Презентация на тему "Моногибридное скрещивание"

Презентация: Моногибридное скрещивание
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
23 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация «Моногибридное скрещивание» создана учителем биологии для проведения урока. Объяснены основные термины, два закона Менделя, подробно расписаны типовые генетические задачи. Текст написан достаточно мелким шрифтом, что может затруднять восприятие.

Краткое содержание

  • Моногибридное скрещивание. Определение.
  • Гибридологический метод. Альтернативные признаки.
  • Первый и второй законы Менделя.
  • Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.
  • Решение генетических задач.

Содержание

  • Презентация: Моногибридное скрещивание
    Слайд 1

    Моногибридное

    скрещивание

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Повторение.Дайте определение следующим терминам:

    Генетика

    Гены

    Наследственность

    Изменчивость

    Генотип

    Фенотип

    Доминантный признак

    Рецессивный признак

  • Слайд 3

    Проверь себя:

    Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов

    Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

    Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства

    Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки

    Генотип - совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей.

    Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

    Доминантный признак – проявляется в первом поколении.

    Рецессивный признак – подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии.

  • Слайд 4

    Новые понятия:

    Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства

    Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку

    Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов

    Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака

    Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)

    Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

    Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена

    Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена

  • Слайд 5

    Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков.

  • Слайд 6

    Гибридологический метод.

    В середине-конце 19-го столетия чешский учёный Г. Мендель занимался тем, что скрещивал между собой различные сорта гороха. Так были заложены основы того, что мы сейчас называем гибридологическим методом изучения наследственности.

    Самый простой тип скрещивания – это моногибридное скрещивание. В этом случае анализ проводится по паре взаимоисключающих (аллельных) признаков. Т.е. скрещиваются организмы, отличающиеся одним признаком, например, цветом.

  • Слайд 7

    Альтернативные признаки

  • Слайд 8

    Символы:

    P – родительское поколение

    F1 - первое поколение потомков

    F2 – второе поколение потомков

    A – ген, отвечающий за доминантный признак

    а – ген, отвечающий за рецессивный признак

    ♀ - женская особь

    ♂ - мужская особь

    АА – гомозигота по доминантному гену

    аа – гомозигота по рецессивному гену

    Аа - гетерозигота

  • Слайд 9

    Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения)

    – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

  • Слайд 10

    АА

    А

    А

    АА

    АА

    генотип

    фенотип

    Единообразие F1

    АА

    Чистая линия

  • Слайд 11

    аа

    аа

    а

    а

    аа

    аа

    Чистая линия

    Единообразие F1

  • Слайд 12

    АА

    аа

    А

    а

    Аа

    Аа

    генотип

    фенотип

    Единообразие F1

    доминантный признак

    рецессивный признак

    гомозиготные организмы

    Р.

    Х

  • Слайд 13

    х

    АА

    аа

    А Аа а

    ГАМЕТЫ

    Р(родители)

    F1 (первое поколение потомков)

    Аа Аа

  • Слайд 14

    Второй закон Менделя (закон расщепления)

    – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

  • Слайд 15

    Аа

    А

    а

    а

    Аа

    аа

    генотип

    фенотип

    аа

    Аа

    аа

  • Слайд 16

    F1 (первое поколение потомков)

    Х

    А а А а

    F2 (второе поколение потомков)

    АА Аа Аа аа

    Расщепление по фенотипу - 1:3

    Расщепление по генотипу - 1:2:1

  • Слайд 17

    Анализирующее скрещивание.

    Анализирующее скрещивание – один из основных методов, позволяющих установить генотип особи, по этой причине оно широко используется в генетике и селекции.

    Случается, селекционеру надо выяснить генотип неизвестной особи – гомозигота это или гетерозигота. В этих случаях проводят анализирующее скрещивание. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю. Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота. Для улучшения стада используются чистопородные животные, которые по генотипу являются гомозиготами (передают свои ценные качества потомству). Таким образом, становится понятным, почему определение генотипа является важным для фермера.

  • Слайд 18

    НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

    - ситуация, в которой ни один ГЕН не является ДОМИНИРУЮЩИМ. В результате в организме наблюдается влияние обоих генов. Например, растение с генами красных и белых цветков может цвести розовыми.

    Далеко не всегда гетерозиготные организмы по фенотипу точно соответствуют родителю, гомозиготному по доминантному гену. Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип, называют неполным доминированием. Неполное доминирование ни в коей степени не отменяет закон расщепления, но при неполном доминировании в потомстве гибрида (F2) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает, поскольку гетерозиготные особи (Аа) отличаются по внешнему виду от гомозигот (АА). Неполное доминирование или, как еще говорят, промежуточное проявление признака широко распространено в природе.

    Причины, приводящие к доминированию одного аллеля над другим, до сих пор еще не ясны. Однако ясно, что это не только следствие свойств гена, но и результат действия внешних условий, которые могут повлиять на степень доминирования.

  • Слайд 19

    Примеры неполного доминирования

  • Слайд 20

    Задача 1. При скрещивании черного петуха с белой курицей цыплята крапчатые, а во втором поколении происходит расщепление: 1 черный к двум крапчатым и 1 белому. Какое будет потомство от скрещивания крапчатых с черными и белыми?

    Решение генетических задач

    Дано:

    А – Черные

    а – Белые

    Аа – крапчатые

    F1 - ?

    Р

    АА × аа

    G

    А

    а

    F1

    Аа

    × Аа

    G

    А

    а

    А

    а

    F2

    АА

    Аа

    Аа

    аа

  • Слайд 21

    Задача 1. При скрещивании черного петуха с белой курицей цыплята крапчатые, а во втором поколении происходит расщепление: 1 черный к двум крапчатым и 1 белому. Какое будет потомство от скрещивания крапчатых с черными и белыми?

    Решение генетических задач

    Дано:

    А – Черные

    а – Белые

    Аа – крапчатые

    F1 - ?

    Р

    АА × Аа

    G

    А

    F3

    АА

    G

    А

    F3

    аА

    А

    а

    а

    Аа

    Р

    аа × Аа

    1

    Вывод: от скрещивания черных кур с крапчатыми, ожидается, что половина цыплят будут черными, а половина - крапчатыми

    2

    а

    Аа

    аа

    Вывод: и в этом случае от скрещивания белых и крапчатых кур и петухов, ожидается, что половина цыплят будут белыми, а половина - крапчатыми

  • Слайд 22

    У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания растений, имеющих генотипы аа и Аа.

    Аа

    аа

    Задача

  • Слайд 23

    Дано:

    S— зеленая окраска

    s — полосатая

    Фенотип F1 -?

    Р

    ♀ ss

    ♂Ss

    х

    полосатый

    зеленый

    S

    s

    s

    Ssss

    Ответ:в F1 1/2 растений будет с зеленой окраской плодов и 1/2 – полосатых

    Решение

    Г.(G)

    F1

    По генотипу 1:1

    По фенотипу 1:1

  • Слайд 24

    Запишите домашнее задание:

Посмотреть все слайды

Конспект

image1.png

Кобелева С.А.

Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.

Класс 11

Конспект урока.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Вирусы. Строение и многообразие.

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации

«Вирусы. Строение и классификация», сообщение учащихся.

Цели урока: Знакомство учащихся с особенностью строения и жизнедеятельности вирусов.

Задачи урока:

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

Закрепить интерес к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с литературой и компьютерными средствами.

Воспитывать бережное отношение к друг другу, имение слушать рассказчика.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме. Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Изучение нового материала (25 мин.)

Физкультпауза (1 мин.)

Закрепление знаний (10 мин.)

Задание на дом (4 мин.)

Ход урока.

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Здравствуйте, садитесь.

Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть с урока много нового и интересного.

Итак, приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение многообразия представителей нашей планеты, рассмотрим неклеточные формы жизни - Вирусы.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Вирусы. Строение и многообразие. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

Изучение нового материала (25 мин.)

Вирусы являются облигатными паразитами, использующими генетические ресурсы хозяина в значительно большей степени, чем бактерии. Внешним проявлением вирулентности вируса являются разрушение инфицированных вирусом клеток и возникающие в результате разрушения тканей физиологические изменения в организме хозяина.

Вирус (с лат. «яд») - неклеточная форма жизни. Они являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. функционирующие только при попадании внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

Запишите в тетради определение.(Слайд №3)

Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.

Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. (Слайд №4)

Жизненный цикл вируса. Значение вируса.

Вирус проникает в клетку хозяина- инфицирование.

Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

Множество новых вирусов покидают клетку.

При этом клетка либо погибает, либо остается жива. (Слайд №5)

Работа с учебником.

Прочитайте § 21, и заполните таблицу.

Проверим таблицу.

- Отдел

- Строение тела.

- Способы питания.

- Способы размножения.

- Представители.

- Значение.

Отдел

Строение тела

Способы

питания

Способы

размножения

Представители

Значение

(Слайд №6)

Размножение вирусов.

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов.

Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.

Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.

Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни).

Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Классификация (Слайд № 7)

Класс I: вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК

Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК для репликации попадают в ядро клетки, так как им требуется клеточная ДНК-полимераза. Также репликация ДНК этих вирусов сильно зависит от стадии клеточного цикла. В некоторых случаях вирус может вызывать деления клетки, что может приводить к раковому перерождению.

Класс II: вирусы, содержащие одноцепочечную ДНК

Класс III: вирусы, содержащие двуцепочечную РНК

Как и большинство РНК-вирусов, представители класса III реплицируют геномную РНК в цитоплазме и используют полимеразы хозяина в меньшей степени, чем ДНК-вирусы.

Классы IV и V: вирусы, содержащие одноцепочечную РНК

Классы IV и V включают вирусы двух типов, репликация которых не зависит от стадии клеточного цикла. Наряду с вирусами, содержащими двуцепочечную ДНК, эти вирусы наиболее изучены.

Класс IV: вирусы, содержащие одноцепочечную (+)РНК

Непосредственно на (+) геномной РНК вирусов IV класса может идти синтез белка на рибосомах клетки хозяина. Вирусы классифицируют на две группы, в зависимости от особенностей РНК:

у вирусов с полицистронной мРНК трансляция приводит к образованию полипротеина, который затем разрезается на зрелые белки. С одной цепи РНК может синтезироваться несколько разных белков, что снижает длину генов.

вирусы со сложной транскрипцией содержат субгеномные мРНК, синтез белка идет со сдвигом рамки считывания, также используется протеолитический процессинг полипротеинов. Эти механизмы обеспечивают синтез разных белков с одной цепи РНК.

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ (Слайд №8,9)

Полноценная по строению и инфекционная, т.е. способная вызвать заражение, вирусная частица вне клетки называется вирионом. Сердцевина («ядро») вириона содержит одну молекулу, а иногда две или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Белковый чехол, покрывающий нуклеиновую кислоту вириона и защищающий ее от вредных воздействий окружающей среды, называется капсидом. Нуклеиновая кислота вириона является генетическим материалом вируса (его геномом) и представлена дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) или рибонуклеиновой кислотой (РНК), но никогда двумя этими соединениями сразу. (Хламидии, риккетсии и все другие «истинно живые» микроорганизмы содержат одновременно ДНК и РНК.) Нуклеиновые кислоты самых мелких вирусов содержат три или четыре гена, тогда как самые крупные вирусы имеют до ста генов.

У некоторых вирусов в дополнение к капсиду имеется еще и внешняя оболочка, состоящая из белков и липидов. Она образуется из мембран зараженной клетки, содержащих встроенные вирусные белки. Термины «голые вирионы» и «лишенные оболочки вирионы» используются как синонимы. Капсиды самых мелких и просто устроенных вирусов могут состоять лишь из одного или нескольких видов белковых молекул. Несколько молекул одного или разных белков объединяются в субъединицы, называемые капсомерами. Капсомеры, в свою очередь, образуют правильные геометрические структуры вирусного капсида. У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол.

У отдельных бактериофагов (вирусов бактерий; фагов) смешанный тип симметрии. У т.н. «хвостатых» фагов головка имеет вид сферического капсида; от нее отходит длинный трубчатый отросток – «хвост».

Встречаются вирусы с еще более сложным строением. Вирионы поксвирусов (вирусы группы оспы) не имеют правильного, типичного капсида: между сердцевиной и наружной оболочкой у них располагаются трубчатые и мембранные структуры.

(Слайд №10) Капси́д — внешняя оболочка вируса, состоящая из белков. Капсид выполняет несколько функций.

Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.

Определение потенциала к заражению клетки.

На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

В заражённой клетке вирус рано или поздно начинает размножаться, используя инфраструктуру клетки. Белки, составляющие капсид, синтезируются на основе генетического материала вируса. Некоторые типы вирусов, покидая заражённую клетку, отхватывают часть клеточной мембраны и «закутываются» в неё, создавая тем самым дополнительный уровень защиты.

Капсиды большинства вирусов имеют спиральную или икосаэдрическую симметрию. В случае спиральной симметрии (например, у вируса табачной мозаики) составные части капсида формируют цилиндр из уложенных по спирали белковых глобул, внутри которого находится генетический материал вируса. В случае икосаэдрической симметрии (например, у многих бактериофагов) образуется квази-сферическая структура капсида. В случае «закутанного» капсида отдельные части капсида (спирального или икосаэдрического) открыты окружающей среде, в то время как большая часть его скрыта мембраной.

Структурный анализ основных типов капсидов используется в классификации вирусов. Так, по результатам структурного анализа капсида в одну группу были помещены бактериофаг PRD1, вирус хлорелл, обитающих в Paramecium bursaria, и аденовирус млекопитающих.

(Слайд №11)Размеры вирусов.

Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м). Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии и риккетсии), которые тоже являются облигатными паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя).

Значение вирусов.

(Слайд №12)

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

(Слайд №13)

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

- Какие вирусы встречаются в нашей местности?

- Мы сейчас послушаем сообщение о вирусных болезнях растений в нашей местности.

Физкультпауза (1 мин.)

Выполняем простейшие движения на развитие и восстановление мышц тела: шеи, грудной клетки. Позвоночника.

Закрепление знаний (10 мин.)

(Слайд №16)

Фронтальная беседа по вопросам.

Задание на дом.

§ 21, приготовить сообщение по плану: �1. Вид вируса.�2.Вызываемое заболевание.�3. Течение заболевания и клинические признаки болезни. �4. Профилактика и способы лечения.

Спасибо за работу, до свидание.

Литература:

Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.

Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.

Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.medbiol.ru/medbiol/infect_har/00103f9f.htm

http://festival.1september.ru/articles/609983/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3799/ВИРУСЫ

http://www.it-med.ru/library/v/virus.htm

Картинки:

http://images.slanet.ru/~src1774025/Udalenie_virusov_s_kompyuterov_T_2412495.jpg

http://www.elitelawyerproject.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/e-coli-streptococci.jpg

http://static.guim.co.uk/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2008/10/21/virus460.jpg

http://www.biografija.ru/pictures/m_22587.jpg

http://s56.radikal.ru/i151/1106/c2/19c401849413.jpg

http://scopeweb.mit.edu/wp-content/uploads/2010/09/nci-adenovirus.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlG_Fch_dfnVo2I9TSWgSZqgfp9Y05O3b-nSELiVcLO6hqm7n-

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRmajWMIG5RShH4-wD30KWccnJTqeGoDF1GfoQwkheZ_m454zhA

http://www.biology.ru/course/content/models/screensh/fag.jpg

http://maraq.info/wp-content/uploads/2011/06/suzenek.jpg

http://admin.ziarulring.com/images/resized/sida-nu-e-incurabila-resized.jpg

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0003-007-Virusy.png

http://zabaikalsknew.narod.ru/virus.jpg

http://www.umbrellacorporation.com/home/images/stories/umbrella/umbrella_t-virus.jpg

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSc6UkORU0v6s5zmOad4-Zkatmi-poYUiVguPAafScG724dfR9V

image1.png

Кобелева С.А.

Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.

Класс 11

Конспект урока.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Вирусы. Строение и многообразие.

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации

«Вирусы. Строение и классификация», сообщение учащихся.

Цели урока: Знакомство учащихся с особенностью строения и жизнедеятельности вирусов.

Задачи урока:

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

Закрепить интерес к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с литературой и компьютерными средствами.

Воспитывать бережное отношение к друг другу, имение слушать рассказчика.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме. Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Изучение нового материала (25 мин.)

Физкультпауза (1 мин.)

Закрепление знаний (10 мин.)

Задание на дом (4 мин.)

Ход урока.

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Здравствуйте, садитесь.

Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть с урока много нового и интересного.

Итак, приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение многообразия представителей нашей планеты, рассмотрим неклеточные формы жизни - Вирусы.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Вирусы. Строение и многообразие. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

Изучение нового материала (25 мин.)

Вирусы являются облигатными паразитами, использующими генетические ресурсы хозяина в значительно большей степени, чем бактерии. Внешним проявлением вирулентности вируса являются разрушение инфицированных вирусом клеток и возникающие в результате разрушения тканей физиологические изменения в организме хозяина.

Вирус (с лат. «яд») - неклеточная форма жизни. Они являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. функционирующие только при попадании внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

Запишите в тетради определение.(Слайд №3)

Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.

Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. (Слайд №4)

Жизненный цикл вируса. Значение вируса.

Вирус проникает в клетку хозяина- инфицирование.

Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

Множество новых вирусов покидают клетку.

При этом клетка либо погибает, либо остается жива. (Слайд №5)

Работа с учебником.

Прочитайте § 21, и заполните таблицу.

Проверим таблицу.

- Отдел

- Строение тела.

- Способы питания.

- Способы размножения.

- Представители.

- Значение.

Отдел

Строение тела

Способы

питания

Способы

размножения

Представители

Значение

(Слайд №6)

Размножение вирусов.

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов.

Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.

Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.

Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни).

Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Классификация (Слайд № 7)

Класс I: вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК

Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК для репликации попадают в ядро клетки, так как им требуется клеточная ДНК-полимераза. Также репликация ДНК этих вирусов сильно зависит от стадии клеточного цикла. В некоторых случаях вирус может вызывать деления клетки, что может приводить к раковому перерождению.

Класс II: вирусы, содержащие одноцепочечную ДНК

Класс III: вирусы, содержащие двуцепочечную РНК

Как и большинство РНК-вирусов, представители класса III реплицируют геномную РНК в цитоплазме и используют полимеразы хозяина в меньшей степени, чем ДНК-вирусы.

Классы IV и V: вирусы, содержащие одноцепочечную РНК

Классы IV и V включают вирусы двух типов, репликация которых не зависит от стадии клеточного цикла. Наряду с вирусами, содержащими двуцепочечную ДНК, эти вирусы наиболее изучены.

Класс IV: вирусы, содержащие одноцепочечную (+)РНК

Непосредственно на (+) геномной РНК вирусов IV класса может идти синтез белка на рибосомах клетки хозяина. Вирусы классифицируют на две группы, в зависимости от особенностей РНК:

у вирусов с полицистронной мРНК трансляция приводит к образованию полипротеина, который затем разрезается на зрелые белки. С одной цепи РНК может синтезироваться несколько разных белков, что снижает длину генов.

вирусы со сложной транскрипцией содержат субгеномные мРНК, синтез белка идет со сдвигом рамки считывания, также используется протеолитический процессинг полипротеинов. Эти механизмы обеспечивают синтез разных белков с одной цепи РНК.

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ (Слайд №8,9)

Полноценная по строению и инфекционная, т.е. способная вызвать заражение, вирусная частица вне клетки называется вирионом. Сердцевина («ядро») вириона содержит одну молекулу, а иногда две или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Белковый чехол, покрывающий нуклеиновую кислоту вириона и защищающий ее от вредных воздействий окружающей среды, называется капсидом. Нуклеиновая кислота вириона является генетическим материалом вируса (его геномом) и представлена дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) или рибонуклеиновой кислотой (РНК), но никогда двумя этими соединениями сразу. (Хламидии, риккетсии и все другие «истинно живые» микроорганизмы содержат одновременно ДНК и РНК.) Нуклеиновые кислоты самых мелких вирусов содержат три или четыре гена, тогда как самые крупные вирусы имеют до ста генов.

У некоторых вирусов в дополнение к капсиду имеется еще и внешняя оболочка, состоящая из белков и липидов. Она образуется из мембран зараженной клетки, содержащих встроенные вирусные белки. Термины «голые вирионы» и «лишенные оболочки вирионы» используются как синонимы. Капсиды самых мелких и просто устроенных вирусов могут состоять лишь из одного или нескольких видов белковых молекул. Несколько молекул одного или разных белков объединяются в субъединицы, называемые капсомерами. Капсомеры, в свою очередь, образуют правильные геометрические структуры вирусного капсида. У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол.

У отдельных бактериофагов (вирусов бактерий; фагов) смешанный тип симметрии. У т.н. «хвостатых» фагов головка имеет вид сферического капсида; от нее отходит длинный трубчатый отросток – «хвост».

Встречаются вирусы с еще более сложным строением. Вирионы поксвирусов (вирусы группы оспы) не имеют правильного, типичного капсида: между сердцевиной и наружной оболочкой у них располагаются трубчатые и мембранные структуры.

(Слайд №10) Капси́д — внешняя оболочка вируса, состоящая из белков. Капсид выполняет несколько функций.

Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.

Определение потенциала к заражению клетки.

На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

В заражённой клетке вирус рано или поздно начинает размножаться, используя инфраструктуру клетки. Белки, составляющие капсид, синтезируются на основе генетического материала вируса. Некоторые типы вирусов, покидая заражённую клетку, отхватывают часть клеточной мембраны и «закутываются» в неё, создавая тем самым дополнительный уровень защиты.

Капсиды большинства вирусов имеют спиральную или икосаэдрическую симметрию. В случае спиральной симметрии (например, у вируса табачной мозаики) составные части капсида формируют цилиндр из уложенных по спирали белковых глобул, внутри которого находится генетический материал вируса. В случае икосаэдрической симметрии (например, у многих бактериофагов) образуется квази-сферическая структура капсида. В случае «закутанного» капсида отдельные части капсида (спирального или икосаэдрического) открыты окружающей среде, в то время как большая часть его скрыта мембраной.

Структурный анализ основных типов капсидов используется в классификации вирусов. Так, по результатам структурного анализа капсида в одну группу были помещены бактериофаг PRD1, вирус хлорелл, обитающих в Paramecium bursaria, и аденовирус млекопитающих.

(Слайд №11)Размеры вирусов.

Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м). Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии и риккетсии), которые тоже являются облигатными паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя).

Значение вирусов.

(Слайд №12)

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

(Слайд №13)

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

- Какие вирусы встречаются в нашей местности?

- Мы сейчас послушаем сообщение о вирусных болезнях растений в нашей местности.

Физкультпауза (1 мин.)

Выполняем простейшие движения на развитие и восстановление мышц тела: шеи, грудной клетки. Позвоночника.

Закрепление знаний (10 мин.)

(Слайд №16)

Фронтальная беседа по вопросам.

Задание на дом.

§ 21, приготовить сообщение по плану: �1. Вид вируса.�2.Вызываемое заболевание.�3. Течение заболевания и клинические признаки болезни. �4. Профилактика и способы лечения.

Спасибо за работу, до свидание.

Литература:

Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.

Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.

Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.medbiol.ru/medbiol/infect_har/00103f9f.htm

http://festival.1september.ru/articles/609983/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3799/ВИРУСЫ

http://www.it-med.ru/library/v/virus.htm

Картинки:

http://images.slanet.ru/~src1774025/Udalenie_virusov_s_kompyuterov_T_2412495.jpg

http://www.elitelawyerproject.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/e-coli-streptococci.jpg

http://static.guim.co.uk/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2008/10/21/virus460.jpg

http://www.biografija.ru/pictures/m_22587.jpg

http://s56.radikal.ru/i151/1106/c2/19c401849413.jpg

http://scopeweb.mit.edu/wp-content/uploads/2010/09/nci-adenovirus.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlG_Fch_dfnVo2I9TSWgSZqgfp9Y05O3b-nSELiVcLO6hqm7n-

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRmajWMIG5RShH4-wD30KWccnJTqeGoDF1GfoQwkheZ_m454zhA

http://www.biology.ru/course/content/models/screensh/fag.jpg

http://maraq.info/wp-content/uploads/2011/06/suzenek.jpg

http://admin.ziarulring.com/images/resized/sida-nu-e-incurabila-resized.jpg

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0003-007-Virusy.png

http://zabaikalsknew.narod.ru/virus.jpg

http://www.umbrellacorporation.com/home/images/stories/umbrella/umbrella_t-virus.jpg

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSc6UkORU0v6s5zmOad4-Zkatmi-poYUiVguPAafScG724dfR9V

Скачать конспект

Сообщить об ошибке