Презентация на тему "Начало славных дел Петра"

Презентация: Начало славных дел Петра
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Начало славных дел Петра" рассказывает об эпохе правления Петра Великого, его внешней политике (Азовских походах, Великом посольстве), а также внутренних преобразованиях (в армии, культуре и быту). Информация презентации разбита на удобные для восприятия блоки.

Краткое содержание

  • Время Петра Великого;
  • Потешные игры и серьезные дела;
  • Азовские походы;
  • Великое посольство;
  • Возвращение в Москву;
  • Первые новшества.

Содержание

  • Презентация: Начало славных дел Петра
    Слайд 1

    Домашнее задание

    • §41 читать, ответить на вопросы;
    • изучить материал презентации;
    • найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.
  • Слайд 2

    Начало славных дел Петра

  • Слайд 3

    План урока

    1. Время Петра Великого;
    2. Петр и его «кумпания»;
    3. Потешные игры и серьезные дела;
    4. Азовские походы;
    5. Великое посольство;
    6. Возвращение в Москву;
    7. Первые новшества.
  • Слайд 4

    Время Петра Великого

    • Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,— важнейший рубеж в отечественной истории
    • Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I
    • Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше своих предшественников, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились

  • Слайд 5
    • Правда, начал он преобразования отнюдь не в 1682 г., когда формально стал царем, и не в 1689 г., когда устранил от власти свою сестру-соперницу Софью. Еще несколько лет ушло на потехи и забавы, взросление и учение
    • Власть оказалась в 1689 г. в руках царицы Натальи Кирилловны, матери Петра, ее родственников Нарышкиных и их советников
    • Вся эта компания, в которую вошли и Лопухины - родственники Петра по молодой жене, пустилась обкрадывать казну и людей За ними тянулись другие бояре, дворяне, приказные, столичные и местные. Началось, как писал впоследствии князь Б. И. Куракин, «правление весьма непорядочное», «мздоимство великое и кража государственная»
  • Слайд 6

    Петр и его «кумпания»

    • У Петра сложилась своя«кумпания» в селе Преображенском и Немецкой слободе под Москвой, где он стал бывать все чаще: здесь жили генералы и офицеры, которых он привлекал к своим «потешным играм», разный мастеровой люд
    • Среди них – генерал шотландец Патрик Гордон, проявивший себя как способный военачальник во время Чигиринских походов, весельчак швейцарец Франц Лефорт, ставшие близкими царю людьми, его помощниками
  • Слайд 7

    Из русских наиболее близок к царю был Меншиков, «Алексашка», ловкий и услужливый, невежественный (не умел толком имя свое подписать), но преданный патрону

  • Слайд 8
    • Царь был непрерывно в движении - в делах и увеселениях: устраивал смотры, военные игры, готовил и запускал фейерверки строил корабли, испытывал новые суда и пушки, учился у инженеров, артиллеристов, математиков, плотников
    • А в перерывах между занятиями он пировал со своей компанией то у Гордона или Лефорта, то у Б. Голицына или Л. Нарышкина, своего дяди

  • Слайд 9
    • В марте 1690 г. скончался патриарх Иоаким. Нужно было выбрать нового патриарха. Петр высказался за Маркела, митрополита псковского, человека образованного, умного
    • Но матушка и ее приближенные воспротивились: ведь Маркел говорил на «варварских языках» - латинском и французском, был учен слишком и ко всему прочему носил очень короткую бороду. Петр уступил, и патриархом избрали митрополита казанского Адриана, удовлетворявшего требованиям ревнителей старины
  • Слайд 10

    Потешные игры и серьезные дела

    • У себя в Преображенском и на Переяславском озере Петр делал все по-своему
    • Так, он приказал, например, переодеть своих солдат в новые мундиры. Лефорт в его присутствии показал им военные приемы, эволюции Царь, сам в иноземном мундире, участвовал в экзерцициях (военных учениях), быстро научился стрелять из ружей и пушек, копать шанцы (окопы), наводить понтоны, закладывать мины и многое другое.
    • Более того, Петр решил сам пройти все ступени военной службы, начиная с барабанщика

  • Слайд 11
    • В ходе показательных сражений на суше и маневров «флота» на воде выковывались кадры солдат и матросов, офицеров, генералов и адмиралов, отрабатывались боевые навыки
    • На Переяславском озере построили два малых фрегата, три яхты, сам Петр на Москве-реке сооружал небольшие гребные суда
    • В конце лета 1691 г. появившись на Переяславском озере, царь заложил первый русский военный корабль
    • Строить его должен был Ромодановский, ставший волей царя адмиралом. Петр сам с охотой участвовал в строительстве. Корабль соорудили, спустили на воду. Но размеры озера не давали необходимого простора для маневров
  • Слайд 12
    • В 1693 г. с большой свитой царь отправился в Архангельск - в то время единственный морской порт России. Впервые он увидел море и настоящие большие корабли - английские, голландские, немецкие, стоявшие на рейде
    • Петр все с интересом осматривал, обо всем расспрашивал, размышлял о заведении русского флота, расширении торговли. С помощью Лефорта он заказал за рубежом большой корабль, снаряжение его поручили амстердамскому бургомистру и известному ученому Витзену
    • В Архангельске тоже начали постройку двух кораблей. Царь первый раз в жизни совершил плавание по морю - Белому, северному, холодному и угрюмому

  • Слайд 13
    • Осенью он снова был в Москве. Тяжело пережив кончину матушки, в апреле 1694 г. Петр снова поехал в Архангельск По прибытии в порт, к радости Петра, его ждал готовый корабль, который спустили на воду 20 мая. Через месяц достроили второй и 28 июня спустили на воду 21 июля прибыл и корабль, изготовленный по заказу в Голландии. Дважды, в мае и августе, сначала на яхте «Святой Петр», потом на кораблях, царь плавал по морю, и оба раза в шторм он подвергался опасности из-за неумения управлять как следует судами
    • По окончании всех испытаний и торжеств в русском флоте появился еще один адмирал - Лефорт, представитель славной сухопутной Швейцарии
  • Слайд 14
    • Осенью 1694 г. Петр в окрестностях Москвы под деревней Кожухово приказал соорудить крепость с бойницами, обнесенную земляным валом и рвом В ней засела стрелецкая армия Бутурлина, а осадой и штурмом занимались новые полки Ромодановского
    • Использовались все приемы ведения войны, заранее подготовили ее план, составленный Гордоном и другими. Военные действия продолжались три недели, и в них участвовало до 30 тыс. человек, по 15 тыс. с каждой стороны. Имелись убитые и раненые
    • Как участники Кожуховской баталии, так и её наблюдатели - были уверены, что войска готовятся к войне с Турцией. Потому и игра велась «по-настоящему»
  • Слайд 15

    Азовские походы

    • Еще в Архангельске в разговорах с Лефортом и прочими «компанейцами» Петр обсуждал вопрос о море, его крайней необходимости для России
    • Петр замышлял поход в южном направлении, но не прямо против Крыма, через бесконечные степи, а несколько левее, по Дону, к его - турецкой крепости Азов
    • К этому толкали царя и настойчивые требования Австрии и Польши, союзников России по антитурецкому Священному союзу
    • В январе 1695 г. всем служилым людям объявили указ: собираться для похода на Крым под начальством боярина Б.П. Шереметева
  • Слайд 16
    • Его войско двинулось по Днепру к низовьям. Будущий фельдмаршал захватил четыре турецкие крепости на Днепре, две из них разрушил, в двух других оставил русские гарнизоны
    • Однако основные события развернулись восточнее, на Дону. Для похода к Азову выделили 31 тыс. человек, отборные русские полки
    • Войска Головина и Лефорта плыли по Москве-реке и Оке, Волге и Дону и достигли Азова 29 июня. Появилось и войско Гордона, шедшее сухим путем.
  • Слайд 17
    • Осада Азова длилась три месяца и славы русскому оружию не принесла. У стен турецкой крепости командовали три начальника, единый командующий в русской армии отсутствовал. Все они - Головин, Гордон и Лефорт - враждовали между собой
    • Войска действовали разновременно. Флота у русских не было, и турки без помех подвозили морем подкрепления и продовольствие. В действиях русской артиллерии не хватало мощи и силы
    • Организовали 2 штурма - в августе и сентябре, но успеха не добились. Осаждавшие понесли большие потери. Петр отдал в начале октября приказ об отступлении
    • Царь не опустил руки от первой неудачи и энергично принял немедленные меры: все сухопутные войска он поручил командующему, генералиссимусу А.С. Шеину, флот, который нужно было еще построить, - адмиралу Лефорту
  • Слайд 18
    • Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 г. Верфи были созданы в Воронеже и окрестных местах. Выбор не был случайным. На берегах Дона и Вороны уже издавна сооружали плоскодонные речные суда - струги
    • Вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. Они и пошли в ход. Зимой Петр направился в Воронеж, несколько месяцев наблюдал за постройкой судов, сам не раз брал в руки топор. Сюда согнали 26 тыс. плотников
    • К началу апреля начали спускать на воду суда. А изготовили их немало: 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 стругов. Сюда же, к Воронежу, стянули войска - до 40 тыс. солдат и стрельцов
    • В конце мая 1696 г. русская армия пришла к своим прошлогодним окопам и, обновив их, начала бомбардировку Азова
  • Слайд 19
    • Днем и ночью 12 тыс. человек возводили земляной вал с тем, чтобы поднять его выше крепостных стен. Осажденные попытались помешать осуществлению этого плана Гордона, но их отбили
    • Город окружили со всех сторон. На Дону действовала русская флотилия - сначала казаки на небольших судах уничтожили турецкие корабли, разгружавшиеся у стен крепости, потом русская эскадра вышла в море, где на рейде располагались тяжелые турецкие корабли с пехотой, запасами продовольствия, снаряжением, и не позволила войти им в устье Дона, пройти к осажденной крепости
    • Турецкий гарнизон Азова, видя безнадежность положения, капитулировал. Город стал опорным пунктом России на южных рубежах, базой для армии Петра.
    • Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны
  • Слайд 20

    План взятия Азова

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Великое посольство

    • Вскоре последовал указ - во главе Великого посольства в страны Западной Европы Петр поставил генерал-адмирала Ф. Лефорта, генерала и комиссара Ф.А. Головина, руководителя Посольского приказа и думного дьяка П.Б. Возницына
    • В марте 1697 г. посольство выехало из Москвы. В нем числилось более 250 «персон»; среди них - 35 «валантиров» (волонтеров), в том числе и урядник Преображенского полка Петр Михайлов царь Петр, решивший ехать инкогнито
    • Как и другие волонтеры, он должен был учиться на Западе корабельному делу, морской науке. Фактически с начала и до конца он возглавлял посольство, направлял во всем его работу
  • Слайд 23
    • Впервые правитель Московского государства отправлялся в мирное время в зарубежные страны. Официальной целью посольства являлось подтверждение союза европейских стран, направленного против Турции и Крыма
    • Царь и посольство побывали в Риге и Курляндии, германских княжествах и Нидерландах, Англии и Австрии
    • Они ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, а также с музеями, театрами, обсерваториями и лабораториями. Было нанято более 800 мастеров разных специальностей для работы в России
    • Однако Петр узнал, что его западноевропейские союзники ведут переговоры с Турцией о мире, и России не остается ничего, как смириться с этим
  • Слайд 24
    • Антитурецкий союз разваливался на глазах, державы в тот период готовились к войне друг с другом за «испанское наследство»
    • Многое для Петра оказалось весьма интересным, неожиданным. Так, он ознакомился с английской парламентской системой. Он приехал в здание парламента, но присутствовать на его заседании отказался - через слуховое окно под крышей царь слушал прения на совместном заседании палаты лордов и палаты общин
    • В Англии он посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон. Его интересовали прежде технические достижения стран Запада, а не правовая система.
    • Всю жизнь Петр как правитель оставался абсолютным монархом, деспотом, нередко жестоким и беспощадным
  • Слайд 25

    Возвращение в страну

    • Из Нидерландов Петр поехал в Дрезден, а оттуда в Вену. Он собирался побывать также в Венеции, но письмо из Москвы от «князя-кесаря» разрушает все эти планы
    • Ромодановский писал о восстании четырех стрелецких полков. Царь поспешил домой
    • Возвращение в Москву. Только после Кракова Петр узнал о разгроме восставших стрельцов
    • Дальше ехали уже не спеша. В Раве Русской Петр встретился с Августом II - курфюрстом саксонским и королем Речи Посполитой. В разговорах с глазу на глаз оба правителя, ставшие приятелями, оформили на словах, скрепив их взаимными клятвами, союз против Швеции
    • 25 августа 1698 г. Петр вернулся в Москву. Его ждали неотложные дела
  • Слайд 26
    • Все эти дни, занимаясь делами или пирами, Петр вникал в обстоятельства восстания стрельцов летом 1698 г. В своих суждениях он и раньше и теперь во многом заблуждался, ему застилала глаза и мутила разум старая и непримиримая ненависть к стрельцам, Софье, Милоелавским
    • После розыска, продолжавшегося по 1700 г., более тысячи человек закончили свою жизнь на плахе и виселицах, других сослали
    • Царь планировал расформировать все другие стрелецкие полки, но началась Северная война, и вскоре из бывших московских стрельцов сформировали новые полки. Они хорошо показали себя в Полтавской битве и других операциях. Но постепенно их переводили в солдаты
    • Окончательно московские стрельцы исчезают в 1713 г. Стрельцов же из других городов расформировали только во второй четверти столетия, уже после смерти Петра Великого
  • Слайд 27

    Утро стрелецкой казни. В.И. Суриков, 1881 г.

  • Слайд 28

    Возвращение в страну

    • Политическая жизнь столицы переместилась в Преображенское. Сюда потянулись бояре
    • То что они пережили при первой встрече с царем, поразило и их самих, и современников, долгие годы рассказывавших потом детям и внукам о случившемся в тот памятный день: принимая бояр, Петр приказал подать ему ножницы и тут же пустил их в ход - на пол посыпались отрезанные самим царем бороды
    • Шок испытали самые влиятельные лица - генералиссимус А. С. Шеин, «князь-кесарь» Ф. Ю. Ромодановский и другие
    • Но всем пришлось смириться, тем более что царь не ограничился первой встряской, а упорно продолжал войну с бородами
    • Так Петр, в обычной своей манере, решительно и деспотически грубо рвал со стариной в быту
  • Слайд 29
    • Не считаясь с недовольством бояр и духовенства, Петр объявил в указах, что брить бороды должны все подданные. Знать относительно быстро и легко примирилась, рассталась с бородой
    • Простой же люд ответил глухим ропотом и сопротивлением. Тогда власти объявили, что те, кто желает носить бороды, должны платить налог: богатый купец - 100 рублей в год (деньги огромные по тем временам), дворяне и чиновники - 60, горожане - 30 рублей, крестьяне – по копейке при въезде в город и выезде из него. Не платили налог только лица духовного звания. В итоге выиграла казна, пострадали убежденные бородачи
  • Слайд 30

    Первые новшества

    • Петр не ограничился борьбой с бородами. Меры царя вносили изменения в жизнь русских людей
    • Это можно сказать, например, об ассамблеях, обучении юношей - недорослей, а подчас и более зрелых по возрасту людей политесу, умению вести себя в обществе, о введении вместо долгополого и широкорукавного платья коротких кафтанов европейского покроя, причем суконных, а не роскошных, как раньше, - парчовых, бархатных, шелковых
    • Еще более важное значение имели другие нововведения, принятые в 1699-1700 гг. Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставили вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами
    • Для армейских полков требовались госпитали и медицинский персонал, знание медицинской науки. За большие деньги нанимали специалистов-иностранцев
  • Слайд 31
    • Приглашенный из Англии профессор Абердинcкого университета Генри Фарварсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в Навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы
    • В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые такие книги на русском языке издали в 1699-1701 гг. в Амстердаме.
    • 19 декабря 1699 г. указ Петра возвестил, что отныне в России, как и в других странах Европы, летосчисление будет вестись не от сотворения мира, а от рождения Христа. На следующий день новый указ повелел начинать новый год не с 1 сентября, а с 1 января
  • Слайд 32
    • По указу 10 марта 1699 г. был учрежден орден Святого апостола Андрея Первозванного
    • Удивляя соотечественников, Петр с этого же времени, в отличие от своих предшественников на русском престоле, стал собственноручно подписывать акты международного характера - грамоты, ратификации. Царь сам при закрытых дверях вел переговоры с иностранными представителями в Москве
  • Слайд 33
    • В январе 1699 г. Петр обнародовал указ о городской реформе. Создаются органы городского самоуправления - Ратуша в Москве и земские избы в других городах
    • Целью реформы являлось ограждение купцов от приказной волокиты и разорения. На Ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов
    • Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов. Правительство, проводя эту реформу, надеялось на оживление ремесла, промышленности и торговли
  • Слайд 34
    • Высшим законосовещательным и судебным органом оставалась Боярская дума. Она состояла из высших думных чинов - бояр, кравчих, окольничих, думных дворян, думных дьяков
    • В начале 1690-х гг. их было 182 человека, а в конце века - 112. Старые члены Думы умирали, новые же назначения почти не производились. Боярская дума, таким образом, вымирала естественным путем
    • На заседаниях Думы присутствовали далеко не все, обычно человек 30-40: одних посылали с поручениями по стране, других попросту не приглашали. Самое же главное состояло в том, что Дума теперь занималась второстепенными вопросами
    • Важные дела рассматривал и решал единолично царь, и оповещали о них его именные указы. Да и в самой Боярской думе появились новшества, дотоле небывалые, - князь Ф. Ю. Ромодановский, не являвшийся формально ее членом (имел чин стольника), по воле Петра председательствовал на заседаниях Думы
  • Слайд 35
    • Продолжали работать приказы. Их насчитывалось более 40. Как и раньше, проводилось объединение приказов
    • Закрыли Земский приказ, ведавший полицейскими функциями в Москве. Их передали Стрелецкому приказу, который стал называться приказом Земских дел
    • Петр, с одной стороны, делал то же что и его предшественники: пытался как-то централизовать, обобщить, упростить управление; с другой - он вводил новые учреждения, прежде всего по военному управлению, и это понятно - начиналась Северная война за выход к Балтике. Общее количество приказов сократилось с 44 до 34
    • Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: требовал от нее отчеты о доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не избрали
  • Слайд 36
    • Вместо него назначили местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который имел только функции духовного пастыря
    • А имущество церкви поступило в Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр провел частичную секуляризацию

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке