Презентация на тему "Древнейший Рим" 5 класс

Презентация: Древнейший Рим
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
29 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Древнейший Рим" знакомит аудиторию с особенностями развития и управления Древнеримским государством.

Краткое содержание

  • Природа и занятия жителей
  • Население и управление в Древнем Риме
  • Верования древних римлян
  • Религия древних римлян - язычество

Содержание

  • Презентация: Древнейший Рим
    Слайд 1

    Тема: «Древнейший Рим»

    Учитель истории:Лихобабина Ирина Александровна МОБУООШ № 21 Новокубанский район

  • Слайд 2

    Предмет – история

    Класс : 5 Автор УМК : А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

    Тема урока : «Древнейший Рим».

    Тип урока: изучение нового материала. Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, игровая.

  • Слайд 3

    Цель урока: формирование целостной картины мира.

    Задачи:

    • образовательная: способствовать формированию представлений учащихся о Древнем Риме, воспитанию уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов;
    • воспитательная:воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов;
    • развивающая:продолжить развитие способности структурировать знания, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Слайд 4

    Образовательная среда:

    учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, презентация, интерактивная доска, карта Древнего Рима.

    • Основные понятия:патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.
    • Патриции-потомки древнейших жителей Рима.
    • Плебеи- переселенцы из других поселений.
    • Сенат- заседание старейшин родов.
    • Народное собрание -высший орган власти управления Римом.
    • Метапредметные связи:литература, география.
  • Слайд 5

    Формирование УУД

    Регулятивные УУД:

    1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
    2. Планировать деятельность в учебной ситуации.
    3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
  • Слайд 6

    Познавательные УУД

    1. Определять понятия.
    2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
    3. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
    4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
    5. Уметь сравнивать.
    6. Классифицировать по заданным основаниям.
  • Слайд 7

    Личностные УУД

    1. Развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей.
    2. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
  • Слайд 8

    Коммуникативные УУД

    1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
    2. Интеграция в группе сверстников.
  • Слайд 9

    Планируемые результаты:

    учащиеся узнают о возникновении Древнеримской цивилизации, определят сходства и отличительные особенности этой цивилизации в сравнении с Древнегреческой цивилизацией, систематизируют полученные знания по теме, расширят представление о вкладе древних римлян в историю мировой культуры, сумеют применить знания, полученные на уроке.

  • Слайд 10

    Предметные результаты обучения:

    сформировать у учащихся представление о древнеримской цивилизации, ее сходстве и отличии от древнегреческой цивилизации.

  • Слайд 11

    Метапредметные результаты обучения

    развивать у учащихся умения

    • формулировать проблемный вопрос урока;
    • строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
    • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
    • совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
    • развивать творческие способности.
  • Слайд 12

    Личностные результаты обучения:

    • углубление интереса обучающихся к всемирной истории;
    • развитие у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
    • формирование уважительного отношения к памятникам мировой культуры;
    • развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся.
  • Слайд 13

    Используемые методы обучения:

    • методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;
    • исследовательский;
    • метод художественно-творческого моделирования;
    • наглядный;
    • словесно-практический.
  • Слайд 14

    Формы организации обучения:

    • индивидуальная;
    • групповая.
  • Слайд 15

    Организационный этап.

    • Мы приступаем к изучению последней великой цивилизации Древнего мира, Римской цивилизации.
    • Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии. Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране?
    • (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
  • Слайд 16
    • Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они защищают страну от северных ветров, поэтому климат на полуострове мягкий и тёплый.
    • Самыми крупными реками этой страны являются Тибр, По и Арно.
    • Южная часть этой страны богата прекрасными пастбищами, где местные жители пасли свой домашний скот.
    • В переводе с греческого языка название этой страны переводится «страна телят».
  • Слайд 17

    Озвучивание целей и задач урока

    Почему в центре Рима стоит статуя волчицы? (Волк считался священным животным бога Марса).

  • Слайд 18

    Почему в центре Рима стоит статуя волчицы? (Волк считался священным животным бога Марса)

  • Слайд 19

    Бегство царевича Энея из горящей Трои

    • Согласно римским легендам древние римляне – потомки троянского царевича Энея, который после взятия греками Трои бежал в Италию. Зная о том, что сам Эней был сыном греческой богини Афродиты, многие римляне подчеркивают свою родовую связь с древнегреческой цивилизацией.
    • На этом основании ряд ученых полагает, что Древнеримская цивилизация является копией Древнегреческой.
  • Слайд 20

    Формулирование проблемы.

    Сегодня мы с вами поговорим о природных условиях, занятиях, управлении Древнего Рима.

  • Слайд 21

    Проблемный вопрос:

    - Древнеримская цивилизация – копия древнегреческой или особая цивилизация?

  • Слайд 22

    Актуализация и усвоение новых знаний.

    • Легенда об основании Рима.
    • Прочтите текст, выпишите в тетрадь термины, имена
    • Нумитор – царь, правитель латинов. Латины - племя, жившее на левом берегу Тибра.
    • Амулий – младший брат Нумитора.
    • Рея Сильвия – дочь царя Нумитора, весталка Ликторы – охрана царя Рима Ромула, состоявшая из двенадцати воинов.
    • Веста – богиня огня и домашнего очага.
    • Марс – бог войны.
    • Ромул и Рем – дети Реи Сильвии, близнецы.
    • Рим – лат. Рома.
    • Ликторы – охрана царя
    • Весталка – жрица богини огня и домашнего очага Весты.
    • Латины- племя, жившее
  • Слайд 23

    Игра «Продолжи»

    Давайте закроем учебники и по записям в тетради расскажем легенду (каждый ученик по очереди говорит только одно предложение).

  • Слайд 24

    Легенда о подвиге Муция.

    • До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся их надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.
    • Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.
    • Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.
    • Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.
    • Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.
  • Слайд 25

    Город на семи холмах и его обитатели

    Игра «3 предложения».

    • Что бы вы из пункта выбрали для записи в тетрадь. Почему?
    • Читают, выбирают в тексте пункта 3 главных предложения.
    • 753 год до н.э. – основание Рима.
    • Город Рим возник из поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах.
    • 6 в. до н.э. – Рим превратился в город, расположенный на семи холмах.
  • Слайд 26

    Работают с картой

    Покажите на карте Апеннинский полуостров

  • Слайд 27

    Игра «Путаница»

    1. Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова...
    2. Второе условие то, что большая часть её берегов не имеет гаваней...
    3. В- третьих, Италия расположена в различных климатических зонах...
    4. Почти во всю её длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы...
    5. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных...
    1. ...соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.
    2. ...окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.
    3. ... зато существующие гавани об­ширны и весьма удобны...
    4. ... так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произра­стающих.
    5. ... так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.
  • Слайд 28

    Физминутка

    А теперь, ребята,встали.Быстро руки вверх подняли.В стороны, вперёд,назад.Повернулись вправо,влево,Тихо сели - вновь за дело.

  • Слайд 29

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

    • Сравнение и схожесть Древней Греции и Древнего Рима
    • Работа с таблицами.
  • Слайд 30

    Производящее хозяйство

    Древняя Греция

    1. Отсутствие большого количества плодородных земель вынуждало древних греков больше заниматься скотоводством;
    2. Древним грекам постоянно не хватало хлеба, и они были вынуждены закупать его в других странах.

    Древний Рим

    1. Большое количество плодородных земель вело к тому, что древние римляне больше занимались земледелием;
    2. Древние римляне никогда не испытывали недостатка в хлебе, часто продавая его излишки в другие страны.
  • Слайд 31

    Работа с учебником, с тетрадями.

    1. Работа с учебником, с тетрадями.
    2. Класс делится на две группы: «греки» и «римляне». Подготовка к игре предварительная.
    3. Работают с учебником, тетрадями, сравнивают по плану:
    • Полуостров, на котором жили.
    • Климат.
    • Водные ресурсы.
    • Горы.
    • Рельеф местности.
    • Занятия и быт
  • Слайд 32

    Работа с учебником, с тетрадями

  • Слайд 33

    Природа и занятия жителей

  • Слайд 34

    Задание:

    1. Прочитать текст и на его основании заполнить рабочие листы:
    2. Определить, о каком признаке цивилизации идет речь в тексте;
    3. Привести доказательства наличия данного признака цивилизации в Древней Италии;
    4. Сравнить древнегреческую и древнеримскую цивилизации по данному признаку.
  • Слайд 35

    Природа и занятия жителей

    В Италии, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Здесь были прекрасные условия для занятия земледелием и скотоводством. В отличие от Греции, в Италии было много плодородных земель. Местные жители выращивали просо, ячмень, пшеницу, садили оливковые деревья и выращивали виноград. Урожаи в Италии были гораздо богаче, чем в Греции. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись многочисленные стада скота: овец и коров.

    Апеннинские горы были богаты строительным камнем, металлами, что позволяло ремесленникам изготавливать орудия труда, оружие, посуду и украшения. Склоны гор были покрыты лесами. Дерево использовалось для строительства домов и кораблей. Реки и прибрежные морские воды изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства и торговли.

    Большее количество плодородных земель в Италии привело к тому, что в отличие от древних греков, которые отдавали предпочтение скотоводству, жители Древней Италии больше занимались земледелием. По этой причине у жителей Италии в отличие от греков никогда не было недостатка в хлебе. И если греки вынуждены были покупать хлеб в других странах, то римляне, имеющие излишки хлеба, наоборот, продавали его другим народам.

    В I тысячелетии до н.э. народы, населяющие Италию, создали здесь свою, хоть и похожую на Грецию, цивилизацию.

  • Слайд 36

    Население и управление в Древнем Риме

    История древнего государства Италия известна как история Древнего Рима. В отличие от Греции, которая не была единым целым и представляла собой множество городов-государств (полисов), в Италии сложилось единое государство, столицей которого стал город Рим.

    Почти во всех греческих полисах, население делилось на 2 группы: граждан (у которых были права) и неграждан (которые прав не имели). Главой древнегреческого полиса (кроме Афин) был царь, передающий свою власть по наследству. Такая форма государственного устройства называется монархией;

    Главным органом власти было Народное собрание, в работе которого участвовали только граждане.

    Население Древнего Рима также делилось на 2 группы: патрициев и плебеев. Патрициями считались потомки древнейших жителей Рима. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их стали называть плебеями.

    В управлении Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин – патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. У плебеев было только одно право: служить в войске и получать часть военной добычи.

    В 510 г. до н.э. римляне подняли восстание против царя Тарквиния Гордого, который не был избранным царём. Он захватил царский трон, убив своего предшественника. Тарквиний был изгнан из Рима, а римляне решили больше царя не выбирать.

    Новое государственное устройство они назвали республикой (от латинского слова «общее дело»). Теперь народное собрание на 1 год избирало двух консулов, которые должны были советоваться друг с другом и принимать общие решения.

  • Слайд 37

    Верования древних римлян

    С давних пор у римлян возникли религиозные верования. Их первой религией, как и у греков, являлось язычество. Римляне верили, что их жизнь зависит от множества богов, которые дают им пищу, охраняют их жизнь, жилище, помогают одолеть врагов. Царём богов римляне считали Юпитера – бога неба, дневного света и грозы.

    На капитолийском холме в Риме ему был воздвигнут храм. Здесь же стояло святилище богини Весты – хранительницы домашнего очага. Жрицы – весталки давали обед безбрачия и служили своей богине 30 лет.

    Ещё одним почитаемым римлянами богом был Марс – бог войны. В храм, посвящённый ему, римляне приносили захваченное в бою оружие.

    Богиней любви у римлян была Венера.

    Живя возле моря, и ведя по нему активную торговлю, римляне поклонялись Нептуну – повелителю морей.

    Провожая в последний путь своих умерших родственников и друзей, римляне приносили дары Плутону – богу царства мёртвых.

    В отличие от Древней Греции, где не было жреческого сословия, и каждый гражданин полиса мог сам исполнять религиозные функции (совершать обряды, приносить жертвы богам, возносить молитвы) в Древнем Риме было создано особое религиозное сословие. Высшими жрецами у римлян считались понтифики, которые избирались на свою должность пожизненно. Всего римляне избирали 9 понтификов, которые возносили молитвы богам, исполняли различные религиозные обряды и приносили жертвы всем богам.

    Так же как и древние греки (которые восхищались подвигами Геракла), древние римляне тоже почитали своих героев, которые своими подвигами завоевали их восхищения. Среди этих героев, которых считали полубогами, самым отважным для римлян являлся Геркулес – сын Юпитера.

    Не смотря на всю похожесть римских религиозных верований на греческие, следует сказать, что всё- таки у древних римлян сложился свой пантеон богов, со своими именами, судьбами и религиозным сословием.

  • Слайд 38

    Религия древних римлян - язычество

    • Юпитер - отец всех богов
    • Бог войны - Марс
    • Храм богини Весты
    • Жрец - понтифик
    • многобожие
  • Слайд 39

    Домашнее задание

    • П. 44, ответить на вопросы. В рабочей тетради № 55 - 57
    • Творческое задание нарисовать иллюстрацию к любой легенде по истории Рима.
    • Подготовить карточки с заданиями.
  • Слайд 40

    Рефлексия

    • Какая проблема возникла в начале урока?
    • В какой мере достигнуто решение?
    • Что полезного для себя вы унесете с сегодняшнего урока?

    С целью выяснения степени усвоения материала, а также развития мышления, самоанализа полученных и имеющихся знаний, мотивации на более глубокое изучение темы, заполняется таблица

  • Слайд 41

    Дата: _____________

  • Слайд 42

    Спасибо за урок

  • Слайд 43
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке