Презентация на тему "Солнечная система"

Презентация: Солнечная система
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
13 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Солнечная система" по географии поможет учителю в проведении урока. Школьники ознакомятся со строением Солнечной системы, устройствам нашей планеты и особенностями ее вращения. Оформление презентации иллюстрировано яркими и тематическими картинками и фотографиями.

Краткое содержание

  1. Планеты Солнечной системы
  2. Луна – естественный спутник Земли
  3. Материки (континенты)
  4. Части света
  5. Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей воображаемой оси

Содержание

  • Презентация: Солнечная система
    Слайд 1

    МБОУ Полх-Майданская СОШ Вознесенского района Нижегородской области

    ТЕМА УРОКА «МЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ»

    Урок географии в 6 классе

    Выполнила: учитель географии Е.Н.Арбузова

    Полх-Майдан 2012 год.

  • Слайд 2
    • Цель урока: познакомить учащихся со строением Солнечной системы, устройствам нашей планеты и особенностями ее вращения
  • Слайд 3
    • Как устроена Солнечная система?
  • Слайд 4

    Планеты Солнечной системы

    • Среднее расстояние от Земли до Солнца около 150 млн. км.
    • Земля обращается по орбите вокруг Солнца со скоростью около 30 км/с.
    • Радиус Земного шара составляет около 6 371 км.
    • Площадь поверхности Земли 510 млн. км
  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Луна – естественный спутник Земли

    • Среднее расстояние от Земли до Луны около 384 тыс. км.
  • Слайд 7
    • Земля – планета Солнечной системы.
    • Солнечная система – часть Галактики.
    • Галактика – часть Вселенной.
  • Слайд 8
    • Как устроена наша планета?
  • Слайд 9
    • Материки (континенты)
  • Слайд 10
    • Части света
  • Слайд 11
    • Вид земли из космоса
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
    • Как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца?
  • Слайд 15
    • Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей воображаемой оси
  • Слайд 16
    • Схематическое изображение земного шара
  • Слайд 17
    • Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Одновременно Земля обращается вокруг Солнца по орбите в том же направлении.
  • Слайд 18

    Какие утверждения верны?

    • Земля вращается вокруг Солнца.
    • Солнце – центр Солнечной системы.
    • Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.
    • Земля имеет шарообразную форму.
    • Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
    • Вселенная – часть Галактики.
    • Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
    • Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
    • Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.
    • Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
    • Солнце – раскаленная звезда.
Посмотреть все слайды

Конспект

МБОУ Полх- Майданская СОШ Вознесенского района

Нижегородской области

Конспект урока географии в 6 классе

«Мы во Вселенной»

Подготовила: учитель географии

Полх-Майданской СОШ

Е.Н. Арбузова

Полх-Майдан 2012 год.

Тема урока: «Мы во Вселенной»

Цели урока: познакомить учащихся с строением Солнечной системы , устройством нашей планеты и особенностями ее вращения.

Задачи урока:

Обучающие

- формировать знания учащихся о строении Солнечной системы, устройстве нашей планеты. Рассмотреть виды вращения Земли и их следствия.

Развивающие

-развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Мы во Вселенной», модель солнечной системы , глобус, физическая карта полушарий(настенная), атласы для учащихся.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся получают знания

- о строении Солнечной системы;

- о строении планеты Земля;

- знакомятся с видами вращения Земли и следствием этого вращения;

- развивают умение анализировать полученные результаты, делать выводы.

Хронометраж урока.

Организационный момент (1мин.)

Постановка цели и задач урока (1мн.)

Актуализация знаний (1мин.)

Изучение нового материала.

I.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы (5мин.)

- опережающее задание (доклад учащегося- 3мин.)

II.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы( Материки. Части света. Географическая оболочка Земли-5мин.)

III.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы (7мин.)

- вращения Земли .Демонстрация модели Солнечной системы(5мин.)

- земной шар – схематическое изображение (5мин.)

5. Закрепление (7мин.)

6. Задание на дом (1мин.)

Тема урока «Мы во Вселенной».

Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайд: №1,№2

Актуализация знаний.

О существование, каких планет вы знаете?

От чего бывает смена времен года?

Какую сторону горизонта указывает Полярная звезда?

Назовите самый большой и самый маленький материк на Земле.

4.Изучение нового материала.

Постановка познавательной задачи.

Как устроена Солнечная система?

Слайд: №3

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопрос к классу.

1.Какие космические тела вы знаете?

Рассказ.

Солнечная система составляет очень малую часть Вселенной. Вселенная состоит из множества звездных систем - галактик. Одна из них наша, ее так и называют – Галактика или Млечный Путь.

В Галактике более 100 млрд. звезд. Солнце - одна из них. Вокруг Солнце обращается 9 планет. Одна из них наша Земля. Планеты со своими спутниками, кометы, астероиды, метеориты и межпланетная среда образуют Солнечную систему. Все они удерживаются гравитационным притяжением Солнца. Земля – третья по удаленности от Солнца планета. Планеты, которые находятся ближе к Солнцу, меньше по размерам и обращаются вокруг него быстрее.

Вопрос к классу.

Что является центром Солнечной системы?

Меркурий почти втрое меньше Земного. Юпитер в11 раз больше Земли. Близка к Земле по размерам Венера. Вокруг Земли обращается ее единственный спутник Луна. Между Землей и Луной , как и всеми космическими телами существует, притяжение. Благодаря этому мы можем наблюдать приливы и отливы. Слайд :№4

Опережающее задание.

Доклад учащегося( Приложение 1.)

Слайд :№5,6

Вывод: Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – часть Галактики. Галактика – часть вселенной.

Слайд :№7

Постановка познавательной задачи.

Как устроена наша планета?

Слайд :№8

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы к классу.

1.Что представляет собой поверхность Земли?

Из каких частей она состоит?

2.Сколько материков на Земле?

3.На каком материке мы живем?

4.На каком материке нет постоянных жителей?

5.Какую форму имеет наша планета?

Рассказ.

Большую часть земного шара покрыто водой. Над водой выступает шесть материков. Самый большой из них Евразия, самый маленький Австралия.

Слайд :№9

Сушу земного шара с давних времен делят на части света.

Слайд :№10

Из космоса Земля выглядит как голубой шар в легкой дымке. На самом деле «шар» слегка сплюснут.

Слайд :№11

Вопросы к классу.

1.Скажите из каких оболочек состоит земной шар?

2.Как вы думаете, оболочки земного шара существуют обособленно или взаимодействуют друг с другом?

3.Приведите примеры взаимодействия.

Учитель на основе ответов учащихся формирует понятие «географическая оболочка».

Взаимодействуя между собой, все оболочки образуют сложный природный комплекс – географическую оболочку.

Слайд :№12

(Рассмотреть рис.10, выписать название и определение географических оболочек Земли).

Вывод: Земные оболочки взаимодействуют между собой и образуют географическую оболочку Земли. Слайд :№13

Постановка познавательной задачи.

Как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца?

Слайд:№14

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы

1.Какие виды движения Земли вы знаете?

Рассказ. Учитель при помощи глобуса демонстрирует движение Земли вокруг своей оси.

Земля вращается вокруг своей оси. Эта ось северным концом направлена на Полярную звезду. Земной шар вращается вокруг себя против часовой стрелки (с запада на восток).Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа (земные сутки). За этот период времени на Земле сменяются день и ночь.

Одновременно Земля обращается вокруг Солнца. Слайд :№15

Путь Земли вокруг Солнца называется орбитой и имеет форму овала. Солнце немного смещено по отношению к его центру.

Вопрос к классу.

2.Какой вывод можно сделать из этого?

Земля совершает один виток по орбите за 365 дней и 6 часов.

Вопрос к классу.

3.Что меняется на Земле за этот отрезок времени?

Раз в четыре года набираются дополнительные сутки, наступает високосный год. В високосном году 366 дней, а в феврале этого года 29 дней.

Учитель демонстрирует одновременно осевое и орбитальное движение с помощью модели солнечной системы.

Воображаемая ось Земли наклонена под некоторым углом. В точках, где ось пересекается с поверхностью Земли, располагаются Северный и Южный полюс. Северный полюс всегда направлен на полярную звезду. Полюса – уникальные места нашей планеты. Они не участвуют во вращении Земли. Экватор – воображаемая линия ,находящаяся на равном удалении от полюсов. Тропики и полярные круги проведены параллельно экватору.

Слайд :№16

(Рассмотреть рис12. стр. 25, затем учащиеся пользуясь атласом на физической карте полушарий находят : материки, экватор, тропики, полюса. Определяют где северное и южное полушарие. Учитель при помощи настенной физической карты полушарий корректирует их действия).

Вывод: Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Одновременно Земля обращается вокруг солнца по орбите в том же направлении.

Слайд :№17

5.Закрепление. Слайд №18

Давайте обсудим….

Какие утверждения верны?

а) Земля вращается вокруг солнца.

б) Солнце – центр Солнечной системы.

в) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?

г) Земля имеет форму шара.

д) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

е) Вселенная – часть Галактики.

е) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

ж) Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.

з) Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.

и) Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

й) Солнце – раскаленный шар.

6. Домашнее задание. Изучить § 4, разобрать вопросы и задания стр.27.

Литература.

А.И.Алексеев. География 6 класс. Москва «Просвещение» 2008г.

Т.Н.Воробцова. География 6 класс. Волгоград «Учитель – АСТ» 2002г

Г.Н.Элькин. Физическая география 6класс. Санкт-Петербург «Паритет» 2001г.

Приложение 1.

Дополнительный материал.

Предполагается, что Солнечная система сформировалась около 6 млрд. лет назад из вращающегося газопылевого диска, при сжатии которого возникло Солнце и остальные планеты. Планеты и астероиды движутся вокруг Солнца по орбитам в одном направлении.

Меркурий самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы, обращается вокруг Солнца за 88 земных суток. У планеты есть естественные спутники, и есть очень разреженная атмосфера. Планета обладает крупным железным ядром, являющимся источником магнитного поля. Температура колеблется от -180 до +430 С. По своим физическим свойствам Меркурий напоминает Луну, сильно катерирован. Вес его всего лишь 0,055 от Земных.

Юпитер – крупнейшая планета Солнечной системы. Он классифицируется как газовый гигант. Преимущественно состоит из водорода и гелия. Из – за быстрого вращения форма Юпитера – сплюснутый сфероид. Он обладает мощной магнитосферой. Спутниковая система Юпитера состоит по крайней мере, из 63 лун. Его масса равна 318 Земным.

Венера третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Венера классифицируется как землеподобная планета, иногда ее называют «сестрой Земли». Обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. У Венеры очень плотная атмосфера, состоящая главным образом из углекислого газа. Поверхность Венеры носит на себе яркие черты вулканической деятельности. Венера и Земля единственные в Солнечной системе планеты, носящие женские имена.

Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Луна вращается вокруг Земли, она отражает солнечный свет, поэтому нам кажется, что она светится. Приливное действие Луны сыграло значительную роль в формировании флоры и фауны. Лунное притяжение так велико, что поверхность океана выгибается навстречу нашему спутнику. Луна движется вокруг земли, и за ней бежит по океану приливная волна. Когда она достигает берега происходит прилив. Через некоторое время вода отходит от берега вслед за Луной. Притяжение Луны в настоящее время играет огромную роль в движении материков.

�PAGE � �PAGE �7�

МБОУ Полх- Майданская СОШ Вознесенского района

Нижегородской области

Конспект урока географии в 6 классе

«Мы во Вселенной»

Подготовила: учитель географии

Полх-Майданской СОШ

Е.Н. Арбузова

Полх-Майдан 2012 год.

Тема урока: «Мы во Вселенной»

Цели урока: познакомить учащихся с строением Солнечной системы , устройством нашей планеты и особенностями ее вращения.

Задачи урока:

Обучающие

- формировать знания учащихся о строении Солнечной системы, устройстве нашей планеты. Рассмотреть виды вращения Земли и их следствия.

Развивающие

-развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Мы во Вселенной», модель солнечной системы , глобус, физическая карта полушарий(настенная), атласы для учащихся.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся получают знания

- о строении Солнечной системы;

- о строении планеты Земля;

- знакомятся с видами вращения Земли и следствием этого вращения;

- развивают умение анализировать полученные результаты, делать выводы.

Хронометраж урока.

Организационный момент (1мин.)

Постановка цели и задач урока (1мн.)

Актуализация знаний (1мин.)

Изучение нового материала.

I.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы (5мин.)

- опережающее задание (доклад учащегося- 3мин.)

II.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы( Материки. Части света. Географическая оболочка Земли-5мин.)

III.Постановка поставленной задачи (1мин.)

Решение поставленной задачи

- рассказ с элементами беседы (7мин.)

- вращения Земли .Демонстрация модели Солнечной системы(5мин.)

- земной шар – схематическое изображение (5мин.)

5. Закрепление (7мин.)

6. Задание на дом (1мин.)

Тема урока «Мы во Вселенной».

Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайд: №1,№2

Актуализация знаний.

О существование, каких планет вы знаете?

От чего бывает смена времен года?

Какую сторону горизонта указывает Полярная звезда?

Назовите самый большой и самый маленький материк на Земле.

4.Изучение нового материала.

Постановка познавательной задачи.

Как устроена Солнечная система?

Слайд: №3

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопрос к классу.

1.Какие космические тела вы знаете?

Рассказ.

Солнечная система составляет очень малую часть Вселенной. Вселенная состоит из множества звездных систем - галактик. Одна из них наша, ее так и называют – Галактика или Млечный Путь.

В Галактике более 100 млрд. звезд. Солнце - одна из них. Вокруг Солнце обращается 9 планет. Одна из них наша Земля. Планеты со своими спутниками, кометы, астероиды, метеориты и межпланетная среда образуют Солнечную систему. Все они удерживаются гравитационным притяжением Солнца. Земля – третья по удаленности от Солнца планета. Планеты, которые находятся ближе к Солнцу, меньше по размерам и обращаются вокруг него быстрее.

Вопрос к классу.

Что является центром Солнечной системы?

Меркурий почти втрое меньше Земного. Юпитер в11 раз больше Земли. Близка к Земле по размерам Венера. Вокруг Земли обращается ее единственный спутник Луна. Между Землей и Луной , как и всеми космическими телами существует, притяжение. Благодаря этому мы можем наблюдать приливы и отливы. Слайд :№4

Опережающее задание.

Доклад учащегося( Приложение 1.)

Слайд :№5,6

Вывод: Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – часть Галактики. Галактика – часть вселенной.

Слайд :№7

Постановка познавательной задачи.

Как устроена наша планета?

Слайд :№8

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы к классу.

1.Что представляет собой поверхность Земли?

Из каких частей она состоит?

2.Сколько материков на Земле?

3.На каком материке мы живем?

4.На каком материке нет постоянных жителей?

5.Какую форму имеет наша планета?

Рассказ.

Большую часть земного шара покрыто водой. Над водой выступает шесть материков. Самый большой из них Евразия, самый маленький Австралия.

Слайд :№9

Сушу земного шара с давних времен делят на части света.

Слайд :№10

Из космоса Земля выглядит как голубой шар в легкой дымке. На самом деле «шар» слегка сплюснут.

Слайд :№11

Вопросы к классу.

1.Скажите из каких оболочек состоит земной шар?

2.Как вы думаете, оболочки земного шара существуют обособленно или взаимодействуют друг с другом?

3.Приведите примеры взаимодействия.

Учитель на основе ответов учащихся формирует понятие «географическая оболочка».

Взаимодействуя между собой, все оболочки образуют сложный природный комплекс – географическую оболочку.

Слайд :№12

(Рассмотреть рис.10, выписать название и определение географических оболочек Земли).

Вывод: Земные оболочки взаимодействуют между собой и образуют географическую оболочку Земли. Слайд :№13

Постановка познавательной задачи.

Как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца?

Слайд:№14

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы

1.Какие виды движения Земли вы знаете?

Рассказ. Учитель при помощи глобуса демонстрирует движение Земли вокруг своей оси.

Земля вращается вокруг своей оси. Эта ось северным концом направлена на Полярную звезду. Земной шар вращается вокруг себя против часовой стрелки (с запада на восток).Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа (земные сутки). За этот период времени на Земле сменяются день и ночь.

Одновременно Земля обращается вокруг Солнца. Слайд :№15

Путь Земли вокруг Солнца называется орбитой и имеет форму овала. Солнце немного смещено по отношению к его центру.

Вопрос к классу.

2.Какой вывод можно сделать из этого?

Земля совершает один виток по орбите за 365 дней и 6 часов.

Вопрос к классу.

3.Что меняется на Земле за этот отрезок времени?

Раз в четыре года набираются дополнительные сутки, наступает високосный год. В високосном году 366 дней, а в феврале этого года 29 дней.

Учитель демонстрирует одновременно осевое и орбитальное движение с помощью модели солнечной системы.

Воображаемая ось Земли наклонена под некоторым углом. В точках, где ось пересекается с поверхностью Земли, располагаются Северный и Южный полюс. Северный полюс всегда направлен на полярную звезду. Полюса – уникальные места нашей планеты. Они не участвуют во вращении Земли. Экватор – воображаемая линия ,находящаяся на равном удалении от полюсов. Тропики и полярные круги проведены параллельно экватору.

Слайд :№16

(Рассмотреть рис12. стр. 25, затем учащиеся пользуясь атласом на физической карте полушарий находят : материки, экватор, тропики, полюса. Определяют где северное и южное полушарие. Учитель при помощи настенной физической карты полушарий корректирует их действия).

Вывод: Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Одновременно Земля обращается вокруг солнца по орбите в том же направлении.

Слайд :№17

5.Закрепление. Слайд №18

Давайте обсудим….

Какие утверждения верны?

а) Земля вращается вокруг солнца.

б) Солнце – центр Солнечной системы.

в) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?

г) Земля имеет форму шара.

д) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

е) Вселенная – часть Галактики.

е) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

ж) Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.

з) Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.

и) Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

й) Солнце – раскаленный шар.

6. Домашнее задание. Изучить § 4, разобрать вопросы и задания стр.27.

Литература.

А.И.Алексеев. География 6 класс. Москва «Просвещение» 2008г.

Т.Н.Воробцова. География 6 класс. Волгоград «Учитель – АСТ» 2002г

Г.Н.Элькин. Физическая география 6класс. Санкт-Петербург «Паритет» 2001г.

Приложение 1.

Дополнительный материал.

Предполагается, что Солнечная система сформировалась около 6 млрд. лет назад из вращающегося газопылевого диска, при сжатии которого возникло Солнце и остальные планеты. Планеты и астероиды движутся вокруг Солнца по орбитам в одном направлении.

Меркурий самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы, обращается вокруг Солнца за 88 земных суток. У планеты есть естественные спутники, и есть очень разреженная атмосфера. Планета обладает крупным железным ядром, являющимся источником магнитного поля. Температура колеблется от -180 до +430 С. По своим физическим свойствам Меркурий напоминает Луну, сильно катерирован. Вес его всего лишь 0,055 от Земных.

Юпитер – крупнейшая планета Солнечной системы. Он классифицируется как газовый гигант. Преимущественно состоит из водорода и гелия. Из – за быстрого вращения форма Юпитера – сплюснутый сфероид. Он обладает мощной магнитосферой. Спутниковая система Юпитера состоит по крайней мере, из 63 лун. Его масса равна 318 Земным.

Венера третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Венера классифицируется как землеподобная планета, иногда ее называют «сестрой Земли». Обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. У Венеры очень плотная атмосфера, состоящая главным образом из углекислого газа. Поверхность Венеры носит на себе яркие черты вулканической деятельности. Венера и Земля единственные в Солнечной системе планеты, носящие женские имена.

Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Луна вращается вокруг Земли, она отражает солнечный свет, поэтому нам кажется, что она светится. Приливное действие Луны сыграло значительную роль в формировании флоры и фауны. Лунное притяжение так велико, что поверхность океана выгибается навстречу нашему спутнику. Луна движется вокруг земли, и за ней бежит по океану приливная волна. Когда она достигает берега происходит прилив. Через некоторое время вода отходит от берега вслед за Луной. Притяжение Луны в настоящее время играет огромную роль в движении материков.

�PAGE � �PAGE �7�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке