Презентация на тему "«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка" 10 класс

Презентация: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка" по литературе, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.42 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 10 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка
    Слайд 1

    «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

  • Слайд 2

    « Рабы власти без достоинства тираны, без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа». А.И.Герцен. Из статьи «О развитии революционных идей в России».

  • Слайд 3

    Путешествие продолжается…

    Закончив экскурсию по городу NN вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь. Непригляден, беден открывается дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

  • Слайд 4

    Помещик Манилов

  • Слайд 5

    Помещик Манилов- бесплодный мечтатель и фантазёр- приглашает вас на сладенькую болтовню»в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка. Визитка

  • Слайд 6

    Приятная встреча

    План: 1 .Описание усадьбы Маниловка. 2 .Авторская характеристика Манилова. З.Манилов и его отношение к друзьям, помещикам.

  • Слайд 7

    Усадьба помещика

    «…Дом господский стоял одиночкой на юрту, то есть на возвышение, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и на- считал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно…»

  • Слайд 8

    Мебель дома Манилова

    «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево: но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гости словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». Виной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…»

  • Слайд 9

    Портрет Манилова

    «… Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару… В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. В его кабинете всегда лежала какая-то заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»

  • Слайд 10

    Лексическая находка

    Запишите в тетрадь: Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры, заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

  • Слайд 11

    Помещица Коробочка

  • Слайд 12

    Визитка Помещица Коробочка Настасья Петровна- коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

  • Слайд 13

    Мебель в доме и пейзаж вокруг

  • Слайд 14

    Портрет помещицы,её речь и манеры.

  • Слайд 15

    Чичиков и Коробочка

    Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...».Казалось бы, Коробочка с куриной ограниченностью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его авантюризмом и головокружительной размашистостью задуманного предприятия.

  • Слайд 16

    Но сходство с нею у Чичикова есть, да и немалое. Не случайно здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, и его описание показывает, что шкатулка эта напоминает «комод» Коробочки. Кажется, что в шкатулке Чичикова, как и в комоде Коробочки, ничего нет, кроме дорожных вещей. Но нет! «Под верхним ящиком находится нижний, основное пространство которого занято кипами бумаг». Вот тутто и скрывается еще «маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько там было денег». Гений скопидомства, Коробочка тут же высоко оценивает чичиковский вариант ее «комода»: «Хорош у тебя ящик, отец мой... чай в Москве купил его?»«Дубинноголовая» Коробочка не так уж примитивна и проста, как это сперва может показаться. Исследователь «Мертвых душ» В. В. Федоров называет ее «союзником автора против подлеца - приобретателя Чичикова». Почему? Задумаемся: что именно не принимает в авантюре Чичикова Коробочка? Главный аргумент героя в диалоге с нею — полная непригодность покойников в хозяйстве — не имеет для Коробочки доказательной силы. «Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня только и останавливает, что ведь они уже мертвые».Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто целостное, пусть и на самом примитивном уровне.

  • Слайд 17

    Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда (из вполне здорового чувства целого) — нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать купленных им мертвецов из земли. На победоносном пути Чичикова к богатству, основанному на фикции, на использовании отчужденной от содержания формы («ревизская сказка»), встает примитивное сознание «дубинноголовой» Коробочки, в котором форма и содержание сохраняют свое единство. И Чичиков не может преодолеть пассивного сопротивления этого сознания. Не случайно на стене у Коробочки между картин, где были изображены птицы, висел портрет Кутузова!Но самое интересное в том, что такое же сопротивление противоестественному отчуждению формы от содержания почувствует в своей душе и Чичиков, когда он начнет приводить в порядок купчие крепости на «мертвых душ». Вдруг эти души оживут и воскреснут в его воображении со своими яркими характерами, со своей индивидуальной судьбой!Изображая характеры помещиков, Гоголь часто прибегает к обобщениям, завершающим портреты этих героев. Манилова он сравнивает со слишком «умным министром». А о Коробочке говорит: «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Да и «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого существования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома...»?

  • Слайд 18

    Обобщение по теме урока

    Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница- воры, слуги- «нечистоплотные пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время». Другая- пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка -домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

  • Слайд 19

    Пётр Михайлович Боклевский

  • Слайд 20

    Домашнее задание

    подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.

  • Слайд 21

    Аукцион в Маниловке

    Предлагается пять вопросов (лотов). Стоимость каждого — два балла. Кто из «покупателей» наберёт больше баллов, тот имеет полное право на получение хорошей оценки. Начали! 1. Что было написано на беседке у пруда? 2. Как звали жену Манилова? 3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? 4. Как звали детей Манилова? 5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке