Презентация на тему "Культура Византии" 6 класс

Презентация: Культура Византии
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Культура Византии" рассказывает о том, как развивалась культурная жизнь Византийской империи, каков был уровень образования населения, какие стили использовались в живописи, архитектуре, каков был уровень развития науки и как повлияла культура Византии на остальной мир.

Краткое содержание

  • Развитие образования;
  • Научные знания;
  • Архитектура;
  • Живопись;
  • Культурные связи Византии.

Содержание

  • Презентация: Культура Византии
    Слайд 1

    Культура Византии

  • Слайд 2

    План урока

    1. Развитие образования.
    2. Научные знания.
    3. Архитектура.
    4. Живопись.
    5. Культурные связи Византии.
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

  • Слайд 4

    Повторение пройденного

  • Слайд 5

    Вступление

    В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

  • Слайд 6

    Развитие образования

    • В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
    • Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.
  • Слайд 7
    • Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.
    • В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.
  • Слайд 8

    Научные знания

    Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик(IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.

  • Слайд 9
    • Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии;сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.
    • Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).
  • Слайд 10
    • Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.
    • Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.
  • Слайд 11

    Архитектура

    Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

  • Слайд 12

    Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть 2 или 4.

  • Слайд 13
    • Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софиив Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
    • Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.
  • Слайд 14

    В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

  • Слайд 15

    Живопись

    • В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой— изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками— картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
    • В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.
  • Слайд 16

    Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах— треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

  • Слайд 17

    Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы— его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

  • Слайд 18

    В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

  • Слайд 19

    В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

  • Слайд 20

    В храмах и жилищах помещали иконы— живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь»— была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

  • Слайд 21

    Культурные связи Византии

    В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

  • Слайд 22

    Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Использованные материалы

    • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г.
    • Иллюстрации:
    • - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.
  • Слайд 25

    Собор Святой Софии в описании современников

    Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.)«В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том... Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение».

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Влияние культуры Византии

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке