Презентация на тему "Основные составляющие этики. Категории этического сознания"

Презентация: Основные составляющие этики. Категории этического сознания
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.24 Мб). Тема: "Основные составляющие этики. Категории этического сознания". Предмет: философия. 44 слайда. Для студентов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.4 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Основные составляющие этики. Категории этического сознания
    Слайд 1

    Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры

    Лекция 2. Основные составляющие этики. Категории этического сознания

    Профессиональная этика и этикет

    100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110.65 «Домоведение»

    Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды

    Слесарчук Ирина Анатольевна

  • Слайд 2

    Материал для восстановления знаний

    Структура этики

    2

    Этика

    Теория морали (теоретическая этика)

    Функции

    Нормативная этика

    Структура

    История

    Этических учений

    Морали

    Прикладная этика

    Высшие моральные ценности

    Конкретные ситуации и определенные сферы жизнедеятельности

  • Слайд 3

    План лекции

    3

    Характеристика теоретической этики

    1.1. Структура морали

    1.2. Свойства морали

    1.3. Функции морали

    1.4. Специфика морали

    Характеристика нормативной этики

    Основные категории этического сознания

    3.1. Добро и зло

    3.2. Долг, честь и достоинство

    3.3. Совесть и справедливость.

  • Слайд 4

    Ключевые понятия

    4

    Структура морали

    Моральное сознание

    Моральная практика

    Свойства морали

    Императивность

    Нормативность

    Оценочность

    Функции морали

    Регулятивная

    Воспитательная

    Ценностно-ориентирующая

    Коммуникативная

    Познавательная

    Гуманизирующая

  • Слайд 5

    Характеристика теоретической этики

    1 вопрос

  • Слайд 6

    Теория морали или теоретическая этика

    6

    Учение о:

    сущности морали

    основных принципах

    категориях морали

    структуре,

    функциях

    закономерностях.

    Пытается объяснить происхождение и эволюцию морали

    Доказывает, почему человек должен быть нравственен, какие основания он может использовать для аргументации правильности своих поступков

    Разрабатывается в основном профессиональными философами и писателями-моралистами

  • Слайд 7

    Структура теоретической этики

    7

    Фелинология

    Разделы теоретической этики

    Деонтология

    Аретология

    Учение о долге

    Учение о добродетелях

    Учение о счастье

    Учение о смерти

    Аксиология

    Танатология

    Учение о ценностях

  • Слайд 8

    Отличие морали от права и политики

    8

    Право

    Принуждение

    Политика

    Мораль

    Убеждение

    Убеждение

    Социальные регуляторы поведения

    Внешнее

    (через мнение других, общественное мнение)

    Внутреннее

    (через совесть)

    Внутреннее

    (через законопослушание)

    Внешнее

    (со стороны государства)

    Принуждение

    через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т. п. мероприятиях

    через партийную дисциплину или через применение силы в социальных, военных конфликтах

  • Слайд 9

    Структура морали

    9

    Мораль

    Моральная практика

    Моральное сознание

    Моральный факт

    Предметно-материальная деятельность людей, их реальное поведение

    Единичный поступок

    Духовная сторона морали

    Рационально-теоретический уровень:

    Моральные принципы

    Моральные нормы

    Моральные ценности

    Нравственный идеал

    Эмоционально-чувственный уровень (обыденный)

    Эмоции

    Чувства

    Переживания

    Единичный поступок

    Единичный поступок

    Линия морального поведения

  • Слайд 10

    Рационально-теоретический уровень морального сознания

    10

    Моральные принципы

    основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали (гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность).

    Моральные нормы

    конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе:

    требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

    требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным).

    Моральные ценности

    общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости.

    Нравственный идеал

    целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

  • Слайд 11

    Моральные принципы

    11

    Эгоизм

    Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия

    Альтруизм

    Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей

    Гуманизм

    Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности.

    Коллективизм

    принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи

    Толерантность

    терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений

  • Слайд 12

    Эмоционально-чувственное моральное сознание (обыденный уровень)

    12

    Определяет отношения человека:

    к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);

    к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);

    к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.).

  • Слайд 13

    Классификация свойств морали

    13

    Свойства морали

    Специфические

    Общезначимые

    социально-экономическая обусловленность содержания

    возможность активного воздействия на общественные процессы

    относительная самостоятельность к существующим условиям

    преемственность в развитии

    взаимодействие с другими формами общественного сознания

    Нормативность

    Императивность

    Оценочность

  • Слайд 14

    Императивность

    14

    это свойство повелительности, предписания, требовательности, обязательности исполнения

    форма выражения требований и предписаний морали, способ реализации ее норм и принципов.

    Например, императивные требования: «не лги», «не воруй», «не обманывай», «не убивай», «уважай других людей», «будь мужественным» и т.д.

  • Слайд 15

    Нормативность

    15

    воплощается при помощи определенных норм, правил, установок, поучений, заповедей и т. д., регулирующих поведение людей, их взаимоотношения.

    Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:

    1) требования —запреты (не лги, не лентяйничай, не бойся и т. д.);

    2) требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).

  • Слайд 16

    Оценочность

    16

    устанавливает соответствие или несоответствие поступка, мотива или поведения требованиям морали, предполагая учет конкретных обстоятельств и возможности действий личности на основе признания моральных ценностей

  • Слайд 17

    Функции морали

    17

    Регулятивная

    Регуляция поведения людей и общества в целом.

    Воспитательная

    Формирование у ребенка нравственных установок, привычек, внушение ему моральных запретов;

    Самовоспитание взрослого человека.

    Ценностно-ориентирующая

    Мораль дает нравственную ориентацию личности.

    Коммуникативная

    Ритуализация человеческого общения, создание различных его нормативов (этикет и др.);

    Гуманизация общения

    Познавательная

    Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает этические познания

    Гуманизирующая

    Стремление морали совершенствовать человека;

    Обязательность нравственных правил для всех людей, их равенстве

  • Слайд 18

    Специфика морали

    18

    Свойство морали требовать определенного поведения

    Безличность нравственного закона

    Универсальность морального требования

    Незаинтересованность морального мотива, непрагматичность моральной цели

    Свободная причинность

  • Слайд 19

    Характеристика нормативной этики

    2 вопрос

  • Слайд 20

    Нормативная этика

    20

    составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми

    выступает своеобразной формой связи теоретической этики ипрактической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике

  • Слайд 21

    Иерархия моральных ценностей

    21

    Моральные ценности

    по способу их взаимосвязи друг с другом

    по степени распространенности их значимости

    Альтернативные

    Комплиментарные

    по месту в иерархии ценностей

    Высшие моральные ценности

    Общечеловеческие

    (для человечества в целом)

    Индивидуальные

    (для отдельного человека)

    Групповые

    (для различных групп людей — наций, классов, объединений)

  • Слайд 22

    категории этики

    3 вопрос

  • Слайд 23

    Классификация этических категорий

    23

    Этические категории

    категории, выражающие всеобщие нравственные основания личности

    категории, определяющие универсальные значения нравственности, конечные цели личностного развития, наиболее общие принципы морали

    Справедливость

    Добро

    Долг

    Совесть

    категории, фиксирующие конечные формы отрицательных значений и принципов морали, сконцентрированных в понятии «зло»

    Счастье

    Добродетель

    Благо

    Правда

    Любовь

    Зависть

    Честь

    Достоинство

    Предательство

    Ложь

    Ненависть

    Подлость

  • Слайд 24

    Добро и зло – основные категории этики

    24

  • Слайд 25

    Понятия, связанные с понятием добра

    25

    Благо

    То,что ценно и значимо для людей

    Доброта

    Несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение

    качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей

    характеризует целостность личности (добрый человек добр и в мыслях, и в поступках)

    принципиально неэгоистична (связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека)

    Добродетель

    нравственно-похвальные человеческие качества

    Польза

    положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус

  • Слайд 26

    Соотношения добра и пользы

    26

  • Слайд 27

    Виды зла

    27

    Природное, естественное

    Стихийные силы, болезни и др.

    Не зависит от воли и деятельности человека

    Социальное

    Бунты, революции, войны

    Является частью исторического процесса

    Рождается под влиянием деятельности людей

    Не может контролироваться человеком

    Нравственное

    Творится под воздействием человека

    Сознания

    Воли

    Морального выбора

  • Слайд 28

    Особенности добра и зла

    28

    Всеобщий, универсальный характер

    Под «юрисдикцию» добра и зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей

    Конкретность и непосредственность

    Это понятия исторические, зависящие от реальных — конкретных — общественных отношений и обстоятельств

    Субъективность

    Они не принадлежат объективному миру, а действуют в области человеческого сознания и отношений

    Относительность

    Отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или мире потустороннем)

    Единство и неразрывная связь

    Они бессмысленны в отдельности

    Постоянная борьба, взаимная непобедимость

  • Слайд 29

    Долг - превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение

    Понятие долга и совести

    29

    Совесть (от старослав. «себя ведать», «себя знать») - сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется цельностью и устойчивостью

  • Слайд 30

    Свойства долга

    30

    Глубокая личная заинтересованность в исполнении обязанностей, добровольное принятие и осознание их необходимости

    Добровольность – от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности

    Иерархичность - долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед женой, матерью, детьми, перед «ближними» — друзьями, наконец, перед самим собой

  • Слайд 31

    Свойства совести

    31

    Не зависит от мнения других людей

    Соотносится только с долгом

    Действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует

    Является эмоциональным феноменом и, в то же время, основана на разуме

  • Слайд 32

    Совесть – внутренний регулятор

    32

    Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку

    Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение

    Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его

    Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания (угрызения, «муки совести»)

  • Слайд 33

    Виды совести

    33

    Авторитарная

    Ориентирована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение к совести человека имеет форму требования соответствия правилам

    Гуманистическая

    Зрелая совесть, является голосом «второго я», лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой

  • Слайд 34

    Честь - внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

    Понятие чести и достоинства

    34

    Достоинство - внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И лишь потом достоинство человека должно получить общественное признание. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира личности к общественному признанию.

  • Слайд 35

    Различия понятий чести и достоинства

    35

  • Слайд 36

    Гармоничное сочетание чести и достоинства

    человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести

    Адекватная высокая самооценка

    36

  • Слайд 37

    Гармоничное сочетание чести и достоинства

    зная свои достоинства и свой «потолок», человек не претендует на многое, не страдает излишним честолюбием и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд

    Адекватная низкая самооценка

    37

  • Слайд 38

    Преувеличенное чувство собственного достоинства

    Претенциозность — ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований.

    Результат:

    Высокомерие;

    Заносчивость;

    Нетерпимость к чужим мнениям и позициям;

    Излишняя подозрительность;

    Всюду враги, покушающиеся на честь и достоинство

    Неадекватная завышенная самооценка

    38

  • Слайд 39

    Заниженное чувство собственного достоинства

    комплекс неполноценности;

    неуверенность в себе;

    недооценка себя;

    излишняя скромность;

    лишенность всяких притязаний

    Неадекватная заниженная самооценка

    39

  • Слайд 40

    Выводы по 3 вопросу

    40

    Этические категории и принципы невозможно научно обосновать. Они не материальны. Их нельзя измерить, разложить на составляющие, подвергнуть тщательному структурному анализу. Они носят целеполагающий характер, задают направление развитию личности, реализуясь в поступках, в поведении человека.

  • Слайд 41

    Приобретенные знания

    41

    Знание сущности основных составляющих этики – теоретической и нормативной

    Знание свойств морали

    Знание функций морали

    Знание структуры морали

    Знание основных категорий этики

  • Слайд 42

    Вопросы для самопроверки

    42

    Каковы особенности этики как науки?

    Охарактеризуйте этическую проблематику.

    В чем заключается взаимосвязь этики и философии?

    Что такое «мораль» и «нравственность»?

    В чем заключаются основные функции «морали»?

  • Слайд 43

    Рекомендуемая литература

    43

    Профессиональная этика: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. М.Н. Росенко. – Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», 2006. – 200 с.

    Гуревич П.С. Этика: учебник для студ. вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – 416 с.

    Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 416 с.

  • Слайд 44

    44

    Использование материалов презентации

    Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

    Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке