Презентация на тему "Борьба за существование" 11 класс

Презентация: Борьба за существование
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии, подготовленная учителем специально для проведения занятия в старших классах, посвященное борьбе за существование в природе. Школьники узнают какие виды борьбы встречаются в природе и почему срабатывают механизмы защиты от перенаселения среды обитания.

Краткое содержание

  • Ч.Дарвин
  • Слон
  • Геометрическая прогрессия размножения
  • Вывод
  • Равновесное состояние популяции
  • Формы борьбы за существование
  • Внутривидовая борьба за существование
  • Причины внутривидовой борьбы за существование
  • Межвидовая форма борьбы за существование
  • Борьба с неблагоприятными условиями среды
  • Сравнительная характеристика
  • Определите формы борьбы за существование
  • Комплексы приспособлений, снижающие внутривидовую борьбу
  • Этология

Содержание

  • Презентация: Борьба за существование
    Слайд 1

    Борьба за существование

    Формы борьбы за существование

    Презентация к уроку в 11 классе. Составлена учителем биологии школы №125 г.Москвы Голиковой Г.В.

  • Слайд 2

    Цели и задачи урока

    • Дать понятие борьбы за существование – как движущей силы эволюции органического мира
    • Развивать познавательный интерес учащихся к предмету, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой
  • Слайд 3

    Ч.Дарвин писал:

    « Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая ( что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства.

    …я ради удобства прибегаю к общему термину «борьба за существование»

  • Слайд 4

    Дарвин:

    «Не существует ни одного исключения из правила, по которому любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что, не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары скоро заняло бы всю Землю.»

  • Слайд 5

    Слон

    «Плодиться медленнее всех известных животных. Скорее всего начинает плодиться в 13-летнем возрасте и заканчивает в 90. Приносит за этот промежуток времени не более 6 детенышей, а живет до ста лет; допустив эти цифры, получим, что за период в 740-750 лет от одной пары получилось бы 19 млн.живых слонов»

  • Слайд 6

    Геометрическая прогрессия размножения:

    Самка мухи, начиная с апреля, откладывает от 100 до 150 яиц за одну кладку.Таких кладок

    она производит около 6 в течение жизни. Если дать мухам беспрепятственно размножаться, потомство от одной пары мух может дойти к сентябрю до 5 598 720 млн.особей

  • Слайд 7

    Одна пара мышей

    Свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомства, что они сплошь заполнили бы всю сушу земного шара

  • Слайд 8

    Инфузория –туфелька- за год потомство составит полый шар, одна сторона его касалась бы

    Солнца, другая - Земли

  • Слайд 9

    Холерный вибрион

    может в течение дня дать 1 квадрильон 600 триллионов потомков, массой 100т

  • Слайд 10

    Пырей ползучий один из рекордсменов по репродуктивным свойствам, а все потому, что он

    размножается и семенами, и корневищами. Одно растение может дать до 10 000 семян, прорастающих через 10-15 дней, непроросшие семена не погибают и могут сохраняться в течение нескольких лет.

  • Слайд 11

    Вывод:

    Любой вид животных и растений может размножаться в геометрической прогрессии

    Такая тенденция вступает в противоречие с ограниченностью жизненных ресурсов.

  • Слайд 12

    Равновесное состояние популяции:

    • Все уровни благоприятны
    • Биологический потенциал
    • Взрыв численности
    • Сопротивлениесреды: хищники, паразиты, голод, болезни , неблагоприятные погодные условия, конкуренция
    • Снижение численности
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Ч.Дарвин:

    «…так как производиться более особей, чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба засуществование либо между особями того же вида, либо между особями разных видов, либо с физическими условиями жизни»

  • Слайд 15

    Вывод:

    В природе происходит непрерывная борьба за существование.

  • Слайд 16

    Формы борьбы за существование

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Внутривидовая борьба за существование

    • Происходит между особями одного вида
    • Это самая острая форма борьбы
    • Особи нуждаются в одних и тех же ресурсах
  • Слайд 19
    • Жук олень

    Внутривидовая форма борьбы

  • Слайд 20

    Причины внутривидовой борьбы за существование

    Состязание хищников за добычу

    Соперничество за самку, за территорию

    Соперничество за жизненное пространство

    За место размножения

  • Слайд 21

    Межвидовая форма борьбы за существование

    Протекает остро, если виды относятся к одному роду и, или нуждаются в одинаковых условиях обитания

  • Слайд 22

    Первый пример борьбы за еду между растением и животным зафиксировали на заболоченных

    почвах «цветущего» штата биологи университета Южной Флориды

  • Слайд 23
    • рысь
    • лиса
    • волк

    Межвидовая форма борьбы

    Пример:

    • «хищник-жертва»
    • «паразит-хозяин»
    • «растение-травоядное животное»
  • Слайд 24

    Борьба с неблагоприятными условиями среды

    • Карликовая береза
    • песец
  • Слайд 25

    Сравнительная характеристика

  • Слайд 26

    Определите формы борьбы за существование:

    1.В тундре все деревья карликовые

    2.В гнездо ласточки береговушки заползла змея.

    3.На кислой почве получили плохой урожай ячменя.

    4.Чайки живут колониями

    5.Густые всходы растений вытягиваются

  • Слайд 27

    6.Самой распространенной крысой в городах является пасюк, он вытесняет другие виды крыс.

    7.Летучие рыбы спасаются от погони, выпрыгивая из воды.

    8. «Стрекоз стальные челюсти нещадно,

    Рой насекомых истребляют жадно»

    (Эрамз Дарвин – дед Ч.Дарвина)

  • Слайд 28

    Комплексы приспособлений, снижающие внутривидовую борьбу:

    • Угроза
    • Демонстрация
    • Территориальность
    • Пространственное разрежение популяции
  • Слайд 29

    Агрессия- открытая неприязнь, вызывающая враждебность

  • Слайд 30

    Внутривидовая борьба снижается за счет демонстрации

  • Слайд 31

    Демонстрация

    1) Преимущество демонстрации перед дракой в меньшей вероятности гибели.

    2)Разрежение территории гнездования способствует снижению числа гнезд, уничтоженных и разоренных хищниками.

    3)Демонстрация и турнирные бои помогают выявить сильнейшего и избежать снижения численности вида.

  • Слайд 32

    Демонстрация силы самцами бегемотов

  • Слайд 33

    Турнир зубров

  • Слайд 34

    Демонстрация агрессии серебристой чайки

  • Слайд 35

    Схема территориальных отношений в стаде антилопы-гну

  • Слайд 36

    Выводы:

    Брачные сражения в стаде антилоп ведут к пространственному разрежению территории.

    2) Потомство оставляют наиболее сильные особи.

    3) Смертельные исходы в брачных сражениях редки – это способствует сохранению численности вида.

  • Слайд 37

    Гориллы

    Схема иерархических взаимосвязей в семье (автократия)

  • Слайд 38

    Выводы:

    1) У горилл нет естественных врагов, поэтому для этой группы характерна простая иерархическая пирамида.

    2)Биологический смысл иерархии в семье горилл в том, что таким образом поддерживается строгий порядок в группе, что способствует выживанию семьи в целом.

  • Слайд 39

    Этология –наука, изучающая поведение животных

    Наука, изучающая поведение животных

  • Слайд 40

    Какие формы борьбы представлены?

  • Слайд 41

    Домашнее задание: пар.63+ сообщения уч-ся по темам:

    • «Приспособленность растений к жизни в условиях тундры»
    • «Приспособленность животных в условиях тундры»
    • «Приспособленность растений к жизни в условиях пустыни»
    • «Приспособленность животных к жизни в условиях пустыни»

  • Слайд 42

    Ресурсы

    Учебник «Общая биология» 10-11 класс

    под редакцией академика В.К.Шумного и проф. Г.М.Дымшица. «Просвещение» ОАО «Московский учебник» М.2009

    Фотографии интернета:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке