Презентация на тему "Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез"

Презентация: Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез" знакомит с теорией развития психики человека, описывает необходимость наличия психики и ее развития. Обрисовывает уровни развития психики, проводит сравнительный анализ психики животных и человека, и пр.

Краткое содержание

  • 3 направления развития психики;
  • Когда и зачем нужна психика;
  • Филогенез психики;
  • Биологическая эволюция;
  • Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву;
  • Предпосылки человеческого сознания.

Содержание

  • Презентация: Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
    Слайд 1

    Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез

  • Слайд 2

    3 направления развития психики

    • Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции
    • Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития
    • Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду-альное развитие организма от оплодотворения до смерти.
  • Слайд 3

    Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)?

    Ситуации, где она не нужна:

    • Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание, теплорегуляция)

    Психика необходима:

    • Новые ситуации, требующие ориентировки
  • Слайд 4

    Филогенез психики

  • Слайд 5

    Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)?

    1. Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды:
      1. наследственные изменения строения животных;
      2. наследственные изменения поведения без изменения строения (рефлексы и инстинкты);
    2. Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды:
      1. функциональные изменения строения животных;
      2. изменения поведения животных «разумного» типа.
  • Слайд 6

    Врожденные формы поведения

    Инстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет «ключевой» пусковой раздражитель.

  • Слайд 7

    Формы получения нового опыта

    Облигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение

  • Слайд 8

    Критерии психического

  • Слайд 9

    Гипотеза А.Н. Леонтьева

    • Раздражимость. Чувствительность - способность живого существа реагировать на абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды;
    • Ощущение. Эксперименты по формированию чувствительности

  • Слайд 10

    Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву

    1. Элементарная сенсорная психика
    2. Перцептивная психика
    3. «Интеллектуальное» поведение животных
  • Слайд 11

    Д. Деннет: виды психики

    • Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде
    • Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору
  • Слайд 12

    Виды психики

    Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания

  • Слайд 13

    Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки.

  • Слайд 14

    Сравнительный анализ психики животных и человека

  • Слайд 15

    Предпосылки человеческого сознания

    • Выделение абстрактных отношений;
    • Коллективное поведение и «социальная» структура;
    • Передача коллективного опыта с между поколениями;
    • Использование и изготовление орудий труда;
    • Образ Я (гориллы);
    • Язык (пчелы);
    • Обучение языку (обезьяны).
  • Слайд 16

    Некоторые свойства человеческого языка (Ч. Хоккет)

    • Знаковый характер
    • Наличие грамматики
    • Семантичность
    • Открытость
    • Перемещаемость
    • Рефлексивность
    • Культурная преемственность
    • Дискретность
    • Уклончивость
  • Слайд 17

    Качественные отличия психики человека

    • Изготовление орудий с помощью орудий и сохранение орудий после использования;
    • Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков;
    • Некоторые языковые отличия.
  • Слайд 18

    Историогенез психики

  • Слайд 19

    Э. Дюркгейм

    3 вида (слоя) человеческой памяти

    1. Генетическая
    2. Культурная
    3. Индивидуальная
  • Слайд 20

    Психика в истории: социальные факты

    • существуют «вне» и «до» индивида;
    • обладают принудительной силой;
    • приобщение посредством воспитания.
  • Слайд 21

    Культурные различия: экспериментальные данные

    • Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан (1931-1932). Молоток – пила – полено – топор
    • Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок.
    • В Англии холодно и сыро; растет там хлопок или нет?

  • Слайд 22

    Культурные различия: результаты реконструкции

    • Связь человека с природой;
    • Связь естественного и сверхъестественного;
    • Представление о пространстве и времени;
    • Сопричастность.
  • Слайд 23

    Онтогенез психики

  • Слайд 24

    Кипу

  • Слайд 25

    Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский)

    • Процесс присвоения социо-культурного опыта человеком.
    • Орудия и знаки
    • Овладение своим поведением
    • Метод двойной стимуляции
    • Примеры: произвольное внимание, память, моторика, понятийное мышление и др.
  • Слайд 26

    Строение и свойства ВПФ

    • Опосредствованность (по составу)
    • Произвольность (по характеру регуляции)
    • Социальность (по про-исхождению)
    • Системность (по струк-туре)
  • Слайд 27

    Параллелограмм развития

  • Слайд 28

    Этапы развития ВПФ

    • Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический
    • Зона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и с помощью взрослого
  • Слайд 29

    «Геологическая» структура психики

    • «Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца
    • Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке