Презентация на тему "Институты-посредники"

Презентация: Институты-посредники
1 из 85
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, предназначенная для проведения курса лекций для студентов по курсу "Публичная политика и права человека". С помощью данной работы учащиеся узнают о работе институтов - посредников.

Краткое содержание

  • Иерархические и сетевые структуры
  • Понятие институтов – посредников
  • Общественные советы и общественные палаты
  • Административная и реформа и участие гражданского общества
  • Фабрики мысли и центры публичной политики
  • Проект СПб и Нижегородского филиалов НИУ-ВШЭ

Содержание

  • Презентация: Институты-посредники
    Слайд 1

    Институты-посредники как важный компонент развития публичной политики

    Александр Сунгуров

    Курс «Публичная политика и права человека». Тема 7.

  • Слайд 2

    Структура лекции

    1. Иерархические и сетевые структуры

    2. Понятие институтов – посредников

    3. Общественные советы и общественные палаты

    4. Административная и реформа и участие гражданского общества

    5. Фабрики мысли и центры публичной политики

    6. Проект СПб и Нижегородского филиалов НИУ-ВШЭ

  • Слайд 3

    1. Иерархические и сетевые структуры

  • Слайд 4

    Реальная проблема:

    Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество?

  • Слайд 5

    Иерархия: эволюция понятия

    «движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1].

    [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, №3, с. 6-13

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Сеть может быть определена как

    организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам.

    В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet

  • Слайд 8

    Сетевые структуры

  • Слайд 9

    Выходом могут стать

    структуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур.

    Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества

  • Слайд 10

    Структура – Модератор для иерархических и сетевых структур

  • Слайд 11

    В этом контексте особый интерес могут вызывают

    Органы иерархических структур Являющиеся по своей сути «адапторами», посредниками для связи с сетевыми структурами гражданского общества

    Например, Отделы по связям с общественностью в МВД и УВД

    Вопрос – какие органы иерархий являются «адапторами» для связи с криминальными сетями?

  • Слайд 12

    2. Понятие институтов-посредников

  • Слайд 13

    Основные акторы поля публичной политики

  • Слайд 14

    Основные участники политического (policy) процесса

    • Властные структуры
    • Структуры гражданского общества (НКО различного вида)
    • Научное и университетское сообщество
  • Слайд 15

    Кто же формирует публичную политику?

    • Исполнительная власть
    • Представительная власть
    • Бизнес - элита (деловые круги)
    • Политические партии
    • Неправительственные организации
    • СМИ
    • Криминальные структуры (?)
    • Международные организации
  • Слайд 16
    • Число участники политического процесса стоит увеличить
    • Властные структуры
    • Структуры гражданского общества (НКО различного вида)
    • Партии
    • Научное и университетское сообщество
    • СМИ
  • Слайд 17

    Вспомним основной тезис концепции демократического транзита

    Основные стадии перехода:

    1. Либерализация старого политического режима (М.С.Горбачев)

    2. Создание основных демократических институтов (годы Б.Н.Ельцина)

    3. Консолидация демократического режима (???) – пока не наступила

    Почему?

  • Слайд 18

    Гипотеза: Консолидация как аналог «связности»

    А связность сама по себе не наступает!

    Необходимы институты – «связники», или иначе – посредники, медиаторы

    Между основными демократическими институтами

    В 90-е годы, занимаясь созданием основных институтов – мы об этом не знали и не думали

  • Слайд 19

    Возможные виды институтов-медиаторов

    1. Между гражданами и властью – институт Омбудсмана, УПЧ, во Франции это – Медиатор Франции.

    В наших странах – еще и медиатор между исполнительной властью и гражданскими организациями.

  • Слайд 20

    2. Между властью и общественными организациями

    Различные Общественные советы, общественные палаты, Общественно-консультативные советы и т.д.

    3. Близкие к ним - экспертные советы, как медиаторы между органами власти и экспертным сообществом – и наукой

    4. Фабрики мысли и центры публичной политики – как медиаторы между

  • Слайд 21

    4. Фабрики мысли и центры публичной политики

    как медиаторы между

    Академическим сообществом и органами власти Или – между академическим сообществом – и структурами гражданского общества

  • Слайд 22
    • Властные структуры
    • НКО
    • Жители
    • Научное и университетское сообщество
    • СМИ
    • УПЧ
    • Общ.
    • советы
    • Фабрики
    • мысли
    • ЦПП
  • Слайд 23

    3. Общественные советы и общественные палаты

  • Слайд 24

    Два типа Общественных палат

    Вариант 1. Инициативные, созданные «снизу», своеобразные «коалиции НКО» - для легитимного представления интересов.

    Вариант 2. Созданные «сверху», по примеру Общественной палаты РФ, формируемые «по согласованию» с

    главой региона

  • Слайд 25

    Вариант 1 - инициативные

    Вариант 1.1. Полностью автономные, работающие на собственных ресурсах.

    В России редок. Такие коалиции если и создаются, то долго не живут

    Исключение – Пермская гражданская палата. Специфика региона. Несколько сильных организаций

  • Слайд 26

    Вариант 1.2. Созданные по инициативе снизу, и «по самозаписи» но работающие «под крылом» либо региональной ассамблеи (Карелия, Нижегородская область)

    Либо власти Исполнительной (Новгородская область, Красноярский край) – характерно для 90-х – начала 00-х годов

  • Слайд 27

    Вариант 2 – созданные «сверху»

    Вариант 2.1. ОС – как «консультативные советы» при органах власти, без претензий на представительство.

    Вариант 2.2. Общественная палата Палата РФ как имитация общественного участия (первая треть – по указу Президента РФ)

  • Слайд 28

    Вариант 2.1. ОС – как «консультативные советы»

    • Право любых руководителей – получать консультации
    • Советский опыт – Комиссии при Горкомах КПСС
    • Опыт США – Общественные советы с правам принятия решения (С-Франциско)
  • Слайд 29

    Общественные советы и палаты (варианты)

    • Общественные организации, НКО
    • Государство, исполнительная и иные власти
    • Иниц. Коалиции и Палаты
    • Палаты «при»,
    • самозапись
    • Общ. Палата
    • РФ и ее аналоги
    • Консульт. и общ. советы

  • Слайд 30

    История и эволюция Обществ. палат

    • 1990
    • 2000
    • 2010
    • Конст.
    • Сов,
    • 1993
    • Общ.
    • Палаты
    • При
    • Пр.
    • Общ.
    • Пал.
    • При
    • Полп
    • През.
    • Общ.
    • Пал.
    • При
    • ППП
    • в ФО
    • Общ.
    • Палата
    • РФ
    • Общ.
    • Пал.
    • суб.
    • РФ
    • Комиссия
    • По ПрЧел
    • В Советах
    • Комисс ПЧ
    • При
    • Презид
    • УПЧ в РФ и в СРФ
    • Комисс ПЧ в СРФ
    • Совет по ГО и ПС
  • Слайд 31

    Россия 90-х годов

    Комиссия по правам человека при Президенте РФ

    Аналогичные комиссии при главах регионов

    Иногда – реальные «коммуникативные площадки»

    Трансформация – в:

    А. Институт Уполномоченного по правам человека (Саратовская обл.)

  • Слайд 32

    Б. Совет при Президенте РФ

    По содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Э.Памфилова и М.Федотов)

    В СПб – Координационный совет по вопросам деятельности НКО при Правительстве СПб

    Реальное представление независимых и самостоятельных НКО

  • Слайд 33

    Вариант 2.2. Общественная палата РФ

    Заявка на представительство всего гражданского общества, Но реально формируется сверху «Президентская треть»

    В СПб ранее был создан Общественный совет СПб, состав которого полностью определялся

    губернатором. А.С.Козырев как инициатор и второй председатель

  • Слайд 34

    Создание копий ОП РФ в регионах

    Сопротивление депутатов,

    В СПб так и не создана Худшие опасения не подтвердились Иногда – как реальная площадка для дискуссий с руководством

    Много имитации

  • Слайд 35

    Плюрализм versus Корпоративизм

    Демократия совместима только с плюрализмом

    Корпоративизм ведет к автори- и тоталитаризму (Италия, Испания)

    Филипп Шмиттер – концепция неокорпоративизма

  • Слайд 36

    Два варианта неокорпоративизма

    Государственнический неокорпоративизм и Либеральный неокорпоративизм

    Диссертация Анны Тарасенко (ЕУ в СПб)

  • Слайд 37

    4. Административная реформа и участие гражданского общества

    • ЛИЧНАЯ ВЫГОДА
    • ЧИНОВНИКИ
  • Слайд 38

    КОНЦЕПЦИЯадминистративной реформы в РФ в 2006–2008 годах

    ОДОБРЕНА РаспоряжениемПравительстваРоссийской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р

  • Слайд 39

    Задачи Административной реформы:

    • внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;
    • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
    • оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • Слайд 40
    • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;
    • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
    • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
  • Слайд 41

    Одним из важных направлений реализации АР является

    Развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, в мониторинге мероприятий административной реформы;

  • Слайд 42

    12 сентября 2005 года в Центре Стратегических Разработок

    Состоялся круглый стол «Возможности и перспективы неправительственного мониторинга эффективности государственного управления и хода реформ государственного управления».

    В нем приняли участие более 50 человек

    Политиков, ученых, лидеров НКО

  • Слайд 43

    Ведущий – М.Э.Дмитриев, научный руководитель ЦСР

  • Слайд 44

    Участники дискуссии 12 сентября

  • Слайд 45

    В ходе этого круглого стола

    Звучали вопросы: «А насколько вообще возможен общественный мониторинг такого сложного процесса, как административная реформа»?

    Другие участники отвечали «А мы уже давно и практически занимаемся общественным мониторингом различных аспектов деятельности власти»

  • Слайд 46

    Действительно, сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация:

    Одни уже давно осуществляют такой мониторинг

    А другие (достаточно серьезные эксперты) об этом и не подозревают

    Но прежде чем попытаться ее объяснить

    Попробуем определить, что такое «Общественный мониторинг»

    И какие его виды ведутся в России сегодня

  • Слайд 47

    В 2006 силами Совета при Президенте РФ, Общественной палаты и Правительственной комиссии

    по АР

    Было начато создание Объединенная рабочая группа по участию гражданского общества в административной реформе

    Сопредседатели – Я.И.Кузьминов, А.Н.Шохин, А.А.Аузан

    В состав группы вошли представители Опоры России, Деловой /России, Ассоциации потребителей, правозащитников, Центры публичной политики

  • Слайд 48

    Проблема: ни власть, ни гражданские организации в настоящее время не очень готовы к

    совместной работе по решению общественных проблем:

    - не сформирована положительная мотивация к совместной работе;

    - обе стороны не владеют знаниями и технологиями организации и осуществления эффективного взаимодействия;

    - отсутствуют кадры во власти и в гражданском обществе, способные организовать эффективный диалог.

  • Слайд 49

    Возможные задачи ОРГ:

    Задача 1. Помочь формированию сообщества специалистов, занимающихся проблематикой привлечения гражданских институтов к управлению обществом.

    Задача 2. Принять непосредственное участие в процессах регламентации деятельности органов государственной власти, в выработке стандартов качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

  • Слайд 50

    Задача 3. Разработать методические рекомендации и модельные правовые акты для реализации

    -форм участия населения в осуществлении государственного управления и местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;

    -форм участия населения и гражданских организаций в стратегическом планировании муниципальных образований и регионов.

  • Слайд 51

    Возможные направления деятельности ОРГ

    общественная экспертиза и обсуждение проектов разрабатываемых в ходе административной реформы регламентов и стандартов;

    предложение списка стандартов качества, доступности государственных и муниципальных услуг, а также стандартов обслуживания;

    антикоррупционная экспертиза разрабатываемых в ходе административной реформы нормативных актов, предложение модельной программы антикоррупционной деятельности

  • Слайд 52

    предложение методических рекомендаций по конкретным формам взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества (общественные слушания, консультативные советы и т.д.);

    проведение мониторинга хода административной реформы на региональном и местном уровнях.

  • Слайд 53

    По ситуации в регионах

    - инициирование включения в состав Комиссий по административной реформе субъектов РФ представителей гражданского общества и экспертного сообщества;

    - активизация сотрудничества с уже сформированными Комиссиями.

  • Слайд 54

    Первое официальное заседание ОРГ

    • Состоялось в Москве 26 апреля 2007 г.
    • В повестку дня входит обсуждение регламентов деятельности МВД
    • И ход реформы в регионах России
  • Слайд 55

    Открытие заседания

  • Слайд 56

    Состав ОРГ

    А.В. Аузан - президент Ассоциации Независимых центров экономического анализа (сопредседатель)

    Я.И.Кузьминов - ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (сопредседатель)

    А.Н.Шохин - президент Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (сопредседатель)

    В.Л.Вуколов - директор Департамента государственного управления и местного самоуправления Правительства Российской Федерации (сопредседатель)

  • Слайд 57

    Т.О.Алексеева - президент Кузбасской торгово-промышленной палаты

    М.Ю.Бажаев - президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений»

    С.Р.Борисов - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»

    В.М.Гефтер - генеральный директор НКО «Институт прав человека»

  • Слайд 58

    С.И.Забелин - сопредседатель Социально-экологического Союза России

    Ю.И.Зельников - уполномоченный по правам человека в Калужской области

    О.В.Зыков - президент Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании»

    В.Л.Корочкин - вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»

  • Слайд 59

    В.В.Климов - директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»

    И.В.Котелевская - руководитель Департамента по связям с органами государственной власти Российского союза промышленников и предпринимателей

    Д.В.Крылова - исполнительный директор и член Президиума НП «Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА»

    Е.П.Малицкая - президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив

    Всего - 30 чел

  • Слайд 60

    Участники заседания

  • Слайд 61

    5. Фабрики мысли и Центры публичной политики

  • Слайд 62

    Обращаясь снова к публичной политике

    Рассмотрим деятельность Центров публичной политики, под которыми мы понимаем

    • «Фабрики мысли», действующие достаточно самостоятельно,
    • При поддержке различных фондов
    • И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества
  • Слайд 63

    Функции Центров публичной политики (и Фабрик мысли):

    • Исследовательская
    • Образовательная
    • Креативная
    • Медиаторская (Коммуникативная)
    • Внедренческая
    • И все эти функции связаны с выявлением или влиянием на Общественное мнение
  • Слайд 64

    Определим Фабрики мысли как

    Объединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки,

    Которые предусматривают их использование в общественной практике.

    В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики,

    Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий.

  • Слайд 65

    Еще одно определение Фабрик мысли:

    Это – исследовательские организации в области политики (полиси), имеющие существенную автономию от правительства и групп интересов, частных фирм и политических партий.

    При этом понимается относительность этой автономии.

  • Слайд 66

    Как правило, такие структуры действуют

    • По контракту с властными структурами
    • Либо с бизнес-структурами
    • Иногда они ассоциированы с политическими партиями
    • А иногда – с крупными СМИ или медиа-концернами
  • Слайд 67

    Однако существуют и Фабрики мысли

    Действующие достаточно самостоятельно,

    При поддержке различных фондов

    И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества

    Именно такие структуры мы и называем Центрами публичной политики

  • Слайд 68

    Андрей Макарычев (Н.Новгород):

    Сегодня в России возникает различие между мозговыми центрами или «техническими» экспертными организациями и Центрами публичной политики, деятельность которых базируется на некоей общественно значимой метаидее.

  • Слайд 69

    Центры публичной политики и Фабрики Мысли

    Могут внести значительный вклад в управление публичной политикой и, таким образом, сыграть важную роль в формировании Открытого общества

    Они имеют возможность предоставить ответственным лицам, принимающим решения, независимую оценку по вопросам, которые влияют не только на судьбу отдельно взятой страны, но и общества в целом

  • Слайд 70

    Роли ФМ, как структур Гр. Об-ва:

    Играть роль медиатора между правительством и обществом

    Идентифицировать, артикулировать и оценивать текущие или возникающие темы, проблемы или предложения

    Трансформировать идеи и проблемы в конкретные задачи политики

    Выполнять роль информированного и независимого голоса в дебатах по поводу конкретных политик

    Обеспечивать конструктивный форум для обмена идеями и информацией между ключевыми стэйкхолдерами в процессе формулирования политики.

  • Слайд 71

    Одной из причин существенных успехов стран Восточной Европы

    В развитии демократических практик и публичной политик во всех смыслах

    Было наличие в 60-70 годы групп интеллектуалов, которые всерьез думали о конкретных путях и способах перехода их стран от авторитаризма к демократии

    Такие группы полностью отсутствовали в СССР

    Даже правозащитники не верили в возможность краха коммунистического режима

  • Слайд 72

    Сейчас условия для подобного анализа у нас в стране

    Существенно лучше, чем в СССР или даже в странах Восточной Европы при советском режиме

    И такой анализ также мог бы быть предметом деятельности Центров публичной политики

    И прежде всего было бы крайне важным проделать «Работу над ошибками», то есть выявить наши собственные сбои в реализации демократических реформ,

    А не только винить во всем «выходцев из спецслужб и силовых структур»

  • Слайд 73

    Итак направлением деятельности ЦПП могли бы быть:

    Анализ пройденных этапов развития публичной политики в нашей стране или в своем регионе

    Разработка технологий и методов публичной политики для сегодняшнего дня

    Прогнозирование ситуации, а также предложение оптимальных вариантов действия при реализации различных сценариев развития событий в Российской политике

  • Слайд 74

    Функции Центров публичной политики:

    • Исследовательская
    • Образовательная
    • Креативная
    • Медиаторская (Коммуникативная)
    • Внедренческая
    • «Обеспечивающие функции»
  • Слайд 75

    Представленность этих функций у различных ФМ, АЦ и ЦПП – различна.

    • Университеты – исследовательская и аналитическая функции
    • Лоббистские фирмы – внедренческая
    • Фабрики мысли – НЕ Центры публичной политики – исследовательская, креативная, внедренческая
    • Для ЦПП – критично наличие коммуникативной, и иногда - образовательной функции.
  • Слайд 76

    Например:

    Фонд ИНДЕМ: Исследовательская, креативная, внедренческая. Постепенно – коммуникативная

    Леонтьевский Центр – Также 4 функции, + коммуникативная

    Московская Школа Политических Исследований – в основном образовательная + коммуникативная

  • Слайд 77

    Фонд ИНДЕМ

  • Слайд 78

    Центр ИНТЕРЛИГАЛ

  • Слайд 79

    Экспертный институт

  • Слайд 80

    СПб центр СТРАТЕГИЯ

  • Слайд 81

    6. Проект СПб и Нижегородского филиалов НИУ ВШЭ

  • Слайд 82

    Осенью 2010 г. Научный фонд НИУ-ВШЭ

    В рамках конкурса «Учитель-ученики» поддержал проект

    Сравнительный анализ взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в процессе становления и развития публичной сферы двух регионов (Санкт-Петербург и Нижегородская область): институты, процессы и инновационные модели.

  • Слайд 83

    Состав творческого коллектива

    По два преподавателя и по три студента с каждой стороны

    От СПб – студентка магистратуры Л.А.Петрова и студенты 4 курса бакалавриата Я.В.Лопатина С.С.Шаповалов

  • Слайд 84

    .

  • Слайд 85
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке