Презентация на тему "Мир византийской культуры"

Презентация: Мир византийской культуры
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по истории на тему "Мир византийской культуры". Данная презентация может быть использована вами в качестве наглядного и содержательного дополнения на уроке, посвященному изучению всех аспектов существования Византии. Также рассказано о мировом значение византийской культуры. Презентация допонена большим количеством изображений. Состоит из 48 слайдов.

Краткое содержание

  • Факторы формирования византийской культуры
  • Три периода «расцвета» византийской культуры
  • Парадоксы византийского искусства
  • Архитектура Византии
  • Византийские мозаики
  • Иконы
  • Особенности Византийской культуры
  • Мировое значение византийской культуры

Содержание

  • Презентация: Мир византийской культуры
    Слайд 1

    Мир византийской культуры

  • Слайд 2

    Византийской империи

    • Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет
    • Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную
    • Столицей восточной части империи сделался Константинополь(ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий
    • Бизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя
    • Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей
    • Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
    • Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира
    • По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы
    • Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом
    • Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками
  • Слайд 3

    Факторы формирования византийской культуры

    • Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – называют следующие:
    • в Византии была языковая общность (основным языком был греческий)
    • Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия)
    • при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков
    • Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры
  • Слайд 4

    Основа византийской культуры - феодализм

    Император Константин

    • претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной религии
    • объявил свободу разным религиозным учениям
    • старался придать Византии значение мирового центра
    • имел неограниченную власть
  • Слайд 5
    • Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного
    • Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
    • Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника
    • Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
    • Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению
  • Слайд 6
    • Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской)
    • Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной)
    • С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира
  • Слайд 7

    Схизма

    • Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках христологических споров
    • Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство
    • Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)
  • Слайд 8

    Две тенденции в развитии Византийской культуры

  • Слайд 9

    Духовные доминанты культуры Византии

  • Слайд 10

    Периоды истории византийского искусства

    • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III вв.н.э.)
    • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв.)
    • иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы
    • период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к. XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации
    • период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
    • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)
  • Слайд 11

    Три периода «расцвета» византийской культуры

    • эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 гг.
    • период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.
    • третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.
  • Слайд 12

    «Око Вселенной»

    • В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком Вселенной»
    • В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом
    • В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г.
    • Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства
    • Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным
  • Слайд 13

    Парадоксы византийского искусства

    • Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе
    • Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным
    • Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы
    • На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии
    • В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы
  • Слайд 14
    • Идея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения
    • Это сказалось на отношении к личности художника
    • На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках
  • Слайд 15

    Архитектура Византии

  • Слайд 16

    Архитектура Византии Храм св. Софии

  • Слайд 17

    Храм св. Софии

    • Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии
    • Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя
    • Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
    • Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря
  • Слайд 18
    • Со всей страны в Константинополь были привезены мастера
    • Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита
    • Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов
    • Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
    • В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих
  • Слайд 19
    • Над центральной частью здания возведен купол
    • Купол опирается на мощные циркульные арки и на паруса (парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника).
    • С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала
    • С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола)
    • С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами.
    • Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон
    • В основании купола находятся сорок окон
    • Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны
    • Купол словно парит над храмом, не касаясь стен
  • Слайд 20
    • Пространство собора буквально пронизано светом
    • Этот эффект усиливается отражением лучей от мозаичных картин
    • Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца
    • Обилие света в храме не было случайным
    • Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа
    • Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа
  • Слайд 21

    Архитектура Византии

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Церковь св. Виталия в Равенне

    • Не без основания этот храм считают шедевром византийской архитектуры
    • Она поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм
    • Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты
    • Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью
  • Слайд 24

    Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне

    • Восприятие храма как символа всего Божьего мира
    • Одним из таких храмов была равеннская церковь Сан-Витале
  • Слайд 25

    Церковь св. Виталия в Равенне

    • Пологий купол покоится на восьми мощных устоях
    • Эти устои соединены арочными перекрытиями со стенами
    • Узкой стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции
    • Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой
    • Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания
  • Слайд 26
    • Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой
    • Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов
    • Смальта, отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма
  • Слайд 27

    Византийский архитектурный тип

    • С IX в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца
    • Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня
    • В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане
    • Такая структура здания получила название крестово-купольной системы
    • Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства
    • Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу
    • В это время появляются и новые декоративные детали
    • Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами
    • В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным
  • Слайд 28
    • Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкцию
    • Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн
    • Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство
    • Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере
    • На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей
    • Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола
    • Он представляется нам вздымающимся вверх
    • В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз
    • Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу
  • Слайд 29
    • Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х в.), становится самой распространенной в византийской архитектуре
    • Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей
    • Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом)
    • Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность
  • Слайд 30

    Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры

  • Слайд 31

    Византийские мозаики

    • Цвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном смысле
    • Ярче всего должна сиять Божественная сущность
    • В византийской живописи никогда не изображается источник света — он в ней самой
  • Слайд 32
    • Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны
    • Золотой фон означает Божественность; пурпур — символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства
  • Слайд 33
    • Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах
    • Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников
    • Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира

  • Слайд 34

    Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век

  • Слайд 35

    Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

  • Слайд 36

    Византийские мозаики

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне

    Изображения на византийских мозаиках и иконах отличаются статичностью, фронтальностью, иератичностъю, созерцательностью

    В них нет динамики, живой пластики, ракурсов, пространственной глубины и натуралистических деталей

  • Слайд 40

    Иконы

    • С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы
    • Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере
    • Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте
    • Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ)
    • При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире
  • Слайд 41

    Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному»

    (Псевдо-Дионисий)

    Григорий ЧудотворецИкона второй половины XII в.

  • Слайд 42
    • Икона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет
    • В ней самой заключена Божественная благодать
    • Представление о том, что икона есть носительница спасающей силы, безусловно, оказало воздействие на интерпретацию иконных образов
    • Большая часть ликов, созданных художниками, обращают к нам взгляд, дарящий покой и надежду на справедливый суд
    • Как правило, конкретному образу на иконе соответствует определенный фон — чаще всего золотой, красный или белый
  • Слайд 43
    • "Св. Марина" из Византийского музея в Афинах, исполненной, вероятно, в конце XIV в.
    • Согласно византийской иконографии, св. Марина всегда облачена в красный плащ
    • Красный цвет обладает многими символическими смыслами
    • Это "пылающий огонь, заключающий в себе Божественные энергии" (Дионисий Ареопагит), которые дают жизнь творению
    • Это цвет мученичества, указание на кровь Христа, пролитую во имя спасения человечества
    • Это символ Божественной любви, "пламя горения любви, согревающее сердца... чтобы страх перевоплотился в любовь" (Григорий Великий)
    • Это символ Спасения, ибо в Ветхом Завете кровью агнца евреи помечали двери своих домов во время египетских казней
  • Слайд 44
    • В иконе "Св. Марина" красный цвет имеет особенную тональность благодаря непривычному темному оттенку, близкому к малиновому, очень активному, даже пронзительному
    • Фигура св. Марины погружена в красный плащ, будто в некую особую сферу, подобную пламени
    • Красный цвет является здесь не только преобладающим, но почти единственным; лишь темно-синие вырез платья и рукава, да золотые ворот и нарукавники, создающие архитектонику цветовой композиции, служат дополнениями к огромному сплошному полю красного
    • Именно он определяет главную тему образа: духовное горение, погружающее святую в огнеподобную мистическую сферу, в которой она пребывает в великолепной красоте и величественном спокойствии
    • Эта икона, воплощающая представления о непременном торжестве идущего по духовному пути, отвечает настроениям, связанным с триумфальной победой идей исихазма
  • Слайд 45

    Особенности Византийской культуры

    • Города как центры ремесла, торговли, искусства
    • Культ императора как сакральной фигуры
    • Церковь как господствующий орган, подотчетный светской власти, не претендующий на политические функции
    • Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса
    • Унификация научного и художественного творчества в силу бюрократически централизованного государственного устройства
    • Использование свойств искусства для формирования религиозного сознания Византии
    • Внешняя помпезность, парадность
    • Приверженность к строгой обрядности
    • Сознание превосходства над культурой народов остального мира
  • Слайд 46

    Мировое значение византийской культуры

    • Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры
    • Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам
    • Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации
    • Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи
  • Слайд 47
    • Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих народов периода Средневековья
    • Византийцы открыли духовную природу человека
    • Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры
    • На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций
  • Слайд 48

    Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке