Презентация на тему "Архаические пласты музыкальной культуры"

Презентация: Архаические пласты музыкальной культуры
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Архаические пласты музыкальной культуры" рассказывает о первобытной культуре и шаманской музыке.

Краткое содержание

  1. Этимология
  2. Важнейшие черты первобытной культуры
  3. Основные мировоззренческие концепты, связанные со звуком
  4. Музыкальный язык шаманского обряда
  5. Музыка в системе культуры

Содержание

  • Презентация: Архаические пласты музыкальной культуры
    Слайд 1

    Архаические пласты музыкальной культуры

    Лектор – кандидат искусствоведения

    Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Введение

    Сохранилась ли в нас – людях 21 века - память о музыкальной архаике?

  • Слайд 3

    Этимология (происхождение) слова

    Архаика – от греч. archaikуs — старинный, древний, др.-греч. αρχι — старший, главный (отсюда архитектура, археология), греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип,

  • Слайд 4

    Периодизация первобыта

  • Слайд 5

    Как восстановить знания об утраченной музыке?

    • Археологические находки + исторические реконструкции
    • Этнографические и фольклористические исследования 18-21 вв.
    • Теоретические и исторические исследования культурной антропологии, музыковедения.
    • Насколько достоверно?
  • Слайд 6

    Самый младший или самый старший вид искусства?

  • Слайд 7

    Теория «натурального макета» А.Д.Столяра

  • Слайд 8

    Важнейшие черты первобытной культуры

    1. Синкретизм (греч. гр. synkretismosсоединение, объединение) – нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития

    • В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до 2-х лет) + синкретизм мышления первобытного человека.
    • В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в целом трудовой деятельности, бытовой, социальной, художественной),
    • В искусствознании = невыделенность искусства из синкретичного целого человеческого поведения + невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца, музыки, слова, изо.
  • Слайд 9

    2. Анимизм – вера в одушевленность всех явлений и процессов на земле.

    Частные формы:

    • – тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от определенного вида животных, реже растений,
    • фетишизм – вера в сверхъестественную связь объекта и высшей силы.

    Синтетическое музыкальное-речевое-пластическое действо-обряд как способ общения с духами.

  • Слайд 10

    Обожествление инструментов

    Лоб лоб — обрядовые деревянные пластинки «гуделки» (из коллекции Н. Н. Миклухо-Маклая, Музей антропологии и этнографии, Ленинград)

  • Слайд 11

    Барум — сигнальный барабан (деревня Волгу, Берег Маклая)

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов В СИНКРЕТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА.Автореферат дис-ции на соиск. уч. ст. д-ра ис-ведения по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство. – М., 2008.

    «звук-звучание-музыка» для комплексного представления феномена музыки, в котором соединяется звуковой материал, творческий процесс и форма (результат процесса).

    Применительно к фольклорной культуре данное триединое понятие расшифровывается следующим образом:

    • звук – сонорный эффект (возглас, хлопок, тон вокальной мелодии),
    • звучание – способ звукового поведения (музицирование, пение и др.),
    • музыка – результирующая форма звукового выражения (песенная импровизация, колыбельная и др.).
  • Слайд 14

    Основные мировоззренческие концепты, связанные со звуком

    • Звук - принадлежность живой материи (так как только живое имеет свой «голос»);
    • Звучание - атрибут и символ движения («дорожные» песни, поющиеся эпизодыэпических сказаний и шаманского ритуала);
    • Звучание - атрибут «одушевленности», так как мелодия – это звуковое воплощение души (традиция личной песни);
    • Звучание - атрибут красоты (например, «звенящая» упряжка, «звенящая» женщина);
  • Слайд 15
    • Звучание - средство коммуникации людей с миром духов (шаманские духи-помощники воплощаются исключительно с помощью звуковых манифестаций – пения специальных песен, имитации голосов животных, игры на бубне и др.);
    • Целительные свойства звука (пение в шаманском ритуале и эпосе);
    • Духовные свойства звучания - физического воплощения концепта Мирового дерева(космической вертикали для связи между мирами космоса). Песня как медиатор между миром людей и миром духов (в шаманстве), между разными социальными группами людей (иносказательное песенное общение юношей и девушек), между явью и сном (колыбельная).
  • Слайд 16

    Звучащее=сакральное

    Подобно Мировому дереву, «звук-звучание-музыка» соединяет сферы реальной и духовной жизни самодийских народов, она является носителем космической, или транс-культурной информации (идентификации человека, социума, первопредка, сверхъестественного мира), обеспечивает единство мировоззрения традиционной культуры, служит инструментом социальной и духовной активности.

  • Слайд 17

    Музыкальный язык шаманского обряда

    «Музыкальный язык шаманского обряда обладает строгой предназначенностью, и не используется вне обрядовых жанров»

    «Важнейшим отличием речи шаманских духов является ее омузыкаленность. Каждому шаманскому духу-помощнику сопутствует определенная мелодия, строго закрепленная за ним в качестве индивидуального музыкального маркера-"лейтмотива", по которой его безошибочно узнают участники обряда, знакомые с шаманской традицией. Начиная пение, шаман как бы перевоплощается в то существо, чью песню он поет»

  • Слайд 18

    Суть канонизации

    «…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских ритуалах, практически исчерпывается типами мелодий:

    • предковых (наследственных),
    • полученных в период инициации.

    Помимо этого, в ритуале ДюлсымякуКостеркина встречаются 2 песни-импровизации, созданные непосредственно в процессе шаманского ритуала. Однако подобное «песнетворчество» Дюлсымяку порицалось представителями старшего поколения нганасан, которые расценивали эти моменты новизны как «незнание шаманских песен» и «неумение держаться верной дороги». Возможно, появление импровизирующихся во время ритуала песен знаменует собой упадок шаманской традиции и поэтому порицается ее блюстителями. Можно сделать вывод, что классическое нганасанское шаманство признавало мелодику только первых двух типов и ориентировалось на традиционные мелодические образцы; мелодическая импровизация не применялась» Устные сообщения информантов, зафиксированные в полевых материалах автора 1991-1996 годов.

  • Слайд 19

    слушать

  • Слайд 20

    Самый древний инструмент?

  • Слайд 21

    Музыка в системе культуры

    • 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музыки и в отдельный вид искусства;
    • 2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
    • 3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).

    Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке