Презентация на тему "Иконы Богородицы в истории России" 9 класс

Презентация: Иконы Богородицы в истории России
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Иконы Богородицы в истории России" по обществознанию. Презентация состоит из 15 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.79 Мб.

Содержание

  • Презентация: Иконы Богородицы в истории России
    Слайд 1

    Иконы Богородицы в истории России Кондрашов Алексей | 9 А класс

  • Слайд 2

    7 особо почитаемых икон Богородицы

    С древности наши предки почитали Пречистую Деву защитницей и хранительницей Земли Русской. Множество образов Её обретены и прославлены именно в нашей стране. Не случайно и то, что многие из них связаны с воинской славой и победой над захватчиками. Существует семь самых почитаемых русских икон Богородицы: Владимирская, Казанская, Знамение, Смоленская, Феодоровско - Костромская, Донская, Неупиваемая чаша.

  • Слайд 3

    Икона Богородицы Донская

    Особенностью этого образа являются характерно поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца.

  • Слайд 4

    Историческая справка

    лицевая сторона Донская икона Божией Матери, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. «Донская Богоматерь» — это двусторонняя икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках на лицевой стороне и «Успением Богородицы» — на обороте. Богородица и Богомладенец Христос изображены в иконографическом типе Умиления (Елеуса) — умиленно прильнувшими друг к другу. Царственно прекрасный лик Божией Матери, нежно склоняющейся к кроткому лику младенца Сына, широко открытые глаза, созерцающие свет небесный, видящие людскую скорбь сиюминутной жизни на земле и вечные крестные страдания Своего Сына, влекут к себе и успокаивают душу, обещая сострадание, заступничество и всепрощающую материнскую любовь. Недаром в XVI веке эту икону называли еще «Богородица Милостивая». оборотная сторона «Успение Богородицы»

  • Слайд 5

    Общероссийское почитание Донской иконы Божией Матери связано с реальными историческими событиями. По преданию в день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском. На самом деле, как установили исследования последних лет, икона Божией Матери, прозванная Донской, появилась на свет позже 1380 г. и, естественно, не могла быть на Куликовом поле. Скорее всего, она была написана на рубеже XIV–XV вв., по заказу великой княгини Евдокии, супруги покойного князя Дмитрия Ивановича, и его сына, великого князя Василия Дмитриевича. Заказ был совершен для обновления Успенского собора Коломны. По мнению некоторых исследователей (И.Э. Грабарь), автором иконы был Феофан Грек, впрочем, его авторство так и остается предположительным.

  • Слайд 6

      В царствование Ивана IV Васильевича начался очередной этап борьбы с "неверными агарянами" — Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, остатками Золотой Орды. Два похода, совершенные Иваном Васильевичем на Казань не принесли успеха. Подготавливая новый, 1552 года, поход, вспомнили о том, что в Коломне, в Успенском соборе, хранится икона Божией Матери, которая, по преданию, была вместе с Дмитрием Ивановичем на Дону, на Куликовом поле и споспешествовала победе русских войск. Перед решительным походом на Казань, находясь в Коломне, Иван IV пришел в церковь Успения и молился перед иконописным образом.   Успешное взятие Казани привело к тому, что эта икона начинает прославляться как чудотворная и получает наименование икона Божией Матери Донская. Ее переносят из Коломны в Москву в придворный кремлевский собор Благовещения и окружают особым почетом.  

  • Слайд 7

    Летописное упоминание об иконе "Богоматерь Донская" содержится в "Повести о житии царя Федора Ивановича" и относится к 1591 г. Во время нашествия полчищ крымского хана Казы-Гирея, царь Федор Иванович молится чудотворному образу, с иконой обходят вокруг городских стен, а затем ставят в церковь-шатер преподобного Сергия Радонежского, уповая, что "тамо Владычица покажет милость Своего заступничества и спасет град наш, яко же и прежде, от нахождения иноплеменных варвар". А через год, в память о чуде избавления от нашествия Казы-Гирея устраивают монастырь во имя Богородицы (Донской монастырь в Москве) и пишут для него копию-список с чудотворной иконы. Тогда же был установлен праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери — 19 августа (1 сентября по новому стилю).  

  • Слайд 8

    Заступница христиан.

    Особо чтимой святыней икона "Богоматерь Донская" оставалась на протяжение и всего XVII столетия. Каждый раз, когда возникала опасность со стороны "безбожных агарян", к ней обращались как к главной заступнице. Например, с ней связывали победы над крымскими татарами в 1646-1648 гг. В этот же период делается большое число копий с чудотворного образа.

  • Слайд 9

    Списки с иконы Богородицы Донская

    Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице – Сергиеву лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского. После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну: для Успенского собора, который сохранился до настоящего времени; другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города. После избавления Москвы от войск хана Казы - Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы. В 1668 г. для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

  • Слайд 10

    Знаменательные события, связанные с иконой

    В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада. В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

  • Слайд 11

    Место пребывания чудотворной иконы Донская – Третьяковская галерея

    С 1930 годадревняя чудотворная икона «Богоматерь Донская» хранится в Третьяковской галерее, а ее копии-списки XVI–XX вв. почитаются во многих храмах России.

  • Слайд 12

    Донская икона Богородицы- защитница от иноверных и иноплеменных врагов.-

    русские православные люди с особым чувством вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нашего нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле человеческих душ.

  • Слайд 13

    Празднование 19 августа (1 сентября по новому стилю)

    Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменатель-нейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г. 1 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря.

  • Слайд 14

    Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской

    Заступнице верных Преблагая и Скорая,/ Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим,/ да, якоже древле от него заступление Твое/ граду Москве даровала еси,/ тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави// и спаси души наша, яко Милосердая. Богоматерь Донская. Россия, Московская школа (. Конец XVI - начало XVII века. Дерево (ель), двойной ковчег; паволока, темпера. Размер - 32 х 26 см

  • Слайд 15

    Спасибо за просмотр!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке