Презентация на тему "Вирусы. Строение и многообразие."

Презентация: Вирусы. Строение и многообразие.
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.9
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Вирусы. Строение и многообразие." по Биологии. Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 2.9 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.72 Мб.

Содержание

  • Презентация: Вирусы. Строение и многообразие.
    Слайд 1

    Тема урока:Вирусы.Строение и многообразие.

    Кобелева С.А. Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала

  • Слайд 2

    Цели урока:

    Изучить строение вируса; Рассмотреть классификацию вирусов; Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

  • Слайд 3

    Понятие вируса.Вирус(с лат. «яд»)-неклеточная форма жизни. Они являютсяоблигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. функционирующие только при попадании внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

  • Слайд 4

    История открытия.

    Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским. Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа.

  • Слайд 5

    Жизненный цикл вируса.(основные положения)

    Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков. Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни). Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

  • Слайд 6

    Размножение вируса

  • Слайд 7

    Классификация вирусов.

  • Слайд 8

    Строение вируса.

    Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко вообще не считают живыми. Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид)..

  • Слайд 9

    Строение вируса бактериофага.

  • Слайд 10

    Типы капсид.

    Различают три основных типа симметрии: Икосаэдрический Спиральный Сложный 1. 2. 3. Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

  • Слайд 11

    Размеры вирусов.

    Мельчайшие живые организмы. Размеры варьируются от 20 до 300 нм. В среднем в 50 раз меньше бактерий. Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа. Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.

  • Слайд 12

    Значение вирусов.

    1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка), Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

  • Слайд 13

    2.Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных. Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген. Значение вирусов.

  • Слайд 14

    Слева: вирус гриппа.Справа: вирус папилломы человека.

    Примеры вирусов.

  • Слайд 15

    Вирус СПИДа–«чумы XX века». Примеры вирусов.

  • Слайд 16

    1.Что такое вирус?2.Какие бывают вирусы (классификация)? 3.Что такое вирион?4.Перечислите основные типы капсид.

    Закрепление. Ответьте на вопросы.

  • Слайд 17

    Домашнее задание:

    § 21, приготовить сообщение по плану: 1. Вид вируса.2.Вызываемое заболевание.3. Течение заболевания и клинические признаки болезни. 4. Профилактика и способы лечения.

  • Слайд 18

    Литература: Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005. Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

  • Слайд 19

    Интернет ресурсы: http://www.medbiol.ru/medbiol/infect_har/00103f9f.htm http://festival.1september.ru/articles/609983/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3799/ВИРУСЫ http://www.it-med.ru/library/v/virus.htm Картинки: http://images.slanet.ru/~src1774025/Udalenie_virusov_s_kompyuterov_T_2412495.jpg http://www.elitelawyerproject.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/e-coli-streptococci.jpg http://static.guim.co.uk/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2008/10/21/virus460.jpg http://www.biografija.ru/pictures/m_22587.jpg http://s56.radikal.ru/i151/1106/c2/19c401849413.jpg http://scopeweb.mit.edu/wp-content/uploads/2010/09/nci-adenovirus.jpg http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlG_Fch_dfnVo2I9TSWgSZqgfp9Y05O3b-nSELiVcLO6hqm7n- http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRmajWMIG5RShH4-wD30KWccnJTqeGoDF1GfoQwkheZ_m454zhA http://www.biology.ru/course/content/models/screensh/fag.jpg http://maraq.info/wp-content/uploads/2011/06/suzenek.jpg http://admin.ziarulring.com/images/resized/sida-nu-e-incurabila-resized.jpg http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0003-007-Virusy.png http://zabaikalsknew.narod.ru/virus.jpg http://www.umbrellacorporation.com/home/images/stories/umbrella/umbrella_t-virus.jpg http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSc6UkORU0v6s5zmOad4-Zkatmi-poYUiVguPAafScG724dfR9V

Посмотреть все слайды

Конспект

image1.png

Кобелева С.А.

Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.

Класс 11

Конспект урока.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Вирусы. Строение и многообразие.

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации

«Вирусы. Строение и классификация», сообщение учащихся.

Цели урока: Знакомство учащихся с особенностью строения и жизнедеятельности вирусов.

Задачи урока:

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

Закрепить интерес  к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с литературой и компьютерными средствами.

Воспитывать бережное отношение к друг другу, имение слушать рассказчика.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме. Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Изучение нового материала (25 мин.)

Физкультпауза (1 мин.)

Закрепление знаний (10 мин.)

Задание на дом (4 мин.)

Ход урока.

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Здравствуйте, садитесь.

Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть с урока много нового и интересного.

Итак, приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение многообразия представителей нашей планеты, рассмотрим неклеточные формы жизни - Вирусы.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Вирусы. Строение и многообразие. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

Изучение нового материала (25 мин.)

Вирусы являются облигатными паразитами, использующими генетические ресурсы хозяина в значительно большей степени, чем бактерии. Внешним проявлением вирулентности вируса являются разрушение инфицированных вирусом клеток и возникающие в результате разрушения тканей физиологические изменения в организме хозяина.

Вирус (с лат. «яд») - неклеточная форма жизни. Они являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. функционирующие только при попадании внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

Запишите в тетради определение.(Слайд №3)

Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.

Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. (Слайд №4)

Жизненный цикл вируса. Значение вируса.

Вирус проникает в клетку хозяина- инфицирование.

Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

Множество новых вирусов покидают клетку.

При этом клетка либо погибает, либо остается жива. (Слайд №5)

Работа с учебником.

Прочитайте § 21, и заполните таблицу.

Проверим таблицу.

- Отдел

- Строение тела.

- Способы питания.

- Способы размножения.

- Представители.

- Значение.

Отдел

Строение тела

Способы

питания

Способы

размножения

Представители

Значение

(Слайд №6)

Размножение вирусов.

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов.

Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.

Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.

Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни).

Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Классификация (Слайд № 7)

Класс I: вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК

Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК для репликации попадают в ядро клетки, так как им требуется клеточная ДНК-полимераза. Также репликация ДНК этих вирусов сильно зависит от стадии клеточного цикла. В некоторых случаях вирус может вызывать деления клетки, что может приводить к раковому перерождению.

Класс II: вирусы, содержащие одноцепочечную ДНК

Класс III: вирусы, содержащие двуцепочечную РНК

Как и большинство РНК-вирусов, представители класса III реплицируют геномную РНК в цитоплазме и используют полимеразы хозяина в меньшей степени, чем ДНК-вирусы.

Классы IV и V: вирусы, содержащие одноцепочечную РНК

Классы IV и V включают вирусы двух типов, репликация которых не зависит от стадии клеточного цикла. Наряду с вирусами, содержащими двуцепочечную ДНК, эти вирусы наиболее изучены.

Класс IV: вирусы, содержащие одноцепочечную (+)РНК

Непосредственно на (+) геномной РНК вирусов IV класса может идти синтез белка на рибосомах клетки хозяина. Вирусы классифицируют на две группы, в зависимости от особенностей РНК:

у вирусов с полицистронной мРНК трансляция приводит к образованию полипротеина, который затем разрезается на зрелые белки. С одной цепи РНК может синтезироваться несколько разных белков, что снижает длину генов.

вирусы со сложной транскрипцией содержат субгеномные мРНК, синтез белка идет со сдвигом рамки считывания, также используется протеолитический процессинг полипротеинов. Эти механизмы обеспечивают синтез разных белков с одной цепи РНК.

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ (Слайд №8,9)

Полноценная по строению и инфекционная, т.е. способная вызвать заражение, вирусная частица вне клетки называется вирионом. Сердцевина («ядро») вириона содержит одну молекулу, а иногда две или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Белковый чехол, покрывающий нуклеиновую кислоту вириона и защищающий ее от вредных воздействий окружающей среды, называется капсидом. Нуклеиновая кислота вириона является генетическим материалом вируса (его геномом) и представлена дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) или рибонуклеиновой кислотой (РНК), но никогда двумя этими соединениями сразу. (Хламидии, риккетсии и все другие «истинно живые» микроорганизмы содержат одновременно ДНК и РНК.) Нуклеиновые кислоты самых мелких вирусов содержат три или четыре гена, тогда как самые крупные вирусы имеют до ста генов.

У некоторых вирусов в дополнение к капсиду имеется еще и внешняя оболочка, состоящая из белков и липидов. Она образуется из мембран зараженной клетки, содержащих встроенные вирусные белки. Термины «голые вирионы» и «лишенные оболочки вирионы» используются как синонимы. Капсиды самых мелких и просто устроенных вирусов могут состоять лишь из одного или нескольких видов белковых молекул. Несколько молекул одного или разных белков объединяются в субъединицы, называемые капсомерами. Капсомеры, в свою очередь, образуют правильные геометрические структуры вирусного капсида. У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол.

У отдельных бактериофагов (вирусов бактерий; фагов) смешанный тип симметрии. У т.н. «хвостатых» фагов головка имеет вид сферического капсида; от нее отходит длинный трубчатый отросток – «хвост».

Встречаются вирусы с еще более сложным строением. Вирионы поксвирусов (вирусы группы оспы) не имеют правильного, типичного капсида: между сердцевиной и наружной оболочкой у них располагаются трубчатые и мембранные структуры.

(Слайд №10) Капси́д — внешняя оболочка вируса, состоящая из белков. Капсид выполняет несколько функций.

Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.

Определение потенциала к заражению клетки.

На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

В заражённой клетке вирус рано или поздно начинает размножаться, используя инфраструктуру клетки. Белки, составляющие капсид, синтезируются на основе генетического материала вируса. Некоторые типы вирусов, покидая заражённую клетку, отхватывают часть клеточной мембраны и «закутываются» в неё, создавая тем самым дополнительный уровень защиты.

Капсиды большинства вирусов имеют спиральную или икосаэдрическую симметрию. В случае спиральной симметрии (например, у вируса табачной мозаики) составные части капсида формируют цилиндр из уложенных по спирали белковых глобул, внутри которого находится генетический материал вируса. В случае икосаэдрической симметрии (например, у многих бактериофагов) образуется квази-сферическая структура капсида. В случае «закутанного» капсида отдельные части капсида (спирального или икосаэдрического) открыты окружающей среде, в то время как большая часть его скрыта мембраной.

Структурный анализ основных типов капсидов используется в классификации вирусов. Так, по результатам структурного анализа капсида в одну группу были помещены бактериофаг PRD1, вирус хлорелл, обитающих в Paramecium bursaria, и аденовирус млекопитающих.

(Слайд №11)Размеры вирусов.

Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м). Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии и риккетсии), которые тоже являются облигатными паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя).

Значение вирусов.

(Слайд №12)

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

(Слайд №13)

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

- Какие вирусы встречаются в нашей местности?

- Мы сейчас послушаем сообщение о вирусных болезнях растений в нашей местности.

Физкультпауза (1 мин.)

Выполняем простейшие движения на развитие и восстановление мышц тела: шеи, грудной клетки. Позвоночника.

Закрепление знаний (10 мин.)

(Слайд №16)

Фронтальная беседа по вопросам.

Задание на дом.

§ 21, приготовить сообщение по плану: �1. Вид вируса.�2.Вызываемое заболевание.�3. Течение заболевания и клинические признаки болезни. �4. Профилактика и способы лечения.

Спасибо за работу, до свидание.

Литература:

Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.

Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.

Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.medbiol.ru/medbiol/infect_har/00103f9f.htm

http://festival.1september.ru/articles/609983/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3799/ВИРУСЫ

http://www.it-med.ru/library/v/virus.htm

Картинки:

http://images.slanet.ru/~src1774025/Udalenie_virusov_s_kompyuterov_T_2412495.jpg

http://www.elitelawyerproject.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/e-coli-streptococci.jpg

http://static.guim.co.uk/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2008/10/21/virus460.jpg

http://www.biografija.ru/pictures/m_22587.jpg

http://s56.radikal.ru/i151/1106/c2/19c401849413.jpg

http://scopeweb.mit.edu/wp-content/uploads/2010/09/nci-adenovirus.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlG_Fch_dfnVo2I9TSWgSZqgfp9Y05O3b-nSELiVcLO6hqm7n-

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRmajWMIG5RShH4-wD30KWccnJTqeGoDF1GfoQwkheZ_m454zhA

http://www.biology.ru/course/content/models/screensh/fag.jpg

http://maraq.info/wp-content/uploads/2011/06/suzenek.jpg

http://admin.ziarulring.com/images/resized/sida-nu-e-incurabila-resized.jpg

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0003-007-Virusy.png

http://zabaikalsknew.narod.ru/virus.jpg

http://www.umbrellacorporation.com/home/images/stories/umbrella/umbrella_t-virus.jpg

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSc6UkORU0v6s5zmOad4-Zkatmi-poYUiVguPAafScG724dfR9V

image1.png

Кобелева С.А.

Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.

Класс 11

Конспект урока.

Тема урока по учебно-тематическому плану: Вирусы. Строение и многообразие.

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации

«Вирусы. Строение и классификация», сообщение учащихся.

Цели урока: Знакомство учащихся с особенностью строения и жизнедеятельности вирусов.

Задачи урока:

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

Закрепить интерес  к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с литературой и компьютерными средствами.

Воспитывать бережное отношение к друг другу, имение слушать рассказчика.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме. Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Этапы урока:

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Изучение нового материала (25 мин.)

Физкультпауза (1 мин.)

Закрепление знаний (10 мин.)

Задание на дом (4 мин.)

Ход урока.

Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Здравствуйте, садитесь.

Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть с урока много нового и интересного.

Итак, приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение многообразия представителей нашей планеты, рассмотрим неклеточные формы жизни - Вирусы.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Вирусы. Строение и многообразие. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

Изучение нового материала (25 мин.)

Вирусы являются облигатными паразитами, использующими генетические ресурсы хозяина в значительно большей степени, чем бактерии. Внешним проявлением вирулентности вируса являются разрушение инфицированных вирусом клеток и возникающие в результате разрушения тканей физиологические изменения в организме хозяина.

Вирус (с лат. «яд») - неклеточная форма жизни. Они являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, т. е. функционирующие только при попадании внутрь бактериальной или эукариотической клетки.

Запишите в тетради определение.(Слайд №3)

Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.

Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. (Слайд №4)

Жизненный цикл вируса. Значение вируса.

Вирус проникает в клетку хозяина- инфицирование.

Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

Множество новых вирусов покидают клетку.

При этом клетка либо погибает, либо остается жива. (Слайд №5)

Работа с учебником.

Прочитайте § 21, и заполните таблицу.

Проверим таблицу.

- Отдел

- Строение тела.

- Способы питания.

- Способы размножения.

- Представители.

- Значение.

Отдел

Строение тела

Способы

питания

Способы

размножения

Представители

Значение

(Слайд №6)

Размножение вирусов.

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов.

Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.

Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.

Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни).

Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Классификация (Слайд № 7)

Класс I: вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК

Вирусы, содержащие двуцепочечную ДНК для репликации попадают в ядро клетки, так как им требуется клеточная ДНК-полимераза. Также репликация ДНК этих вирусов сильно зависит от стадии клеточного цикла. В некоторых случаях вирус может вызывать деления клетки, что может приводить к раковому перерождению.

Класс II: вирусы, содержащие одноцепочечную ДНК

Класс III: вирусы, содержащие двуцепочечную РНК

Как и большинство РНК-вирусов, представители класса III реплицируют геномную РНК в цитоплазме и используют полимеразы хозяина в меньшей степени, чем ДНК-вирусы.

Классы IV и V: вирусы, содержащие одноцепочечную РНК

Классы IV и V включают вирусы двух типов, репликация которых не зависит от стадии клеточного цикла. Наряду с вирусами, содержащими двуцепочечную ДНК, эти вирусы наиболее изучены.

Класс IV: вирусы, содержащие одноцепочечную (+)РНК

Непосредственно на (+) геномной РНК вирусов IV класса может идти синтез белка на рибосомах клетки хозяина. Вирусы классифицируют на две группы, в зависимости от особенностей РНК:

у вирусов с полицистронной мРНК трансляция приводит к образованию полипротеина, который затем разрезается на зрелые белки. С одной цепи РНК может синтезироваться несколько разных белков, что снижает длину генов.

вирусы со сложной транскрипцией содержат субгеномные мРНК, синтез белка идет со сдвигом рамки считывания, также используется протеолитический процессинг полипротеинов. Эти механизмы обеспечивают синтез разных белков с одной цепи РНК.

СТРОЕНИЕ ВИРУСОВ (Слайд №8,9)

Полноценная по строению и инфекционная, т.е. способная вызвать заражение, вирусная частица вне клетки называется вирионом. Сердцевина («ядро») вириона содержит одну молекулу, а иногда две или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Белковый чехол, покрывающий нуклеиновую кислоту вириона и защищающий ее от вредных воздействий окружающей среды, называется капсидом. Нуклеиновая кислота вириона является генетическим материалом вируса (его геномом) и представлена дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) или рибонуклеиновой кислотой (РНК), но никогда двумя этими соединениями сразу. (Хламидии, риккетсии и все другие «истинно живые» микроорганизмы содержат одновременно ДНК и РНК.) Нуклеиновые кислоты самых мелких вирусов содержат три или четыре гена, тогда как самые крупные вирусы имеют до ста генов.

У некоторых вирусов в дополнение к капсиду имеется еще и внешняя оболочка, состоящая из белков и липидов. Она образуется из мембран зараженной клетки, содержащих встроенные вирусные белки. Термины «голые вирионы» и «лишенные оболочки вирионы» используются как синонимы. Капсиды самых мелких и просто устроенных вирусов могут состоять лишь из одного или нескольких видов белковых молекул. Несколько молекул одного или разных белков объединяются в субъединицы, называемые капсомерами. Капсомеры, в свою очередь, образуют правильные геометрические структуры вирусного капсида. У разных вирусов форма капсида является характерной особенностью (признаком) вириона.

Вирионы со спиральным типом симметрии, как у вируса табачной мозаики, имеют форму удлиненного цилиндра; внутри белкового чехла, состоящего из отдельных субъединиц – капсомеров, находится свернутая спираль нуклеиновой кислоты (РНК). Вирионы с икосаэдрическим типом симметрии (от греч. eikosi – двадцать, hedra – поверхность), как у полиовируса, имеют сферическую, а точнее, многогранную форму; их капсиды построены из 20 правильных треугольных фасеток (поверхностей) и похожи на геодезический купол.

У отдельных бактериофагов (вирусов бактерий; фагов) смешанный тип симметрии. У т.н. «хвостатых» фагов головка имеет вид сферического капсида; от нее отходит длинный трубчатый отросток – «хвост».

Встречаются вирусы с еще более сложным строением. Вирионы поксвирусов (вирусы группы оспы) не имеют правильного, типичного капсида: между сердцевиной и наружной оболочкой у них располагаются трубчатые и мембранные структуры.

(Слайд №10) Капси́д — внешняя оболочка вируса, состоящая из белков. Капсид выполняет несколько функций.

Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.

Определение потенциала к заражению клетки.

На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

В заражённой клетке вирус рано или поздно начинает размножаться, используя инфраструктуру клетки. Белки, составляющие капсид, синтезируются на основе генетического материала вируса. Некоторые типы вирусов, покидая заражённую клетку, отхватывают часть клеточной мембраны и «закутываются» в неё, создавая тем самым дополнительный уровень защиты.

Капсиды большинства вирусов имеют спиральную или икосаэдрическую симметрию. В случае спиральной симметрии (например, у вируса табачной мозаики) составные части капсида формируют цилиндр из уложенных по спирали белковых глобул, внутри которого находится генетический материал вируса. В случае икосаэдрической симметрии (например, у многих бактериофагов) образуется квази-сферическая структура капсида. В случае «закутанного» капсида отдельные части капсида (спирального или икосаэдрического) открыты окружающей среде, в то время как большая часть его скрыта мембраной.

Структурный анализ основных типов капсидов используется в классификации вирусов. Так, по результатам структурного анализа капсида в одну группу были помещены бактериофаг PRD1, вирус хлорелл, обитающих в Paramecium bursaria, и аденовирус млекопитающих.

(Слайд №11)Размеры вирусов.

Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м). Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии и риккетсии), которые тоже являются облигатными паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя).

Значение вирусов.

(Слайд №12)

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

(Слайд №13)

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

- Какие вирусы встречаются в нашей местности?

- Мы сейчас послушаем сообщение о вирусных болезнях растений в нашей местности.

Физкультпауза (1 мин.)

Выполняем простейшие движения на развитие и восстановление мышц тела: шеи, грудной клетки. Позвоночника.

Закрепление знаний (10 мин.)

(Слайд №16)

Фронтальная беседа по вопросам.

Задание на дом.

§ 21, приготовить сообщение по плану: �1. Вид вируса.�2.Вызываемое заболевание.�3. Течение заболевания и клинические признаки болезни. �4. Профилактика и способы лечения.

Спасибо за работу, до свидание.

Литература:

Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.

Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.

Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.

Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.medbiol.ru/medbiol/infect_har/00103f9f.htm

http://festival.1september.ru/articles/609983/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3799/ВИРУСЫ

http://www.it-med.ru/library/v/virus.htm

Картинки:

http://images.slanet.ru/~src1774025/Udalenie_virusov_s_kompyuterov_T_2412495.jpg

http://www.elitelawyerproject.com/blog/wp-content/uploads/2012/05/e-coli-streptococci.jpg

http://static.guim.co.uk/sys-images/Guardian/Pix/pictures/2008/10/21/virus460.jpg

http://www.biografija.ru/pictures/m_22587.jpg

http://s56.radikal.ru/i151/1106/c2/19c401849413.jpg

http://scopeweb.mit.edu/wp-content/uploads/2010/09/nci-adenovirus.jpg

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlG_Fch_dfnVo2I9TSWgSZqgfp9Y05O3b-nSELiVcLO6hqm7n-

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRmajWMIG5RShH4-wD30KWccnJTqeGoDF1GfoQwkheZ_m454zhA

http://www.biology.ru/course/content/models/screensh/fag.jpg

http://maraq.info/wp-content/uploads/2011/06/suzenek.jpg

http://admin.ziarulring.com/images/resized/sida-nu-e-incurabila-resized.jpg

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Mnogoobrazie-organizmov/0003-007-Virusy.png

http://zabaikalsknew.narod.ru/virus.jpg

http://www.umbrellacorporation.com/home/images/stories/umbrella/umbrella_t-virus.jpg

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSc6UkORU0v6s5zmOad4-Zkatmi-poYUiVguPAafScG724dfR9V

Скачать конспект

Сообщить об ошибке