личинкой морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки выполняют функцию защиты организма от внешних агентов. Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.

Выступление третьей группы.

Тромбоциты - (кровяные пластинки, бляшка Биццоцеро) (от др.-греч. θρόμβος — ком, сгусток; κύτος — вместилище, здесь: клетка) — мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.

Относительно недавно установлено , что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. В среднем, количество тромбоцитов в крови составляет 150—400 Г/л. Тромбоциты исследуют методом Фонио: на один миллион эритроцитов в норме приходится 60—70 тысяч тромбоцитов.

Вывод:

В крови содержаться эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Они имеют разное строение и выполняют определённые функции, очень важные и обеспечивающие жизненно важные процессы организма человека.

Рефлексия.

Синквейн.

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1.эритроциты

2.красные, двояковогнутые

3.переносят, дышат, слипаются

4.эти клетки обеспечивают дыхание

5.жизнь

1.лейкоциты

2.бесцветные, ядерные

3.борятся, поедают, спасают

4.помогают бороться с микробами

5.защита

1.тромбоциты

2.части клеток, без ядра

3.защищают, образуют тромб, заживляют

4.тромб закупоривает повреждённый сосуд

5.спасение

Домашнее задание:

- подготовить информацию о первой вакцинации

-сделать сообщение об Эдварде Дженере.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма, и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции

ГБОУ школа № 589 Санкт – Петербурга, учитель биологии Понтякова Е.В.

Урок по теме: «Особенности строения клеток крови».

Цель: сформировать знания о разнообразии клеток крови, их строении и функциях.

Оборудование:

-таблицы

-проектор

-микроскопы для лабораторной работы (по 2 на группу)

Технологии, используемые на уроке:

- коллективное обучение

- здоровьесберегающие

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Ребята распределены по группам, каждая группа получает задание на карточках (представлены ниже). Учащиеся выполняют задание и по очереди отвечают, у каждой группы есть возможность дополнять ответы.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма, и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3. Изучение нового материала.

Скажите, кто недавно из вас делал анализ крови? Для чего? Что рассказал вам врач по результатам обследования? Видели ли вы бланк анализа крови, какие показатели там обозначены? Эти вопросы помогают поставить цель урока, обозначить проблемы изучаемого материала.

Предварительно каждая группа готовила презентацию по клеткам крови, по ходу выступления группы, остальные участники заполняют таблицу, задают вопросы одноклассникам.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции

Выступление первой группы.

Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал их корпускулами (по латыни – тельца). Итальянский врач Марцелло Мальпиги принял их за жировые шарики. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный, «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3 крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км, общая поверхность всех эритроцитов - 3800 м2 ( это в 1500 раз больше всей поверхности тела человека).

Имеют форму двояковогнутого диска. Вопрос: почему (больше площадь). Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).

Свойства – эластичны, могут образовывать «монетные столбики» (для чего?).

Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.

Задание: провести фрагмент лабораторной работы.

Сравнить готовые микропрепараты крови лягушки и человека.

Пронаблюдайте и сравните, ответьте на вопросы:

- какие клетки имеют ядра,

- какую форму имеют клетки?

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Выступление второй группы.

Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов. Долгое время учёные не могли определить их функции, пока в 1882 году И.И.Мечников на основе своего опыта с личинкой морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки выполняют функцию защиты организма от внешних агентов. Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.

Выступление третьей группы.

Тромбоциты - (кровяные пластинки, бляшка Биццоцеро) (от др.-греч. θρόμβος — ком, сгусток; κύτος — вместилище, здесь: клетка) — мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.

Относительно недавно установлено , что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. В среднем, количество тромбоцитов в крови составляет 150—400 Г/л. Тромбоциты исследуют методом Фонио: на один миллион эритроцитов в норме приходится 60—70 тысяч тромбоцитов.

Вывод:

В крови содержаться эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Они имеют разное строение и выполняют определённые функции, очень важные и обеспечивающие жизненно важные процессы организма человека.

Рефлексия.

Синквейн.

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1.эритроциты

2.красные, двояковогнутые

3.переносят, дышат, слипаются

4.эти клетки обеспечивают дыхание

5.жизнь

1.лейкоциты

2.бесцветные, ядерные

3.борятся, поедают, спасают

4.помогают бороться с микробами

5.защита

1.тромбоциты

2.части клеток, без ядра

3.защищают, образуют тромб, заживляют

4.тромб закупоривает повреждённый сосуд

5.спасение

Домашнее задание:

- подготовить информацию о первой вакцинации

-сделать сообщение об Эдварде Дженере.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма, и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?

Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей жизни?».

Состав крови

Плазма - %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции

Скачать конспект

Сообщить об ошибке